Forbes Council Павел Логинов
1123
0

Цифровая приватность мертва: цифровой след лишает нас контроля над личными данными

Цифровая приватность мертва: цифровой след лишает нас контроля над личными данными
В эпоху тотальной цифровизации мы находимся на переломном моменте в истории человеческой приватности. Каждый клик, каждый поисковый запрос, каждое движение в сети — все это формирует детальный портрет личности, который может быть использован против нас самих. Особую тревогу вызывает пассивный цифровой след — информация, которую мы оставляем неосознанно и которая в том числе становится основой для мошеннических операций. Управлять личными данными в сети сегодня крайне сложно, однако инструменты защиты все же есть, и они работают.

Масштаб проблемы


По данным Центробанка, в I квартале 2025 года зафиксировано 296 591 несанкционированная операция на 6,856 трлн рублей. При этом доля возмещенных средств упала до 7,6% (годом ранее — 9,9%), что говорит о наращивании уловок преступников на фоне усилий банков, государства и бизнеса.

Портрет типичной жертвы кибермошенников, согласно ЦБ, показывает масштаб проблемы: работающая женщина со средним образованием в возрасте 25–44 лет, проживающая в городе. Почти каждый столкнувшийся с мошенниками по звонку или переписке отмечает, что атака была совершена в разгар рабочего дня, когда жертва легко теряет бдительность из-за усталости или в спешке. Мошенник втирается в доверие и параллельно не оставляет пострадавшему времени осознать опасность ситуации — все начинается с истории о некой проблеме, далее сыпятся запросы на отправку кодов или перехода по ссылке, чтобы решить проблему, а затем «заботливый» сотрудник очередной институции отключается. И жертва остается одна со взломанным аккаунтом и переданными третьим лицам персональными данными.

Центробанк отмечает, что в 2024 году 34% россиян сталкивались с различными видами кибермошенничества, причем 9% из них потеряли деньги после взаимодействия с интернет-преступниками.

«Зачастую жертвам удается восстановить доступ к аккаунту посредством смены пароля, что сделать несложно, а главное, быстро. И, казалось бы, проблема решена, доступ воспрещен и даже привязанная к аккаунту банковская карта с прежним на ней балансом. Но пользователи забывают, что личные данные уже были получены посредствам взлома, а значит, могут использоваться против их обладателя».

Анатомия пассивного цифрового следа


Инструкции по цифровой грамотности учат, что наиболее незащищенный вид личных данных — это пассивный цифровой след, информация, которая собирается без прямого участия пользователя в процессе его создания.
В отличие от активного следа, который мы формируем сознательно через посты в социальных сетях или отправку сообщений, пассивный след создается автоматически во время каждого взаимодействия с цифровыми устройствами и сервисами: IP-адреса, геометки, cookies, трекеры, уникальный «фингерпринт» браузера (по данным FastWeb, у 90% владельцев ПК у браузеров есть уникальный фингерпринт).

«Не будем забывать и о метаданных — информации о личных данных, включающей временные метки, детали устройства, сетевую активность, которые могут раскрыть столько же информации о человеке, сколько и основной контент его сообщений».

Алгоритмы машинного обучения на основе пятнадцати типов данных строят психологические профили и предсказывают действия пользователя: достаточно одного визита на сайт, чтобы вскоре раздался «персональный» звонок, хотя номер телефона нигде не вводился. В 92% атак киберпреступники используют социальную инженерию, что доказывают всплески дипфейков в 2024 году. Банки ежемесячно блокируют около 300 000 подозрительных переводов благодаря «периоду охлаждения», но 99,7% эффективности достигают лишь крупнейшие игроки.

Накопление больших объемов персональных данных создает крайне благоприятную среду для деятельности киберпреступников: в 2024 году наблюдался рост атак на подрядчиков финансовых организаций для получения клиентских данных. Банк России выявил 17 атак на IT-компании, обслуживающие более 70 организаций финансового рынка. Утечки данных могут использоваться для кражи большого объема персональных данных, мошенничества и шантажа. А геолокационные данные и фотографии могут применяться для слежки или планирования физических преступлений. Даже обезличенные данные можно деанонимизировать с помощью современных аналитических технологий.

Как можно повысить приватность


На рынке есть множество решений, направленных на защиту абонентов: от антифрод-платформ и приложений для блокировки мошеннических звонков до антивирусов, помогающих обезопасить устройства пользователей. Эти инструменты создают несколько уровней защиты, однако не закрывают главную уязвимость — не позволяют контролировать объем личных данных, которые мы оставляем в сети. Полной гарантии от мошеннических атак не существует, и минимизировать риски можно лишь самостоятельно, соблюдая цифровую гигиену. Для этого необходим инструмент.

С января 2025 года экосистема МТС разработала цифровой сервис Membrana, нацеленный на отслеживание утекших сведений и предотвращение новых. Например, у пользователей есть возможность создавать временные почтовые адреса и номера телефонов, чтобы не раскрывать основные при регистрации на сайтах или в приложениях. Абонент также может скрывать свой IP-адрес по защищенному каналу, а вызовы с незнакомых номеров автоматически перенаправлять ИИ-секретарю для распознавания нежелательных или рекламных звонков.

«Приложение блокирует трекеры и проверяет базы утечек: по статистике разработчиков, ежедневно отсеивается до 850 рекламных хостов и более 5000 трекеров. Через пару месяцев использования сервиса спам-звонки и рассылки сходят на нет, что позволяет не только экономить время, но и сохранять свою веб-приватность».

Сохранение личного пространства в сети — необходимая мера в эпоху цифровизации


Сегодня цифровая гигиена так же обязательна, как и личная санитария: если в начале XX века все повсеместно начинали чистить зубы с развитием медицины (и сегодня это считается рутинной нормой), то в XXI веке мы должны нормализовать защиту своего цифрового следа, поскольку через несколько лет и это станет рутиной.

Защита от неосознанного сбора данных требует комплексного подхода: технических решений, изменения поведенческих привычек и поддержки законодательных инициатив, направленных на защиту цифровых прав. Каждый пользователь должен осознавать масштаб проблемы и принимать решение о том, какими цифровыми сервисами пользоваться и какую информацию о себе раскрывать.

В мире, где данные стали новой нефтью, контроль над собственной цифровой идентичностью становится вопросом не только приватности, но и личного состояния. Спам и мошеннические звонки банально отвлекают от дел и рабочего процесса, повышают уровень тревожности и создают у пользователей эффект «Большого брата» в сети. Важно минимизировать вторжения в онлайн-жизнь, чтобы максимально продуктивно расходовать свое время. Только через понимание работы механизмов пассивного цифрового следа и активное использование средств защиты мы можем сохранить безопасность в цифровом пространстве и чувствовать себя более защищенными.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза