Forbes Council Валерий Федотов
2448
0

«Пока ты не построил сад — тебе есть куда бежать»

«Пока ты не построил сад — тебе есть куда бежать»
Ландшафтная отрасль в России претерпевает изменения. Участникам рынка непросто конкурировать друг с другом, предлагать концептуально новые решения и реализовывать нестандартные идеи, оставаясь в узком и довольно консервативном направлении бизнеса.

Представители девелопмента — ключевые клиенты ландшафтных дизайнеров, однако при строительстве новых зданий благоустройство стоит не на первом месте, а главный ориентир при выборе подрядчика — стоимость работ. Современный же ландшафт способен подарить нечто большее, чем просто комфортную стоимость за облагороженную территорию. Сегодня в ландшафтной отрасли главное — не цена, а ценность. То, насколько глубоко можно понять заказчика и воплотить его внутренний мир в пространстве. 

Человек ищет множество способов единения с природой: хайкинг по горам, выезд загород по выходным, лето на даче. Природа помогает восстановить силы, чтобы продолжить будничный забег по мегаполису, бизнесу и формированию своего мира вокруг. Ведь современная жизнь диктует, что важно двигаться  вперед, и каждый из нас хочет куда-то «добежать». «Добежать» — это про мечту, про создание собственного смысла жизни. Но бег не может быть бесконечным, и наступает момент, когда нужна точка заземления, место, чтобы вернуться к себе и ощутить жизнь.

Для меня таким местом стал «Скандинавский сад», который я построил пять лет назад. Это пространство внутренней гармонии, которое дарит ресурсы для создания нового и масштабирования мышления. Сад — это эволюция истории про важность посадить дерево хоть раз в жизни. Если дерево — это единичный акт заботы о будущем и преемственности поколений, то сад — расширение этой идеи. Это целый мир, отражающий личность человека и его внутренние ценности. И я считаю, что пока человек не создал свой сад, ему есть, куда бежать в поиске себя.

Скандинавский стиль


В 2020 году я открыл бизнес в ландшафтной отрасли. Именно тогда с моим партнером, главным архитектором Петром Лари, мы поняли, что современный сад — это не просто зеленая территория, это пространство для переосмысления жизни и развития мышления. Мы стали проектировать сады, в центре которых человек и его состояние, то, что сейчас принято называть человекоцентричностью. Это стало главной ценностью нашей деятельности. Мы культивировали ее и на отрасль, создав собственную авторскую стилистику — «Скандинавский сад». Такой стиль — это не про растения из скандинавских стран и совсем не про Скандинавию. Это авторский стиль Петра Лари, который описан нами в шести ключевых принципах: приглашение природы на участок, характерность, геометричность, чистота основы, нуарность, сказочность.

Иногда в диалоге с заказчиком мы проводим несколько месяцев, чтобы помочь ему сформулировать запрос. Проводим интервью с ним и членами его семьи, изучаем их хобби, интересы и, например, внедряем на участок арт-объекты, которые повествуют об их деятельности. Так создается персонализация места. На общественных территориях  формируем образ жизни через среду для целевого покупателя. Создаем многофункциональное пространство с детскими и воркаут площадками, с уголками для уединенных медитаций или чтения книг, формируем скандинавскую эстетику места, а также выбираем ключевую особенность. Например, в одном из ЖК мы разработали интересный сценарий для освещения — «сад светлячков». Мерцающие огни среди растений придают двору уютный и загадочный вид в темное время суток. На территории другого ЖК мы интегрировали озеленение в архитектурные конструкции, которые пронизывают широкие кроны хвойных и лиственных деревьев и создают эффект «паутения». Это усиливает ощущение естественного, «дышащего» пространства, дарит чувство безопасности и позволяет человеку не потерять себя рядом со зданиями высокой этажности.

«Что я чувствую?»


Главный вопрос, который важен для меня и команды, как для создателей миров: «Что я чувствую?». 

Основательница галереи современного искусства Марина Гисич, которой мы строим «Скандинавский сад», часто задает нам этот вопрос: что она будет чувствовать у окна, наслаждаясь видом, а что — на конкретной части территории, когда выходит из дома. И мы понимаем, что она спрашивает не столько про чувства, сколько про то, какое взаимодействие со средой ей предлагает сценарий сада, и какое состояние она от этого обретет. Где-то — это общение с человеком, где-то — бердвотчинг (наблюдение за птицами), а где-то — соединение с природой. Нет границ между общением и состоянием.

«Для меня важна скандинавская эстетика: необъятные валуны, бревна, серый цвет, бесконечная градация оттенков зеленого мха. Это вечно. Я это очень люблю и уважаю. Поэтому я обратилась к ландшафтной студии переосмыслить это, перефразировать и перевести на язык временности Марины Гисич. Ведь мы временны в этом мире, а сад должен помочь мне вести диалог с вечным — с миром природы. Это очень интересно и очень сложно, — делится Марина Гисич. — Мне важно, чтобы ландшафтная студия бережно перенесла природу из дикого леса, окружающего мой дом и будущий сад, создав эмоциональную связь между ними. Чтобы через легкое шевеление ветви на ветру продолжалось дыхание сада, а лесная черника была аккуратно приглашена на мою территорию, где она могла бы продолжить свою жизнь в новом для нее пространстве, сохраняя дух первозданной среды. Сад для меня — это третейский судья между прекрасным, что создала природа, и мной, человеком из мира современного искусства. Такой эксперимент и диалог мы сейчас сонастраиваем».

А что же делать девелоперу? В высотных жилых комплексах живут такие же люди, которые нуждаются в сближении с природой, они ищут способы обрести внутреннюю гармонию, выезжая загород, путешествуя. Что также немаловажно, люди убегают друг от друга в квартиры, компьютеры, телефоны. Теперь, даже когда мы находимся рядом, — мы не вместе. И здесь вопрос «Что я чувствую?» — это первый шаг, чтобы вернуться друг к другу. И владельцы частных садов, и застройщики новых жилых комплексов нуждаются в среде, которая позволяет понять свои чувства, синхронизироваться с ними. Каждому нужно место, которое будет сообщать важное о самом человеке. 

От строительства дома к созданию среды


Мы наблюдаем благоприятный тренд — девелоперы меняют отношение к созданию жилых комплексов. Драйвером рынка недвижимости стало благоустройство, смысловая среда вокруг и озеленение. 

В 2022 году 4–6% от бюджета на строительство тратилось на благоустройство. С тех пор бюджет на озеленение пространства продолжает увеличиваться. В настоящее время цифры выросли в два раза. Благодаря этому меняется не только архитектура, но и состояние среды вокруг, которое транслируется будущему покупателю через благоустройство. Сегодня ландшафт и состояние гармонии, которое приобретает человек благодаря ландшафту, — драйверы продаж.

«Исследование, проведенное компанией MR GROUP среди потенциальных покупателей новостроек бизнес- и премиум-класса, показало, что благоустройство становится одним из важнейших критериев при выборе жилья. Наиболее востребованной опцией является наличие собственных или окружающих зеленых зон – парков, скверов и прогулочных аллей на территории ЖК или в близости от него. Этот критерий стал определяющим для 75% опрошенных. При этом покупатели ожидают увидеть всесезонное озеленение с большим количеством деревьев, кустарников и цветов. Более того, благоустройство с продуманным функциональным зонированием способствует формированию комьюнити, сплоченного сообщества жителей. По сути, несмотря на то, что покупатель приобретает квадратные метры, итоговая стоимость этих метров зависит в том числе и от качества благоустройства», — делится Жанна Махова, заместитель генерального директора по стратегии и развитию продукта компании MR.

Будущее ландшафта


Ландшафтная отрасль также влияет и на развитие мышления, ведь человек с садом обретает альтернативный образ жизни. Сад — это новая культура, которая появляется благодаря среде вокруг. 

В бизнес-школе СКОЛКОВО при работе с предпринимателями-девелоперами также отмечают возросшие запросы на создание культуры. Юлия Колганова, креатор, сооснователь Креативного кластера СКОЛКОВО, соведущий режима Креативный процесс на программе Культурный код СКОЛКОВО отмечает смещение фокуса бизнеса в сторону междисциплинарного взаимодействия,  преимущественно партнерства с креативным сектором, с художниками, архитекторами: «Идет целенаправленная работа со средой и культурными кодами. И мы выделяем два основных запроса. Первый — на работу с объектами культурного наследия для развития городов в ключе «А что останется после нас?». И второй — запрос на вовлечение жителей в среду через культуру. Участие в культурных инициативах усиливает у жителей жилых комплексов чувство сопричастности и ответственности. Культура становится инструментом развития и диалога. Такой подход здорово развивает территориальную эмпатию со стороны бизнеса и укореняет его, бережно по отношению к жителям».

Когда у меня появился собственный сад в Ленинградской области, я обрел пространство для рефлексий, для переосмысления опыта текущего дня, для создания образа будущего. Но в саду ты одинок. Это точка бифуркации. А что дальше? Появляется растерянность после которой следуют изменения. Достигнув своего эпического одиночества, я понял, что мне его нужно наполнить, и наполнить тем, от чего я бежал, но уже с пониманием, что я чувствую и чего хочу. Например, кого пригласить и для чего, кто меня будет окружать. Я хочу сам формировать настроение и общение и в действительности начинаю управлять обстоятельствами, а не они мной. «Скандинавский сад» стал моментом пересборки моего состояния и моего мышления, территорией перезапуска и начала новой жизни. И так происходит с другими людьми.

Ландшафтные дизайнеры не просто создают  сады — они формируют новую культуру взаимодействия с пространством и собой. Это является неотъемлемой частью развития мира — и ландшафтной отрасли. Мы не только ремесленники, которые благодаря своему опыту и знаниям проектируют сады, мы имеем позицию метауровня — заходим на территорию мышления и формируем состояние человека. Так мы создаем новые миры.

 

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза