Forbes Council Олег Решетин
61
0

Будущая роль мобильных операторов: от связи к управлению жизнью

Будущая роль мобильных операторов: от связи к управлению жизнью
Телеком-операторы перестают быть просто «проводниками» сигнала связи. Сегодня мобильный оператор — это не только минуты, СМС и гигабайты, но и сервисы, которые формируют цифровую среду вокруг человека. Если раньше ключевыми критериями для абонентов были цена и качество связи, то сегодня — удобство и ценность всего цифрового окружения клиента.

Нейросети для всех


Еще три года назад всего лишь треть россиян были готовы объяснить, что такое искусственный интеллект, сегодня шесть из десяти (63%) уже применяют эти технологии в своей жизни, свидетельствуют данные ВЦИОМ. Причем большая часть россиян воспринимают ИИ позитивно, прежде всего как помощника (54%). То есть к технологиям ИИ относятся скорее как к инструменту, способному облегчить повседневные задачи, показывают соцопросы. Наши собственные исследования свидетельствуют, что клиенты Билайна применяют нейросети еще активнее — примерно половина недавно опрошенных нами абонентов используют ИИ каждый день.

Но как долго мы, простые потребители, сможем продолжать применять ИИ ежедневно? В 2024 году глава OpenAI Сэм Альтман в своем эссе писал, что необходимо снизить стоимость вычислений и расширить доступ к нейросетям, чтобы ИИ стал массовым инструментом, иначе он превратится в ресурс для богатых. Мы в Билайне разделяем эту обеспокоенность. Отчасти поэтому мы решили запустить витрину нейросетей в рамках массового предложения мобильного оператора — так получился больше, чем тариф, фактически целая платформа для работы сразу с несколькими ведущими нейросетями.

Найти аналоги у телеком-игроков даже самых развитых государств мы не смогли. А нужен ли он их клиентам? В странах, где доступ к ряду известных нейросетей не требует ни иностранных номеров, ни зарубежных карт, наша идея вряд ли имела бы такую ценность, как в России.

Искусственно-интеллектуальный автопилот


Сегодня ИИ — инструмент, требующий очень хорошего управления и даже специального навыка, чтобы приносить пользователям реальную пользу. Тем, кто не умеет четко ставить задачи, сложно получить от нейросети желаемый результат.

Сейчас пользователю предоставлены инструменты, а он решает, как их применять и куда направлять. Примерно так же, как водитель управляет автомобилем, отучившись с инструктором. Но впереди нас ждет этап «автопилота», когда ИИ сможет брать на себя часть решений и действий. И речь здесь не только про автоматизацию бизнес-процессов, но и про бытовые задачи. Например, алгоритмы могут подбирать наиболее выгодные сценарии, где и как использовать доступные бонусы или кешбэки или рекомендовать оптимальные наборы услуг в зависимости от реальных пользовательских сценариев. Даже напомнить клиенту, что купленные неделю назад продукты уже закончились и стоит заказать новые или даже заказать самостоятельно — вполне посильная задача для ИИ.

Но как связан мобильный оператор и обычные продукты? На самом деле очень тесно. Доставка продуктов, банк, такси, маркетплейс, телеком — сегодня все они пересекаются и даже переплетаются и сходятся в экране смартфона. Но у мобильного оператора есть ключевое преимущество: он ближе всех к пользователю.

Оператор жизни


Смартфон стал универсальным пультом управления жизнью. Для многих это точка входа во все сервисы. Мобильный оператор находится в этой точке доступа и взаимодействует с клиентом сотни раз в день — через голосовую связь, интернет, SMS, push-уведомления и так далее. Поэтому оператор может стать «операционной системой жизни», снимая с клиента бытовую рутину. Уже сейчас многие услуги используют «под капотом» инфраструктуру операторов — от финансовых скорингов до навигации. Но в будущем, я полагаю, что оператор может быть и «лицом» этих сервисов — с интерфейсами, рекомендациями и точечными предложениями, которые никто другой не сможет сделать так тонко и персонализированно.

Телеком перестает быть «инфраструктурой связи» и становится «инфраструктурой жизни». От связи — к рекомендациям, от рекомендаций — к действиям за клиента и для клиента. Эта трансформация уже идет, и у российского рынка есть шанс стать в ней одним из законодателей мод.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза