Идти вместе с «цифрой»: почему распространение IT-технологий становится вызовом для бизнеса

Российская модная индустрия и смежные креативные секторы сталкиваются с рядом системных вызовов, требующих комплексных решений как для отраслевого развития, так и для интеграции в локальный и глобальный ретейл. Новые технологии не существуют сами по себе. Для того чтобы их эффективно использовать, нужны специалисты, а значит, программы обучения и переподготовки кадров в сфере легкой промышленности.
Мой опыт в ретейле не ограничивается созданием отечественного бренда NEVA. Довольно долго я развивала бизнес в индустрии игрушек (компания TOY.RU), и я могу сравнивать ситуацию в длинной перспективе, в том числе с изменениями, которые наступали в связи с экономическими кризисами, пандемией и той ситуацией, обусловленной изменениями в политике, в которой мы живем сейчас.
Индустрия активно развивается, но появились и вызовы, которые стоят перед нами: необеспеченность индустрии моды качественными материалами, сырьем отечественного производства, дефицит кадров. Это формирует ряд задач, которые надо решать. И я сейчас говорю не только о швеях (а это больной вопрос). В связи с возросшей скоростью изменений в производстве, дизайне, ретейле нам необходимы и другие специалисты наверху этой отраслевой пирамиды. И не просто из сферы fashion. Нам нужны специалисты формата fashion-tech — аналитики данных, цифровые дизайнеры, профессионалы, умеющие не только следовать запросам, но и формировать их у аудитории средствами медиа и коллаборациями с культурными институциями.
«Цифра» пришла к нам, и теперь нам надо идти вместе с «цифрой». Что это значит в сегменте fashion-retail? Мы пока только начинаем развитие в треке персонализации предложения и прогнозирования спроса, еще не используем в полной мере возможности продвижения и анализа в виртуальном мире — игры, метавселенные, но все это уже наша реальность. VR-примерочные используют на «Яндекс Маркете», но таких примеров единицы.
Я упоминала о своем опыте в отрасли игрушек. Уже тогда мы смогли построить омниканальную систему, где опт и розница (офлайн и онлайн) работали как единый механизм и давали эффект синергии в выручке и прибыли. В NEVA мы отслеживаем тренды и сейчас активно работаем над развитием следующих направлений: внедрение ИИ для персонализации предложений (алгоритмы, предсказывающие спрос на коллекции); развитие chatbot-стилистов, помогающих подбирать образы на основе предпочтений.
В планах внедрять виртуальные примерочные в метавселенных (проект SberVerse для цифровых показов), использовать NFT-коллекции как инструмент лояльности и использовать AR-навигацию в магазинах (технологии «Яндекс Карты» для поиска товаров в торговых залах).
Чтобы быть успешными, бренды и магазины должны быть очень чуткими к запросам клиентов: иметь ИИ-инструменты для прогноза спроса и управления запасами, стараться внедрять AR, например 3D-каталоги товаров. Мы делали это в TOY.RU с 2015 года: игрушки проходили 3D-съемку в коробке и без.
Взаимодействовать с клиентом — это не просто создавать программы лояльности, а вовлекать его в жизнь бренда, в том числе через геймификацию (формировать игровые цифровые среды). И, конечно, потребитель сегодня ценит кастомизацию, причем как на личном уровне, так и на уровне региона, сообщества. В последнем случае рыночная аналитика дает необходимые материалы для кастомизации.
В январе 2025 года вступил в действие закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Уверена, это поможет креативным институциям развиваться еще активнее и увереннее. Специализированные центры уже есть во многих городах: не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, например в Рязани, Челябинске, Новосибирске. Помимо создания центров по всей стране, важно организовывать доступные программы переподготовки в данной сфере — по тем специальностям, о которых я рассказала выше.
Современный мир требует качественного взаимодействия специалистов в области дизайна, маркетинга, цифровых технологий, исследований поведения и психологии потребителя, понимания влияния политических событий и социальных трендов на потребление. Когда все эти элементы складываются, тогда и получается полноценное развитие индустрии.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Мой опыт в ретейле не ограничивается созданием отечественного бренда NEVA. Довольно долго я развивала бизнес в индустрии игрушек (компания TOY.RU), и я могу сравнивать ситуацию в длинной перспективе, в том числе с изменениями, которые наступали в связи с экономическими кризисами, пандемией и той ситуацией, обусловленной изменениями в политике, в которой мы живем сейчас.
Индустрия активно развивается, но появились и вызовы, которые стоят перед нами: необеспеченность индустрии моды качественными материалами, сырьем отечественного производства, дефицит кадров. Это формирует ряд задач, которые надо решать. И я сейчас говорю не только о швеях (а это больной вопрос). В связи с возросшей скоростью изменений в производстве, дизайне, ретейле нам необходимы и другие специалисты наверху этой отраслевой пирамиды. И не просто из сферы fashion. Нам нужны специалисты формата fashion-tech — аналитики данных, цифровые дизайнеры, профессионалы, умеющие не только следовать запросам, но и формировать их у аудитории средствами медиа и коллаборациями с культурными институциями.
«Цифра» пришла к нам, и теперь нам надо идти вместе с «цифрой». Что это значит в сегменте fashion-retail? Мы пока только начинаем развитие в треке персонализации предложения и прогнозирования спроса, еще не используем в полной мере возможности продвижения и анализа в виртуальном мире — игры, метавселенные, но все это уже наша реальность. VR-примерочные используют на «Яндекс Маркете», но таких примеров единицы.
Я упоминала о своем опыте в отрасли игрушек. Уже тогда мы смогли построить омниканальную систему, где опт и розница (офлайн и онлайн) работали как единый механизм и давали эффект синергии в выручке и прибыли. В NEVA мы отслеживаем тренды и сейчас активно работаем над развитием следующих направлений: внедрение ИИ для персонализации предложений (алгоритмы, предсказывающие спрос на коллекции); развитие chatbot-стилистов, помогающих подбирать образы на основе предпочтений.
В планах внедрять виртуальные примерочные в метавселенных (проект SberVerse для цифровых показов), использовать NFT-коллекции как инструмент лояльности и использовать AR-навигацию в магазинах (технологии «Яндекс Карты» для поиска товаров в торговых залах).
Чтобы быть успешными, бренды и магазины должны быть очень чуткими к запросам клиентов: иметь ИИ-инструменты для прогноза спроса и управления запасами, стараться внедрять AR, например 3D-каталоги товаров. Мы делали это в TOY.RU с 2015 года: игрушки проходили 3D-съемку в коробке и без.
Взаимодействовать с клиентом — это не просто создавать программы лояльности, а вовлекать его в жизнь бренда, в том числе через геймификацию (формировать игровые цифровые среды). И, конечно, потребитель сегодня ценит кастомизацию, причем как на личном уровне, так и на уровне региона, сообщества. В последнем случае рыночная аналитика дает необходимые материалы для кастомизации.
В январе 2025 года вступил в действие закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Уверена, это поможет креативным институциям развиваться еще активнее и увереннее. Специализированные центры уже есть во многих городах: не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, например в Рязани, Челябинске, Новосибирске. Помимо создания центров по всей стране, важно организовывать доступные программы переподготовки в данной сфере — по тем специальностям, о которых я рассказала выше.
Современный мир требует качественного взаимодействия специалистов в области дизайна, маркетинга, цифровых технологий, исследований поведения и психологии потребителя, понимания влияния политических событий и социальных трендов на потребление. Когда все эти элементы складываются, тогда и получается полноценное развитие индустрии.