Блоги Андрей Лушников
1033
0

Коворкинг: почему чтобы сегодня зарабатывать, надо делиться?

Коворкинг: почему чтобы сегодня зарабатывать, надо делиться?
Коррупция тут не при чем, это просто требование времени. Делиться нужно информацией. В индустриальном обществе рост производительности давало разделение труда. В обществе постиндустриальном для эффективности бизнеса нужны нетривиальные инновационные решения. Принятые на основе прежних данных, но – в их новой конфигурации, с новым их сопряжением. Выиграют люди, сумевшие создать новые связи.

Uber, airbnb, каршеринг, коворкинг, коливинг – эти формы шеринга будут только расти, но появятся и новые, и преуспеет тот, кто сможет прочувствовать его возможности. Я уверен, что будущее за бизнесом, построенном на экономике шеринга (от англ. to share – делиться). И это я тоже понял благодаря айкидо, ведь один из принципов философии айкидо – «делись».

Если кончился завод

Поскольку самая близкая мне область бизнеса – это девелопмент, для подтверждения этого тезиса я приведу в пример коворкинги. Что такое коворкинг? Это уже не просто новый формат аренды офиса, отнимающий кусок хлеба у классического бизнес-центра, не новая мода для хипстеров, зависающих с чашкой кофе и компьютером на диване, не краткосрочный тренд в сфере недвижимости. Отнюдь не только высокие цены на аренду в бизнес-центрах заставляют людей пользоваться коворкингами. Они дают синергию. Но пока не везде.

Популярность коворкингов растет в больших городах: Москве, Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Сочи, Перми. По оценкам аналитиков за последние два года объем предложения в целом по стране увеличился на 60%, спрос — на 11%, а в 2019 году предложение о их продаже увеличилось году в сравнении с 2018 годом в четыре раза, спрос — в три раза. Коворкинги уже соревнуются между собой за ежегодную премию Russian Coworking Awards. Как правило, это пространства в новых зданиях. Но в нашей стране после 90-х годов осталось огромное количество больших и малых промышленных объектов, чьи площадки сегодня пустуют, они практически бесхозны. Строить даже ничего не надо. Нужен только умный редевелопмент территорий, с грамотным анализом наилучшего использования недвижимости. В нашем случае это, к примеру, коворкинг Benua Page, созданный на территории Сада Бенуа, в прошлом молочной фермы знаменитого петербургского архитектора Юлия Бенуа – здании, построенном в 19 веке и являющемся объектом культурного наследия Северной столицы. 

1+1=3

Коворкинги могут стать настоящими драйверами развития регионов, развития бизнеса, развития новых отношений. И надвигающийся на нас кризис в области недвижимости будет способствовать появлению новых коворкингов не только потому, что они будут выгоднее для малого бизнеса, но и потому, что в кризис всегда остро ощущается нехватка компетенций, а эффект синергии, неизбежно возникающий в таких «общих пространствах», как коворкинги, дает поразительный результат: новое целое становится больше, чем сумма его составляющих. Синергия работает как шеринг – соседи по коворкингу становятся партнерами.

В правительственных программах развития страны мы то и дело слышим слово «инновации». Но это же не только конкретные изобретения, как мы привыкли думать. Это новый образ и процесс мышления, это и пространство, в котором работает «мышление», в котором работает команда. То есть, добавленная стоимость. Коворкинг (конечно, если он продуманный, удобный, уютный) – это место, где сходятся люди, привыкшие каждый к своему опыту работы, но в неформальной обстановке они могут дать совершенно новые решения, креативные настолько, что их трудно даже предсказать. Это тоже инновации.

Раз уж говорим об инновациях, то особенно коворкинги подойдут для стартапов. Потому что сегодня стартап может состоять из трех человек, завтра из десяти, а через три месяца опять из трех и важно быстро менять конфигурацию в зависимости от обстоятельств. В наше динамичное время стартапам гораздо удобнее брать в аренду не квадратные метры, а рабочие места, поскольку такие компании очень «подвижны» по самому существу своему. Первый коворкинг, как известно, появился в США, его организовал в 2005 году программист из Сан-Франциско Бред Ньюберг. То, что он программист – не случайно. Для профессий, в которых работа завязана не на производственный процесс, а на выполнение конкретных проектов, коворкинги просто находка. 

Открытые лестницы успеха

По легенде, компания Apple начиналась в гараже Джобса. Почему? Не настолько они были бедны, прямо скажем. Просто потому, что там им было хорошо – неофициально и душевно. Именно такими и должны быть коворкинги. Кроме стандартного набора услуг – удобная мебель, кофе-машина, высокоскоростной интернет, предоставление юридического адреса, бухгалтерского обеспечения, офисного оборудования, пространства для event’ов – коворкинг может стать своего рода экосистемой, где резиденты не будут сидеть по углам, а будут взаимодействовать друг с другом, расширяя связи и возможности. Недаром одна из самых успешных в мире коворкинговых сетей WeWork всерьез изучает эффекты открытых внутренних лестниц, «прозрачности» пространства, близости сотрудников друг другу в метрах. Известный социальный психолог Стенли Милграм прямо утверждает, что «частые встречи не связанных друг с другом людей со временем могут привести к возникновению достаточно крепких связей между ними».

Коворкинги как новый ресурс 

В европах тесно, они поэтому метры и высчитывают, а у нас наоборот. В России на 1 квадратный километр приходится 7 человек. Для рынка, это, конечно, ужасно, ведь все его участники должны как-то «сталкиваться»: партнеры с партнерами, покупатели с продавцами… Экономика шеринга в глобальном смысле и будет стимулировать горизонтальное взаимодействие территорий между собой. У нас колоссальный пространственный потенциал. Кроме него есть еще только два: топливно-сырьевой (который скоро кончится) и образовательный (который пока еще работает). Все стремятся в города-миллионники, а нужно напротив развивать малые города – они смогут стать устойчивой основой пространственного развития страны. И создание коворкингов в них должны стать не только новым видом коммерческой недвижимости, но пространством, формирующим новых предпринимателей.
Этот материал опубликован на блог-платформе Forbes. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о