Как «Аэрофлот» перешел на российское ПО и сократил втрое время вывода продуктов на рынок

Переход на российское ПО позволил авиакомпании «Аэрофлот» сократить время вывода продуктов на рынок в три раза — с трех месяцев до одного. Кроме того, дал возможность проводить апгрейд системы без остановки и снизить в пять раз нагрузку на команду поддержки. Расскажу, как и с помощью каких инструментов нам удалось это сделать.
Цель нашей компании «АФЛТ-Системc» — создавать IT-сервисы, которые улучшают пользовательский опыт клиентов авиакомпаний и повышают эффективность перевозок. Мы обеспечиваем цифровую трансформацию таких лидеров рынка, как «Аэрофлот», «Победа» и «Россия».
С 2018 года ключевые сервисы, которые мы разрабатываем для авиакомпании «Аэрофлот», работали на базе американской конфигурируемой платформы Sabre Intelligence Exchange (Sabre IX). Это известное в отрасли решение, которое используют многие крупные авиакомпании мира, среди них, например, Etihad и British Airways. Из-за изменений в законодательстве в 2022 году нам потребовалось искать альтернативу.
В итоге западное ПО в короткие сроки удалось заменить решением на базе продуктов цифровой платформы Platform V от российского разработчика «СберТех». Нам было важно быстро получить высокопроизводительное решение, поэтому выбор пал именно на этого разработчика. Его продукты совместимы между собой, отказоустойчивы и готовы к высоким нагрузкам, что подтверждено практическим использованием в «Сбере», а также полностью подходят для задач импортозамещения.
Задача: не просто заменить
«Аэрофлоту» необходимо быстро и эффективно обрабатывать большие объемы данных, которые критически важны как для бизнеса, так и для 50 млн клиентов (а это примерно треть жителей России).
Чтобы сохранить непрерывность бизнеса и высокий уровень сервиса при миграции на новый технологический стек, нам было необходимо:
● заменить зарубежное решение — найти альтернативу, которая обеспечивает эффективный сбор, анализ и обработку разрозненных данных всей операционной деятельности авиакомпании;
● сохранить стабильность ключевых приложений и доступ к ним;
● сделать эту работу эффективнее, в частности, сократить time-to-market цифровых решений для «Аэрофлота».
Кроме того, было важно реализовать обновление бэкенд-компонентов системы без ее остановки. Для этого в компании планировали ввести практику «канареечных» релизов — метод, при котором трафик постепенно перенаправляется от одной версии приложения к другой. Такой подход позволяет отслеживать работу новой версии, снижает риски внедрения в промышленную эксплуатацию.
Нам было важно:
● внедрить интеграционную платформу, которая бы отвечала за безопасное и эффективное взаимодействие микросервисов в облачной инфраструктуре;
● внедрить мониторинг, чтобы упростить контроль за состоянием масштабной инфраструктуры и сократить время на решение инцидентов;
● сохранить обработку данных в режиме, близком к реальному времени.
Решение: инструменты, исполнители и технологическое преимущество
Для решения этих задач мы выбрали программные продукты российского разработчика «СберТех» (лоу-код-решение для управления данными и бэкенд-разработки Platform V DataSpace) и интеграционную платформу Platform V Synapse.
Проект по импортозамещению стартовал в августе 2022 года. За первые три месяца был разработан бэкенд и реализована интеграция с остальной инфраструктурой ПАО «Аэрофлот». А к ноябрю того же года удалось получить готовое микросервисное решение на базе продуктов Platform V.
Чтобы ускорить разработку бэкенда, использовали Platform V DataSpace. Решение позволяет бесшовно мигрировать на новую базу данных. Так все и получилось: не потребовалось менять «ни строчки кода».
Бизнес-логику и интеграционную логику разработали и реализовали с помощью модульной платформы Platform V Synapse. В этот инструмент встроена поддержка работы в облаке, что означает отсутствие ограничений по масштабированию и производительности. Решение обеспечило надежность и безопасность всех интеграционных взаимодействий, что позволило быстро запустить проект.
Для запуска «канареечных» релизов использовали продукты Platform V DataSpace и Platform V Synapse Service Mesh, которые обеспечили релизную функциональность, недоступную на Sabre IX, и позволили внедрить новый подход без изменения существующих приложений.
Благодаря возможности отслеживать метрики в инфраструктуру была добавлена система продвинутого мониторинга, которая упростила работу с инцидентами.
С помощью компонента Platform V Synapse EDA мы построили кластер высокой доступности для потоковой обработки данных в режиме, близком к реальному времени. Это позволило снизить задержки в обработке данных и предоставить пользователям возможность интерактивного взаимодействовать с информационными системами авиаперевозчика.
Результат: вышли на новый уровень
В результате на базе продуктов «СберТеха» была создана система обработки данных авиакомпаний — СОДА, производственная событийно-ориентированная платформа. Это высоконагруженное решение позволяет группе «Аэрофлот» эффективно справляться со своим пассажиропотоком на уровне примерно 50 млн человек в год. Кроме того, переход на новый технологический стек позволил сократить время выпуска новых сервисов и повысить эффективность IT.
СОДА в реальном времени анализирует данные и на их основе автоматизирует работу по созданию и обработке разных событий из «жизни» авиакомпании и ее клиентов: изменение в бронированиях, окончание регистрации и многое другое.
Проект был выполнен точно в срок: за шесть месяцев на СОДА удалось перенести более 50 ключевых сервисов авиакомпании. Сегодня реализовано уже более 150 сервисов, которые отвечают за обработку данных об операционной деятельности «Аэрофлота», бронирование и продажу билетов, начисление миль, регистрацию на рейсы и т. п.
Систему используют в разных подразделениях компании: в «Аэрофлот Бонус», в департаменте продаж и маркетинга, департаменте управления сетью и доходами и т. д.
Вот только несколько сценариев использования:
● автоматическое начисление компенсационных миль при задержке вылета;
● мгновенное начисление миль при отправке рейса;
● автоматическая рассылка пассажирам об изменении места;
● уведомление о необходимости оплатить бронь и др.
Помимо этого, использование решений «СберТеха» позволило добиться и других результатов:
● time-to-market новых сервисов сократился в три раза (с трех месяцев до одного);
● в пять раз сократилась нагрузка на команду поддержки;
● больше не нужно использовать дополнительное ПО для разработки структуры баз данных;
● появилась возможность проводить апгрейд системы без ее остановки.
В планах разработка еще большего количества бизнес-сценариев на базе новой системы. Объем данных и число входящих запросов в СОДА постоянно растет.
Как итог, мы смогли импортозаместить сложное отраслевое решение, а также сохранить стабильность и доступность ключевых приложений. При этом мы обеспечили основу для технологического лидерства нашей компании. Для нас очень важно предоставить клиентам удобный пользовательский опыт: переход на продукты Platform V позволяет оказывать сервисы в режиме реального времени, а также выпускать обновления незаметно для пользователей. Разработанное решение универсально и подойдет также для использования в других авиакомпаниях. Таким образом, СОДА позволяет не просто повысить эффективность нашего бизнеса, но и открывает возможности для обеспечения технологической независимости всей авиаотрасли.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Цель нашей компании «АФЛТ-Системc» — создавать IT-сервисы, которые улучшают пользовательский опыт клиентов авиакомпаний и повышают эффективность перевозок. Мы обеспечиваем цифровую трансформацию таких лидеров рынка, как «Аэрофлот», «Победа» и «Россия».
С 2018 года ключевые сервисы, которые мы разрабатываем для авиакомпании «Аэрофлот», работали на базе американской конфигурируемой платформы Sabre Intelligence Exchange (Sabre IX). Это известное в отрасли решение, которое используют многие крупные авиакомпании мира, среди них, например, Etihad и British Airways. Из-за изменений в законодательстве в 2022 году нам потребовалось искать альтернативу.
В итоге западное ПО в короткие сроки удалось заменить решением на базе продуктов цифровой платформы Platform V от российского разработчика «СберТех». Нам было важно быстро получить высокопроизводительное решение, поэтому выбор пал именно на этого разработчика. Его продукты совместимы между собой, отказоустойчивы и готовы к высоким нагрузкам, что подтверждено практическим использованием в «Сбере», а также полностью подходят для задач импортозамещения.
Задача: не просто заменить
«Аэрофлоту» необходимо быстро и эффективно обрабатывать большие объемы данных, которые критически важны как для бизнеса, так и для 50 млн клиентов (а это примерно треть жителей России).
Чтобы сохранить непрерывность бизнеса и высокий уровень сервиса при миграции на новый технологический стек, нам было необходимо:
● заменить зарубежное решение — найти альтернативу, которая обеспечивает эффективный сбор, анализ и обработку разрозненных данных всей операционной деятельности авиакомпании;
● сохранить стабильность ключевых приложений и доступ к ним;
● сделать эту работу эффективнее, в частности, сократить time-to-market цифровых решений для «Аэрофлота».
Кроме того, было важно реализовать обновление бэкенд-компонентов системы без ее остановки. Для этого в компании планировали ввести практику «канареечных» релизов — метод, при котором трафик постепенно перенаправляется от одной версии приложения к другой. Такой подход позволяет отслеживать работу новой версии, снижает риски внедрения в промышленную эксплуатацию.
Нам было важно:
● внедрить интеграционную платформу, которая бы отвечала за безопасное и эффективное взаимодействие микросервисов в облачной инфраструктуре;
● внедрить мониторинг, чтобы упростить контроль за состоянием масштабной инфраструктуры и сократить время на решение инцидентов;
● сохранить обработку данных в режиме, близком к реальному времени.
Решение: инструменты, исполнители и технологическое преимущество
Для решения этих задач мы выбрали программные продукты российского разработчика «СберТех» (лоу-код-решение для управления данными и бэкенд-разработки Platform V DataSpace) и интеграционную платформу Platform V Synapse.
Проект по импортозамещению стартовал в августе 2022 года. За первые три месяца был разработан бэкенд и реализована интеграция с остальной инфраструктурой ПАО «Аэрофлот». А к ноябрю того же года удалось получить готовое микросервисное решение на базе продуктов Platform V.
Чтобы ускорить разработку бэкенда, использовали Platform V DataSpace. Решение позволяет бесшовно мигрировать на новую базу данных. Так все и получилось: не потребовалось менять «ни строчки кода».
Бизнес-логику и интеграционную логику разработали и реализовали с помощью модульной платформы Platform V Synapse. В этот инструмент встроена поддержка работы в облаке, что означает отсутствие ограничений по масштабированию и производительности. Решение обеспечило надежность и безопасность всех интеграционных взаимодействий, что позволило быстро запустить проект.
Для запуска «канареечных» релизов использовали продукты Platform V DataSpace и Platform V Synapse Service Mesh, которые обеспечили релизную функциональность, недоступную на Sabre IX, и позволили внедрить новый подход без изменения существующих приложений.
Благодаря возможности отслеживать метрики в инфраструктуру была добавлена система продвинутого мониторинга, которая упростила работу с инцидентами.
С помощью компонента Platform V Synapse EDA мы построили кластер высокой доступности для потоковой обработки данных в режиме, близком к реальному времени. Это позволило снизить задержки в обработке данных и предоставить пользователям возможность интерактивного взаимодействовать с информационными системами авиаперевозчика.
Результат: вышли на новый уровень
В результате на базе продуктов «СберТеха» была создана система обработки данных авиакомпаний — СОДА, производственная событийно-ориентированная платформа. Это высоконагруженное решение позволяет группе «Аэрофлот» эффективно справляться со своим пассажиропотоком на уровне примерно 50 млн человек в год. Кроме того, переход на новый технологический стек позволил сократить время выпуска новых сервисов и повысить эффективность IT.
СОДА в реальном времени анализирует данные и на их основе автоматизирует работу по созданию и обработке разных событий из «жизни» авиакомпании и ее клиентов: изменение в бронированиях, окончание регистрации и многое другое.
Проект был выполнен точно в срок: за шесть месяцев на СОДА удалось перенести более 50 ключевых сервисов авиакомпании. Сегодня реализовано уже более 150 сервисов, которые отвечают за обработку данных об операционной деятельности «Аэрофлота», бронирование и продажу билетов, начисление миль, регистрацию на рейсы и т. п.
Систему используют в разных подразделениях компании: в «Аэрофлот Бонус», в департаменте продаж и маркетинга, департаменте управления сетью и доходами и т. д.
Вот только несколько сценариев использования:
● автоматическое начисление компенсационных миль при задержке вылета;
● мгновенное начисление миль при отправке рейса;
● автоматическая рассылка пассажирам об изменении места;
● уведомление о необходимости оплатить бронь и др.
Помимо этого, использование решений «СберТеха» позволило добиться и других результатов:
● time-to-market новых сервисов сократился в три раза (с трех месяцев до одного);
● в пять раз сократилась нагрузка на команду поддержки;
● больше не нужно использовать дополнительное ПО для разработки структуры баз данных;
● появилась возможность проводить апгрейд системы без ее остановки.
В планах разработка еще большего количества бизнес-сценариев на базе новой системы. Объем данных и число входящих запросов в СОДА постоянно растет.
Как итог, мы смогли импортозаместить сложное отраслевое решение, а также сохранить стабильность и доступность ключевых приложений. При этом мы обеспечили основу для технологического лидерства нашей компании. Для нас очень важно предоставить клиентам удобный пользовательский опыт: переход на продукты Platform V позволяет оказывать сервисы в режиме реального времени, а также выпускать обновления незаметно для пользователей. Разработанное решение универсально и подойдет также для использования в других авиакомпаниях. Таким образом, СОДА позволяет не просто повысить эффективность нашего бизнеса, но и открывает возможности для обеспечения технологической независимости всей авиаотрасли.