Forbes Council Михаил Сродных
1541
0

Форсайт в будущее: как IT-компаниям «опровергнуть» Хокинга

Форсайт в будущее: как IT-компаниям «опровергнуть» Хокинга
Можно ли предсказать будущее? Физик Стивен Хокинг в книге «Краткие ответы на большие вопросы» объяснил, что нет. По его словам, даже если предположить, что, зная положение и скорость всех частиц во Вселенной, можно сделать точный прогноз, где они окажутся в будущем, то возникнут несколько проблем. Первая — сложность самого уравнения. Вторая — согласно законам физики, чем точнее мы будем знать положение конкретной частицы, тем менее определенной станет ее скорость и наоборот. А значит, данные для расчета изначально будут неконкретными. Отсутствие же точной информации о некоторых областях пространства, например, черных дырах, и вовсе делает даже ограниченно точное предсказание невозможным. Но это с точки зрения физики. А с точки зрения бизнеса IT-компаниям уже в ближайшей перспективе придется сильно повысить точность своих прогнозов и предсказаний. Возможность — форсайт.

Новая реальность


Изменение фискальной реальности, которая неизбежно скажется на объеме финансовых ресурсов, неизбежно спровоцирует IT-компании более осторожно относиться к инвестициям. С начала 2026 года для отрасли повышают страховые взносы с 7,6 до 15%. А направлять на инвестиции в профильное образование придется не менее 3% от сэкономленных средств в результате применения налоговых льгот.

Но мало сомнений, что дальнейший рост налоговой нагрузки входит в планы регулятора. В данном случае я не критикую, а всего лишь констатирую текущую ситуацию. Смысл любых льгот для бизнеса — помощь в развитии, а значит, принцип временности заложен в их основе. Осенью IT-отрасли удалось сохранить нулевую ставку НДС на программное обеспечение, но вряд ли этот кейс повторится вновь.

Одна из задач государства — создание условий для бизнеса, позволяющих получить максимальную налоговую отдачу в границах возможностей для сохранения и развития бизнеса. Льготы по НДС и другие меры поддержки IT-отрасли, напомню, вводились, в том числе, для ускоренного импортозамещения. Начиная диалог (а по-другому законопроект об отмене нулевой ставки, учитывая отказ от этой меры, сложно воспринимать), власти, вполне возможно, совершали «словесные интервенции», мотивируя бизнес готовиться к новым условиям.

Что он и начал делать, повышая запас прочности через эффективность и оптимизацию. Но достижение устойчивости само по себе, вероятно, приведет к отмене льгот. Получается, по сути, что сами IT-компании каждый день приближают новый виток повышения фискальной нагрузки.

Такой прогноз сделать легко, используя базовые методы теории игр. Перефразируя Григория Печорина из «Героя нашего времени», можно сказать: хотеть и добиваться льгот можно, но кто же на них надеется!

Прогноз и форсайт


Выходит, что IT-отрасль знает «частицы» (налоги) и «скорость» их повышения. Поэтому в целом несложно спрогнозировать, в каких налоговых условиях они окажутся, если не в следующем году, то уж точно в перспективе двух-трех лет. Нет смысла апеллировать к постоянным правилам игры, столь желанным для любого бизнеса во всех видах экономической деятельности и столь часто обещаемых регуляторами.

Изменение — даже не нарушение договоренностей. «Договаривающиеся» стороны изначально не одинаково воспринимали постоянство договора, а также вряд ли учитывали внешние факторы, которые могут сделать выполнение соглашений невыгодным для одной из сторон. Уже хорошо, что сохраняется «сладкая участь оспоривать налоги».

Нагрузка будет расти, и не стоит воспринимать это исключительно как вызов для бизнеса, то есть для работодателя. Отчисления в 3% на образование повлияют и на рынок труда. Компаниям станет выгодно закрывать позиции начинающих специалистов стажерами, поскольку расходы на них можно будет вписать в отчет о соблюдении требований Минцифры. А значит, на начинающих специалистов с рынка спрос сократится.

Хотя рынок труда в IT-отрасли и так уже перестал быть рынком сотрудников. По данным исследования HeadHunter, с января по август 2025 года российские работодатели открыли более 88 000 вакансий для программистов и разработчиков. Максимальная конкуренция как раз среди молодых специалистов — 18,6 резюме на вакансию.

Но это прогноз. Его часто можно сделать интуитивно, особенно если следовать принципу ожидать всегда плохого, чтобы в итоге оказаться либо правым, либо приятно удивленным. Бизнесу же нужен не просто образ будущего, а образ будущего, в котором он хочет оказаться. То есть такой, в котором у него будет место.

И в этом как раз помогает форсайт.

Идти к тренду, а не следовать


Прогноз, который часто желает видеть бизнес от исследования, во-первых, делается на ретроданных, а во-вторых, показывает, что будет, если ничего не делать и ничего не изменится. Стремительно меняющаяся реальность делает его малореалистичным, особенно когда речь идет о периоде не 1–3 года, а 5–10 лет.

Форсайт же исследует сигналы рынка и глубинные процессы, а главное, дает понимание, куда надо двигаться, чтобы будущее оказалось условно комфортным. В связи с этим уже легче ответить, какое форсайт-исследование будет качественным и полезным для бизнеса.

Точно не сработает построение одной простой карты трендов. Собрав все существующие кейсы, увидев сигналы и даже предположив сценарий будущего в той или иной отрасли, компания не получит ответ на главный вопрос из русской классической литературы: «Что делать?»

Поэтому важна не карта трендов, а карта влияния трендов. То есть, как изменения на рынке в той или иной отрасли повлияют на бизнес конкретной компании, заказавшей исследование. Это даст возможность заглянуть на 5–10 лет вперед и представить, какой должна быть ваша компания, когда будущее наступит. Даже не превышая скорость света, что и необходимо, согласно Альберту Эйнштейну, для путешествий во времени.

Но даже у карты влияния трендов есть одна проблема — любую долгосрочную стратегию убивает операционная деятельность. К счастью, выход есть — карта решений.

Форсайт-исследование не должно ограничиваться лишь тем, чтобы показать идеальный сценарий будущего. Его задача также рассказать, какие действия необходимо предпринимать в ближайшие 1–3 года, какие стратегические решения нужно принять на перспективу 5 лет и какие долгосрочные инвестиции позволят достигнуть цели. Это дорожная карта, в которой на тренды наложены датчики — система постоянного контроля их развития в цифровом исчислении.

Это и приводит нас к тому, что форсайт — это непрерывный цикл. Его задача не только создать образ будущего, а также понять, что нужно делать и постоянно отслеживать путь.

Будущее уже здесь?


Выражение писателя Уильяма Гибсона, что «будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено», справедливо, лишь когда мы предполагаем, что цифровая экономика — это настоящее. Пусть и с разным уровнем развития не только в отдельных странах мира, но даже и отдельных регионах России. Но применительно к IT-компании будущее — это попытка предугадать потребность и удовлетворить ее первой на рынке.

Предсказать со стопроцентной точностью, какими будут мир и Россия через 5–10 лет, невозможно. Поэтому опровергнуть Стивена Хокинга вряд ли кому-то когда-либо удастся. Но форсайт позволит сделать так, чтобы при наступлении будущего ваша компания была к нему готова.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза