Время корпораций: как крупные игроки начали делить российский рынок коворкингов в 2019 году
Коворкинги в России в 2019 году пережили свой ренессанс. Возникнув в 2008 году, они проделали значительный путь, превратившись из дешевых рабочих мест для фрилансеров в полноценные объекты с собственной инфраструктурой.
Успех международных сетей, таких как WeWork, Knotel и IWG, спровоцировал рост интереса со стороны инвесторов к коворкингам и в России. Для примера, капитализация компании WeWork всего за 9 лет выросла до $47 млрд , но перед планируемым выходом на IPO на фоне плохих операционных показателей, снизилась до 8 млрд. Другие компании демонстрируют более стабильный рост IWG PLC оценивается инвесторами в $5 млрд, а Knotel в $1,4 млрд.
По данным консалтингового агентства CBRE, всего за два года общая площадь рынка гибких рабочих пространств в России выросла почти в три раза: с 60 тыс кв. м в 2017-м до 170 тыс. кв. м по итогам 2019-го.
В Москве WeWork открыла уже три объекта: на Большой Якиманке (637 мест на 8,3 тыс. кв. м), в БЦ «Белая площадь» (1024 рабочих места на 5,9 тыс. кв. м) и в «Красной розе» (700 рабочих мест на 4,3 тыс. кв. м).
Также в этом году сеть Workki открыла в Москве коворкинг площадью 4500 кв. м, рассчитанный на 628 рабочих мест, Capital Group запустила свой второй объект в «Москва-Сити» под брендом Business Club площадью 800 кв. м, рассчитанный на 200 рабочих станций, «Ключ» презентовал свою седьмую площадку на территории в 5 тыс. кв. м возле метро Нагатинская. Также свое пространство на 4,5 тыс. кв. м представила компания Grow Up.
Активно открывались коворкинги и в регионах. В начале этого года открылся первый коворкинг сети NAMES в Екатеринбурге. На объекте запущена первая очередь из планируемых 2 тысяч кв.м., такая площадь позволит ему стать самым большим в Екатеринбурге и одним из крупнейших в российских регионах.
Во-первых, увеличивается количество людей, которые имеют собственный бизнес или работают удаленно.
Во-вторых, компаниям выгодно переносить некоторые функции из столицы (например, колл-центры, разработка продукта, продажи). По сути, открываются полноценные филиалы, в которых работают от 200 до 1000 человек. Крупным фирмам, в том числе и иностранным, выгоднее нанимать сотрудников в регионах России. Такой подход позволяет им хорошо сэкономить – на зарплате, на аренде коммерческих площадей.
Сеть NAMES открыла свой первый объект в Екатеринбурге. Для компании этот объект – MVP, и было важно получить разумное соотношение экономического эффекта к размеру инвестиций. Основной целью NAMES является построение федеральной сети, именно поэтому планируется открывать объекты сначала в регионах России, а не в столице.
В-третьих, все больше крупных компаний обращается за арендой в коворкинги. Для них это решение проблемы с подготовкой своего офиса – им не нужно что-то менять самостоятельно: проводить коммуникации, делать ремонт, заниматься IT-решениями, условиями аренды и многим другим. Это сокращает расходы компании на открытие нового филиала. Переезд в новый офис для компании — это всегда затраты на ремонт и обустройство, которые являются довольно крупными суммами вне зависимости от размера компании — будь-то 2, 5, 50 или 200 человек. Ремонт и оборудование офиса, в зависимости от потребностей компании, может стоить в диапазоне от 10 до 50 тысяч рублей за кв.м., которые необходимо изъять из оборота компании, а в последующем проводить текущий и косметический ремонт. Таким образом, они не участвуют напрямую в создании ценного конечного продукта, становясь издержками. Современные коворкинги решают эту проблему тем, что у арендаторов пропадает необходимость “извлекать” деньги для капитальных затрат на ремонт и обустройство офисного пространства.
Аренда коворкинга дает гибкость, прозрачность и предсказуемость расходов на недвижимость. Отличие от классических в офисов еще и в том, что, арендуя рабочее место в коворкинге компания точно знает, какую сумму тратит на каждого работника, следовательно, может более точно планировать текущие и будущие расходы на сотрудников. К примеру, при таком решении затраты компании на сотрудников можно высчитать по формуле: налоги + фонд оплаты труда + (стоимость аренды рабочего места в коворкинге * количество сотрудников компании). Для традиционного офиса эта формула выглядит менее очевидно, наполняясь дополнительными переменными, среди которых затраты на коммунальные услуги, мебель, необходимые расходные материалы, клининг, охрану, Интернет и т. д.
Помимо этого, коворкинг уже давно отошел от классической модели опенспейс, предоставляя в том числе офисные помещения для изолированной работы. Корпоративные клиенты активно пользуются именно офисами в коворкингах, размещая там свои проектные команды, или же арендуют объект целиком.
Например, МТС арендовал коворкинг у Workki. Крупнейшую сделку на этом рынке в 2019 году заключил банк «Тинькофф», арендовав 7 тысяч кв. м в коворкинге SOK. На Западе же такая практика достаточно распространена – площади в WeWork берут в аренду такие компании, как Microsoft, Slack, Facebook.
Директор направления гибких офисных решений CBRE Татьяна Шараева отмечает, что в 2019 году основным трендом стало укрупнение коворкингов. Если в прошлом году средняя площадка в Москве занимала 1600 кв. м, то в 2020 году предположительно будет 3–4 тысячи кв. м.
Коворкинги стали чем-то больше, чем просто местом, куда можно прийти поработать. Это место, в котором приятно находиться, где можно найти единомышленников, познакомиться с людьми, которые могут стать партнерами или клиентами компании. Помимо этого, в них проводятся мероприятия, которые направлены на обучение резидентов, повышение их профессиональных компетенций. Все это формирует целостную экосистему, которая помогает предпринимателям развивать собственное дело. Плюс ко всему — резиденты могут найти себе новых сотрудников, принять участие в новых проектах. Для крупных компаний современный и комфортный офис в коворкинге часто является элементом социального пакета и HR-бренда, так как рабочее пространство напрямую влияет на продуктивность, вовлеченность сотрудников и интерес к работе в целом. Также это позволяет компаниям быстро протестировать гипотезы о продукте - сформировав проектную команду на ограниченный срок и выведя ее из организационного контура материнской компании они получают более быстрое время вывода продукта на рынок.
По оценке CBRE, в этом году темпы роста рынка останутся по-прежнему высокими. Московский рынок гибких рабочих пространств удвоится за ближайшие два года –- прогнозируется ежегодный рост на 50 %. По оценкам аналитиков, рост рынка в Санкт-Петербурге сдерживается отсутствием вакантной офисной недвижимости – новым коворкингам просто негде размещаться. Но даже несмотря на это, рост в 2020 году ожидается на уровне 30 %.
Следует предполагать бурный рост этого рынка за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. «В регионах очень активно открываются коворкинги, почти каждый день по одному. Поэтому мы прогнозируем двукратное увеличение количества гибких рабочих пространств в 2020 году», – говорит Татьяна Шараева.
Сеть NAMES в следующем году планирует открыть еще два пространства площадью свыше 1000 кв. м в двух регионах. Вообще же в планах NAMES — до 2024 года построить 84 объекта в российских городах с населением от 500 тысяч человек.
О планах создания 22 коворкингов в пяти городах России с населением более 1 млн человек в этом году заявила компания «Атомстроймодуль» из Екатеринбурга. Также федеральная сеть Workki сообщила о своем намерении осуществить экспансию в регионы – в 2020-м планируется открыть коворкинг площадью более 3 тысяч кв. м в Казани. Показателен также пример открытия коворкингов в городе с населением 100 тыс.человек - сеть “Практик” открыла свой объект в городе Великие Луки.
Федеральный оператор «Ключ» откроет в 2020 году один из крупнейших объектов в России. Компания ведет переговоры об аренде до 14 тыс. кв. м площадей в бизнес-центре «Капитал» в центре Москвы. Помимо них в столице ожидается появление еще двух объектов от международной сети WeWork.
Таким образом, 2019 год, определенно стал продуктивным и насыщенным для всего рынка гибких рабочих пространств. В 2020 году мы можем ожидать продолжение развития рынка коворкингов — как в Москве, так и в регионах. Большую долю рынка начнут занимать крупные сетевые игроки, формируя новые стандарты на рынке офисной недвижимости.
Конкуренция со стороны гибких рабочих пространств рано или поздно приведет к новому балансу на рынке недвижимости — классические деловые и бизнес-центры, владельцы офисной недвижимости начнут больше уделять внимания сервису и запросам своих текущих арендаторов, т.к. предложения со стороны коворкингов сейчас выглядят во многом интереснее. Рост конкуренции, определенно, повлияет на активность и гибкость текущих владельцев классической офисной недвижимости. Главное — что конечном итоге от этого выиграют арендаторы — как предприниматели, так и их рядовые сотрудники.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Успех международных сетей, таких как WeWork, Knotel и IWG, спровоцировал рост интереса со стороны инвесторов к коворкингам и в России. Для примера, капитализация компании WeWork всего за 9 лет выросла до $47 млрд , но перед планируемым выходом на IPO на фоне плохих операционных показателей, снизилась до 8 млрд. Другие компании демонстрируют более стабильный рост IWG PLC оценивается инвесторами в $5 млрд, а Knotel в $1,4 млрд.
По данным консалтингового агентства CBRE, всего за два года общая площадь рынка гибких рабочих пространств в России выросла почти в три раза: с 60 тыс кв. м в 2017-м до 170 тыс. кв. м по итогам 2019-го.
В Москве WeWork открыла уже три объекта: на Большой Якиманке (637 мест на 8,3 тыс. кв. м), в БЦ «Белая площадь» (1024 рабочих места на 5,9 тыс. кв. м) и в «Красной розе» (700 рабочих мест на 4,3 тыс. кв. м).
Также в этом году сеть Workki открыла в Москве коворкинг площадью 4500 кв. м, рассчитанный на 628 рабочих мест, Capital Group запустила свой второй объект в «Москва-Сити» под брендом Business Club площадью 800 кв. м, рассчитанный на 200 рабочих станций, «Ключ» презентовал свою седьмую площадку на территории в 5 тыс. кв. м возле метро Нагатинская. Также свое пространство на 4,5 тыс. кв. м представила компания Grow Up.
Активно открывались коворкинги и в регионах. В начале этого года открылся первый коворкинг сети NAMES в Екатеринбурге. На объекте запущена первая очередь из планируемых 2 тысяч кв.м., такая площадь позволит ему стать самым большим в Екатеринбурге и одним из крупнейших в российских регионах.
Почему коворкингов становится все больше?
Во-первых, увеличивается количество людей, которые имеют собственный бизнес или работают удаленно.
Во-вторых, компаниям выгодно переносить некоторые функции из столицы (например, колл-центры, разработка продукта, продажи). По сути, открываются полноценные филиалы, в которых работают от 200 до 1000 человек. Крупным фирмам, в том числе и иностранным, выгоднее нанимать сотрудников в регионах России. Такой подход позволяет им хорошо сэкономить – на зарплате, на аренде коммерческих площадей.
Сеть NAMES открыла свой первый объект в Екатеринбурге. Для компании этот объект – MVP, и было важно получить разумное соотношение экономического эффекта к размеру инвестиций. Основной целью NAMES является построение федеральной сети, именно поэтому планируется открывать объекты сначала в регионах России, а не в столице.
В-третьих, все больше крупных компаний обращается за арендой в коворкинги. Для них это решение проблемы с подготовкой своего офиса – им не нужно что-то менять самостоятельно: проводить коммуникации, делать ремонт, заниматься IT-решениями, условиями аренды и многим другим. Это сокращает расходы компании на открытие нового филиала. Переезд в новый офис для компании — это всегда затраты на ремонт и обустройство, которые являются довольно крупными суммами вне зависимости от размера компании — будь-то 2, 5, 50 или 200 человек. Ремонт и оборудование офиса, в зависимости от потребностей компании, может стоить в диапазоне от 10 до 50 тысяч рублей за кв.м., которые необходимо изъять из оборота компании, а в последующем проводить текущий и косметический ремонт. Таким образом, они не участвуют напрямую в создании ценного конечного продукта, становясь издержками. Современные коворкинги решают эту проблему тем, что у арендаторов пропадает необходимость “извлекать” деньги для капитальных затрат на ремонт и обустройство офисного пространства.
Аренда коворкинга дает гибкость, прозрачность и предсказуемость расходов на недвижимость. Отличие от классических в офисов еще и в том, что, арендуя рабочее место в коворкинге компания точно знает, какую сумму тратит на каждого работника, следовательно, может более точно планировать текущие и будущие расходы на сотрудников. К примеру, при таком решении затраты компании на сотрудников можно высчитать по формуле: налоги + фонд оплаты труда + (стоимость аренды рабочего места в коворкинге * количество сотрудников компании). Для традиционного офиса эта формула выглядит менее очевидно, наполняясь дополнительными переменными, среди которых затраты на коммунальные услуги, мебель, необходимые расходные материалы, клининг, охрану, Интернет и т. д.
Помимо этого, коворкинг уже давно отошел от классической модели опенспейс, предоставляя в том числе офисные помещения для изолированной работы. Корпоративные клиенты активно пользуются именно офисами в коворкингах, размещая там свои проектные команды, или же арендуют объект целиком.
Например, МТС арендовал коворкинг у Workki. Крупнейшую сделку на этом рынке в 2019 году заключил банк «Тинькофф», арендовав 7 тысяч кв. м в коворкинге SOK. На Западе же такая практика достаточно распространена – площади в WeWork берут в аренду такие компании, как Microsoft, Slack, Facebook.
Директор направления гибких офисных решений CBRE Татьяна Шараева отмечает, что в 2019 году основным трендом стало укрупнение коворкингов. Если в прошлом году средняя площадка в Москве занимала 1600 кв. м, то в 2020 году предположительно будет 3–4 тысячи кв. м.
Коворкинги стали чем-то больше, чем просто местом, куда можно прийти поработать. Это место, в котором приятно находиться, где можно найти единомышленников, познакомиться с людьми, которые могут стать партнерами или клиентами компании. Помимо этого, в них проводятся мероприятия, которые направлены на обучение резидентов, повышение их профессиональных компетенций. Все это формирует целостную экосистему, которая помогает предпринимателям развивать собственное дело. Плюс ко всему — резиденты могут найти себе новых сотрудников, принять участие в новых проектах. Для крупных компаний современный и комфортный офис в коворкинге часто является элементом социального пакета и HR-бренда, так как рабочее пространство напрямую влияет на продуктивность, вовлеченность сотрудников и интерес к работе в целом. Также это позволяет компаниям быстро протестировать гипотезы о продукте - сформировав проектную команду на ограниченный срок и выведя ее из организационного контура материнской компании они получают более быстрое время вывода продукта на рынок.
Прогнозы на 2020 год
По оценке CBRE, в этом году темпы роста рынка останутся по-прежнему высокими. Московский рынок гибких рабочих пространств удвоится за ближайшие два года –- прогнозируется ежегодный рост на 50 %. По оценкам аналитиков, рост рынка в Санкт-Петербурге сдерживается отсутствием вакантной офисной недвижимости – новым коворкингам просто негде размещаться. Но даже несмотря на это, рост в 2020 году ожидается на уровне 30 %.
Следует предполагать бурный рост этого рынка за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. «В регионах очень активно открываются коворкинги, почти каждый день по одному. Поэтому мы прогнозируем двукратное увеличение количества гибких рабочих пространств в 2020 году», – говорит Татьяна Шараева.
Сеть NAMES в следующем году планирует открыть еще два пространства площадью свыше 1000 кв. м в двух регионах. Вообще же в планах NAMES — до 2024 года построить 84 объекта в российских городах с населением от 500 тысяч человек.
О планах создания 22 коворкингов в пяти городах России с населением более 1 млн человек в этом году заявила компания «Атомстроймодуль» из Екатеринбурга. Также федеральная сеть Workki сообщила о своем намерении осуществить экспансию в регионы – в 2020-м планируется открыть коворкинг площадью более 3 тысяч кв. м в Казани. Показателен также пример открытия коворкингов в городе с населением 100 тыс.человек - сеть “Практик” открыла свой объект в городе Великие Луки.
Федеральный оператор «Ключ» откроет в 2020 году один из крупнейших объектов в России. Компания ведет переговоры об аренде до 14 тыс. кв. м площадей в бизнес-центре «Капитал» в центре Москвы. Помимо них в столице ожидается появление еще двух объектов от международной сети WeWork.
Таким образом, 2019 год, определенно стал продуктивным и насыщенным для всего рынка гибких рабочих пространств. В 2020 году мы можем ожидать продолжение развития рынка коворкингов — как в Москве, так и в регионах. Большую долю рынка начнут занимать крупные сетевые игроки, формируя новые стандарты на рынке офисной недвижимости.
Конкуренция со стороны гибких рабочих пространств рано или поздно приведет к новому балансу на рынке недвижимости — классические деловые и бизнес-центры, владельцы офисной недвижимости начнут больше уделять внимания сервису и запросам своих текущих арендаторов, т.к. предложения со стороны коворкингов сейчас выглядят во многом интереснее. Рост конкуренции, определенно, повлияет на активность и гибкость текущих владельцев классической офисной недвижимости. Главное — что конечном итоге от этого выиграют арендаторы — как предприниматели, так и их рядовые сотрудники.