Forbes Council Лариса Зелькова
234
0

Лариса Зелькова: «Раньше мы только сами, теперь давайте вместе»

Лариса Зелькова: «Раньше мы только сами, теперь давайте вместе»
Чем больше социальных проектов крупная индустриальная компания реализует, тем труднее ей удержать эти проекты в собственной модели управления. Старый подход, который мы в «Норникеле» практиковали много лет, начинал давать сбой: социальные программы множились, появлялись новые институты, которые работали уже полуавтономно.

Пробуксовку старой модели мы почувствовали особенно остро в последние годы, когда всем российским компаниям пришлось затягивать пояса в той или иной степени. Наши социальные инициативы были масштабными, но им не хватало целостности, они упирались в недостатки прежней излишне завязанной на бюджет компании операционной модели. Поэтому мы выстроили другую модель: по сути, растворили вертикаль управления, дав возможность неравнодушным людям и организациям на местах «заказывать музыку» и совместно нести ответственность за жизнь и благополучие наших моногородов и монопоселков городского типа.

Мы видели, что даже самые сильные идеи упирались не в дефицит ресурсов, а в ограничения старой и малоэффективной в новой реальности модели. Локальные инициативы шли своим путем, общая стратегия компании — своим. Назрел переход от управления отдельными проектами к проектированию на основе партнерства целой, не побоюсь этого слова, экосистемы.

В 2024 году расходы «Норникеля» на проекты, связанные с целями устойчивого развития, составили 374 млрд рублей, или 32% годовой выручки. Существенная часть этих средств — именно социальные инвестиции. Мы поддерживаем инициативы в самых разных сферах: от волонтерства (включая экологические и научные проекты) до программ для коренных народов Севера, молодежного изобретательства и поддержки малого бизнеса.

Переосмысление модели социальных инвестиций вылилось в нашу главную на сегодняшний день программу развития социального капитала «Люди территории». Она выросла из грантовых конкурсов, акселерационных и волонтерских проектов, постепенно оформившихся в устойчивую комплексную модель. Ее задача — развивать социальное проектирование под собственным брендом инициатора, что открывает путь к партнерствам и привлечению других акторов. «Норникель» стремится уйти от роли «дойной коровы» и ищет возможности разделить участие в управлении территориальным развитием с активными горожанами, местными организациями и государственными структурами. Это не просто смена вывески, а новая операционная логика: в фокусе не только цели, но и сама архитектура новой модели — кто и как принимает решения, как распределены роли, как локальные институты связаны с общей стратегией компании, по каким принципам отбираются и ведутся проекты.

Архитектура модели


Агентства развития Норильска и Мончегорска, центр социальных проектов «Вторая школа» в поселке Никель работают над крупными инфраструктурными и социальными проектами, развивают туризм, креативные индустрии, помогают муниципалитетам готовить команды.

В нашей экосистеме есть также GR-акселератор. Это программа, благодаря которой представители бизнеса, власти и местных сообществ создают инвестиционные проекты для городов, решения для малого бизнеса и продуманные стратегии развития территорий.

Чтобы социальные инициативы не зависели от колебаний бюджета компании, мы поддержали создание двух региональных эндаумент-фондов для Таймыра и для Кольского полуострова. Эти фонды целевого капитала работают на местные проекты и обеспечивают долгосрочный ресурс развития. Причем идея в том, чтобы они получали деньги не только от «Норникеля», но и от других источников тоже.

Несколько лет назад мы провели масштабное исследование, в котором более 8000 жителей в городах присутствия компании рассказали, чего они ждут от среды вокруг себя. На основе этих данных мы сформировали стратегию социально-устойчивого развития, встроенную в бизнес-стратегию компании. В ней соединены задачи бизнеса — привлечение кадров, удержание людей в Арктике — и запросы самих горожан. Это был важный шаг, чтобы вплотную и серьезно заняться развитием территорий с идеями, которые не компания спускает вниз, принимая решения в московском офисе, а которые идут от самих горожан.

Результаты социальных инвестиций «Норникеля» мы видим по объективным метрикам. По индексу качества городской среды Минстроя , за семь лет Норильск прибавил 40 пунктов, Мончегорск — 59, Заполярный — 57. За этими цифрами стоят новые общественные пространства, фестивали, культурные события, возможность для молодежи реализовать свои проекты. Но важно на этом не останавливаться, а продолжать заниматься городами за счет новой партнерской модели социальных программ с удвоенной силой.

Программа «Люди территории» появилась на стыке 2024–2025 годов как ответ на вопрос о том, могут ли корпоративные проекты стать партнерскими. В этой логике программы развития социального капитала могут делать ставку на институционализацию, наращивая управленческий контур через агентства, фонды, волонтерские сети и KPI-систему, согласованную с региональными стратегиями и даже с показателями эффективности губернаторов и министров. Переход к сетевой модели управления требует иных механизмов и вовлеченности, теперь приглашаем к партнерству других участников.

Для нас успех — это не количество реализованных проектов, а перемены в жизни городов. Нам новая модель позволяет уйти от роли единственного шефа и стать частью сообщества единомышленников. Люди в городах все больше чувствуют себя авторами изменений, а компания — партнером, который помогает этим изменениям случаться.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза