Forbes Council Андрей Лушников
2811
0

Кризис: время выходить на новый уровень и создавать экосистемы

Кризис: время выходить на новый уровень и создавать экосистемы
Если у тебя один бизнес, ты принял один вызов от коронавируса. А если несколько в разных отраслях, то … «ну вы держитесь, всего вам хорошего». Сегодняшний кризис глобальный, коснется он всех. Что удержит вас на плаву? Нет, я не стану рассказывать очередную «историю успеха». Никого не интересует чужие достижения, особенно когда плохо всем. Поделюсь пока просто выводами, которые я сделал за последний месяц.

Сферы моих интересов в Санкт-Петербурге – недвижимость, образование, ресторанный бизнес – требуют совершенно разных решений, моих решений. Надеяться на помощь государства здесь бессмысленно. Государству нет смысла спасать тех или иных предпринимателей: на место одних придут другие. Ну развалится твой бизнес, потом соберется в том же или другом месте, в том же или новом формате и масштабе, под твоей или под чужой фамилией – государству по большому счету все равно. Хорошая новость заключается в том, что выживут те предприниматели, кто сумеет поставить силу встречных ураганных обстоятельств себе на службу. Это один из принципов айкидо – использовать силу противника. Есть и другие – уметь уходить с линии атаки, уметь правильно падать, уметь делиться (подробнее в колонке «Бизнес без агрессии»).

Скупой – не рыцарь


За ресторан я спокоен. Да, заведение «Ферма Бенуа», в штате которого числится 120 человек, сегодня работает только на доставку. От туристов мы не зависим, ресторан обслуживал в основном петербуржцев, поэтому после снятия карантина они вернутся к нам. Тем более у нас безглютеновая кухня, единственная, наверно, лицензированная в стране, она занимает 30–40% от всей выручки. Сейчас мы всеми силами стараемся сохранить команду ресторана: раньше она нас кормила и поила, теперь мы должны позаботиться о ней. В целом, думаю, ресторанный рынок изменится, значительная его часть уйдет «на вынос». Но сами рестораны никуда не денутся – ведь туда ходят не только поесть, но и пообщаться. 

С недвижимостью уже сложнее. Сегодня рынок недвижимости почти умер. Новые объекты появятся теперь не скоро, а уже действующие практически лишились выручки, что, безусловно, повлечет за собой сокращение штатов и уменьшение зарплат в этом сегменте. Здесь надо переходить в режим ручного управления, решать каждый кейс отдельно и взаимовыгодно, насколько это возможно в сегодняшней ситуации.

Арендаторы атакуют «Бестъ» письмами с просьбой снизить или отсрочить арендную плату. Мы пошли на снижение ставки. Можно, конечно, упереться в жадность и собрать все платежи за три весенних месяца, угробив партнеров. Но это невыгодно в перспективе: некоторые из них с нами уже 10–15 лет, и разорять их мы не станем. Зачем? Чтобы потом искать новых? В этой ситуации мы все в одной лодке: начнешь топить партнера – утонешь сам.

Коворкинг Avenue Page в Санкт-ПетербургеСвои коворкинги Benua Page и Avenue Page мы решили преобразовать в онлайн-экосистему, к которой сможет подключиться любой коворкинг в стране, заплатив немного денег и присоединив к своему названию слово Page. Зачем это ему? Напомню, что первые коворкинги в мире возникли после кризиса 2008 года – большую недвижимость оказалось выгодно поделить на отдельные рабочие места. Мы, рассуждая логически и постоянно изучая опыт самых известных в мире коворкингов, делаем то же самое, но на новом уровне. Коворкинг – это не только условные стол и стул, это деление на рабочие места и одновременно объединение на новом витке, потому что 30% успеха коворкинга – это community. Там происходит обмен информацией, там работает «большой мозг», и у нас есть онлайн-технологии взаимного общения предпринимателей – сейчас люди активно делятся кризисным опытом. К нам подключились уже 10 коворкингов из разных регионов. Это не формат Fuck Up Nights, где «факапнувшийся» гордо рассказывает о своих проколах, своеобразная пародия на «историю успеха», это уже не работает даже как плацебо. Нет, это взаимопомощь: мы делаем в коворкингах прокачку бизнеса – расскажите о своем бизнесе, даже если он еще на стадии стартапа, и мы поможем найти инвесторов, поможем решить и другие проблемы.

Если ситуация с пандемией ухудшится, предоставлю Avenue под нужды телемедицины. Врачам будет удобно, там все есть для этого: хаб, общение, классификация, IT-оснащение. Есть готовые рабочие места – садись и работай. 

Образование обеZOOMело и поумнело одновременно


Самым уязвимым местом оказалась наша «Школа Бенуа» – и флагманская, и сеть в целом. Помогло нам то, что «Школу Бенуа» мы задумали изначально с включением «цифры» в образовательный процесс – дети иногда используют у нас гаджеты в качестве инструментов: создают мультфильмы, например. Когда все школы закрылись, мы, оправившись от первого испуга, вдруг поняли, что самое время применить на практике то, чему мы учим детей в нашей школе: правильно падать и вставать уже в выгодной позиции. И тут умение детей работать с гаджетами нам очень пригодилось: школа начала переходить в онлайн. Сначала осторожно – мы провели несколько пробных онлайн-занятий для детей и получили обратную связь от родителей: это работает! Дети хотят видеть своих воспитателей и педагогов и своих друзей: родители жаловались, что дети скучают без общения с ними. Мы решили адаптировать для нашей онлайн-платформы авторские программы, снизили цены в два раза, сделали видеоконспекты для родителей, через конференции Zoom стали проводить занятия с детьми. Дети научились общаться со своим воспитателем и друг с другом в Zoom – сейчас уже 15 направлений (от хореографии до Lego) работают у нас онлайн.

«Школа Бенуа» в Санкт-ПетербургеПоложение наших партнеров-франчайзи, конечно, отличается: мы на рынке уже три года, родители нам доверяют, и когда карантин закончится, они вернутся. А франчайзи открывались позже, аудитория их клиентов еще не так устойчива, и к тому же они зависят от того, арендуют ли они площадку под школу или сидят в собственной. Поэтому кто-то временно закрылся, а кто-то перешел в онлайн, как и мы. Мы не оставили их в беде – создали свою онлайн-экосистему и проводим сейчас на ней постоянно видеоконференции, выкладываем уроки на нашу цифровую платформу, доступную всем в нашей сети. Более того, педагоги наших школ из других регионов также могут записать свои занятия, и, проверив на соответствие нашим методикам, мы подгрузим их в систему и их сможет купить любой желающий, а педагог получит процент с этого.

Все это пригодится и после карантина, когда жизнь вернется в офлайн. Карантин обострил проблему пропусков в школах и детских садах и одновременно показал, как ее решить: теперь, чтобы ваш ребенок не отстал, допустим, из-за того что болел или ваша семья уезжала куда-то, вы можете включить в любое удобное для вас время видеоурок. В нашей школе занимаются дети от 2 до 12 лет – многим родителям, особенно работающим, нужен кто-то, кто поможет детям сделать уроки, побудет «умной няней» для них. Уже не нужно брать репетитора со стороны – с ребенком (одним или в группе) может позаниматься онлайн его педагог.

Что бы ни случилось, 1 сентября дети пойдут в школу. Лето все проведут в России, а значит, детей надо будет чем-то занимать и подготовка к школе – онлайн или офлайн – будет востребована, особенно для первоклашек. Сейчас все родители столкнулись с тем, что государственная школа не может работать онлайн: по большей части это имитация занятий, что признал даже министр просвещения. Искать самим в интернете и разбираться, что годится для вашего ребенка, а что нет в море уроков на РЭШ, МЭШ или YouTube, ни у кого нет времени и желания. Как проверить там качество контента? Наши же методики отработаны и испытаны временем, дети уже привыкли к ним, и родители могут не искать репетитора (кота в мешке), а купить онлайн-уроки с педагогом, к которому привык ребенок.

Онлайн-образование для дошкольников и младших школьников останется – это уже ясно, ниша свободна. У нас есть бренд, теперь ему надо придать добавочную стоимость: мы ищем партнера, у которого есть опыт глобальной онлайн-сети – хотим создать образовательное онлайн-сommunity. В масштабах страны. Время пришло. 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза