Forbes Council Евгений Этин
246
0

Как в платформенной экономике преломляется новый тренд на занятость

Как в платформенной экономике преломляется новый тренд на занятость
В последние годы мы наблюдаем сдвиг парадигмы на рынке труда: люди все чаще отказываются от классической модели «работа — офис — стабильный график» в пользу гибкости, многоформатности и личной автономии, либо же прибегают к гибкой форме занятости в дополнение к основной. Это не просто модный тренд — это ответ на реальные изменения в экономике и технологиях.

Одним из главных катализаторов этого сдвига стала платформенная экономика. Сегодня цифровые платформы образуют вокруг себя полноценные экосистемы, соединяющие производителей, потребителей, исполнителей, владельцев пунктов выдачи и логистику. Платформенная экономика рождает тренды и в сфере занятости. Она требует быстроты, масштабируемости, гибкости. Ответом на это становится гибкая форма занятости — формат, при котором человек сам выбирает, где, когда и как он готов сотрудничать с платформой. Это удобно, современно и — самое главное — востребовано.

Гибкая занятость: в чем ее суть?

Если говорить коротко, то гибкая занятость — это формат, где человек не нанимается в штат, а подключается к выполнению конкретных задач через цифровую платформу. Это может быть курьерская доставка, сортировка товаров, работа на складе и многое другое. Главное отличие — человек сам контролирует уровень своей вовлеченности и формат сотрудничества.

Так, исполнители на складах и сортировочных центрах Wildberries могут взаимодействовать с компанией в разных форматах: по трудовому договору при наличии открытых вакансий — или по договору оказания услуг (ГПХ). При этом если при заключении трудового договора у сотрудника есть фиксированные должностные обязанности и часы работы, то в случае с договором оказания услуг это отношения иного рода — исполнитель самостоятельно определяет, сколько и когда он работает, за какие задания берется. Договор гражданско-правового характера с компанией может заключить как физическое лицо, так и самозанятый в разрешенных для него видах деятельности.

Гибкость подразумевает, что человеку не навязывается какой-то определенный налоговый статус: он сам выбирает, становиться самозанятым или нет. Если физическое лицо не является плательщиком налога на профессиональный доход, площадка как заказчик его услуг уплачивает за него НДФЛ и взносы на социальное страхование в таком же объеме, как за штатных сотрудников. Самозанятые при этом самостоятельно уплачивают налог от полученного дохода. Именно такой подход соответствует принципам равенства сторон, свободе выбора и правовой определенности.

Нюансы юридические и налоговые 

В информационном поле порой может наблюдаться полярность мнений относительно гибкой занятости и стоящими за ней налоговыми режимами — поэтому стоит прояснить их нюансы.

Налог на профессиональный доход (НПД), он же режим самозанятости, действует в России с 2019 года в качестве пилотного проекта и закреплен в законодательстве. Физическим лицам предоставлена возможность официально оказывать услуги и продавать товары без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой налога напрофессиональный доход. Эта модель предусматривает также возможность добровольного участия в системе социального страхования — включая формирование пенсионных прав и право на получение временной нетрудоспособности. 

При оказании услуг компаниям самозанятый становится стороной гражданско-правового договора (ГПХ). К самозанятым применяются дополнительные требования, зафиксированные в специальном федеральном законе (422-ФЗ), которые заказчик отслеживает при привлечении такого исполнителя.Например, запрещено сотрудничать с самозанятым исполнителем, который ранее (менее 3 лет назад) был штатным сотрудником заказчика.

Физическое лицо также может заключать гражданско-правовой договор (ГПХ), не имея специального налогового статуса, что также является распространенной формой взаимодействия. Компании при этом оставляют за занятыми право выбора налогового статуса для заключения такого договора: ведь и тот, и другой полностью соответствуют законодательству. 

При этом важно понимать, что такой договор, сопровождающий форму гибкой занятости, имеет ряд отличий от трудовых отношений, характеризующих формат взаимодействия человека с бизнесом. 

Гибкая занятость не несет в себе признаков трудовых отношений. Во-первых, при таком сотрудничестве исполнитель самостоятельно определяет длительность и регулярность оказания услуг, а также общую нагрузку. Оплата при этом начисляется за каждую выполненную операцию, за результат, а занятый имеет возможность отслеживать начисленную сумму в режиме реального времени.

Во-вторых, исполнитель осуществляет действия на основании индивидуально-конкретного задания, иными словами, заказчик оплачивает не время исполнителя, а результат выполнения работы, требования к которой заранее известны исполнителю. И, в-третьих, занятые сохраняют возможность сотрудничать с несколькими платформами-заказчиками по мере возникновения потребности или привлекательных заказов, а также иметь источник дополнительного дохода при наличии постоянной работы по трудовому договору и работать не полный год. 

Все это полностью соответствует гражданско-правовому характеру сотрудничества. При этом компании, сотрудничая с такими исполнителями, уплачивают налоги в полном объеме в соответствии с законодательством и налоговым статусом исполнителя.

Для многих людей оба варианта сотрудничества по договору ГПХ с компанией — это удобный способ дополнительного заработка: студенты, мамы в декрете, специалисты на фрилансе или просто профессионалы, рассматривающие дополнительную занятость при наличии основной работы. Также по ГПХ работают многие представители креативных индустрий (например, дизайнеры или разработчики), которые также сотрудничают с цифровыми платформами. Они сами управляют своим временем и нагрузкой, не привязаны к офису или фиксированному графику.

Как это устроено у платформ 

Платформы сегодня уже активно внедряют формат сотрудничества в рамках гибкой занятости. Так, все исполнители на объектах нашей компании могут выбирать те операционные задания, которые им больше нравятся или подходят по личным возможностям, — от приемки товаров до их сортировки. Исходя из свободы в выборе заданий и затрачиваемого времени, каждый занятый фактически сам формирует объем своего вознаграждения — оно зависит от стоимости выбранного задания, а также от количества качественно выполненных заданий. 

Что касается налоговых статусов, в которых исполнители предпочитают сотрудничать с компанией, то доля самозанятых исполнителей среди специальностей в части гибкой занятости в контуре Wildberries не превышает 7%. По сути, это подтверждает, что такой формат используется исключительно по инициативе и выбору самого исполнителя, исходя из его потребностей и удобства. 

Гибкая форма занятости — это объективный ответ на трансформации рынка труда и развитие цифровой экономики. Она предоставляет людям возможность самостоятельно управлять своим временем и доходом, выбирая удобные и юридически корректные формы взаимодействия с компанией — сотрудничать по трудовому договору, договору ГПХ как физическое лицо или в статусе самозанятого. Все эти формы сотрудничества легальны и позволяют придерживаться правовой чистоты, налоговой прозрачности и операционной открытости. Такой подход позволяет не только адаптироваться к изменениям, но и выступать активным участником формирования нового, гибкого и справедливого рынка труда — с учетом интересов как бизнеса, так и граждан.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза