Путешествия с выгодой: разбираем факты и мифы о ценах на билеты с S7 Airlines
S7 Airlines в своей работе пользуется современной динамической системой для формирования цен на билеты и хабовым подходом, чтобы обеспечивать доступность перелетов. При этом в сети есть множество советов, как выгодно купить билеты на самолет. Среди них — мифы: что делать это стоит ночью или в анонимном режиме браузера. Разберемся, какие факторы по-настоящему влияют на цены в летний сезон и за его пределами, чтобы оптимально спланировать следующее путешествие.
Динамическое ценообразование: почему оно делает авиабилеты доступнее
Предлагаю начать с объяснения работы динамической системы ценообразования. Для этого вернемся в период «плоских» цен и посмотрим на причины появления нового подхода к их формированию. Изначально стоимость билетов фиксировалась на длительный период, вне зависимости от месяца перелета, дня недели и времени. Иногда она могла даже не отличаться между маршрутами, как, например, это сейчас работает в московском метро. К плюсам такой системы можно отнести ее абсолютную прозрачность для покупателя. Но минусов на самом деле больше.
В первую очередь единая цена не обеспечивает доступность перелета для пассажиров. В условиях, когда количество самолетов значительно ограничено, нормой было отсутствие билетов на периоды повышенного спроса. Билет накануне вылета нельзя было купить ни за какие деньги. Напротив, в сезон с минимальной занятостью, когда желающих отправиться в путешествие не так много, неизменность цены приводила к отменам рейсов.
Период «плоских» цен продолжался с 1920-х, когда гражданская авиация только зарождалась, до конца 1970-х, когда конкуренция на рынке авиаперевозок обострилась, — перевозчики начали применять элементы ценообразования, направленные на сегментацию спроса.
Идея была проста: чем большую вариативность цен перевозчик может предложить пассажиру, тем больше путешественников сможет привлечь авиакомпания. Такой подход принес множество бонусов для пассажиров и компаний. Динамическое изменение цены в зависимости от спроса позволило сохранять доступные места на рейсах вплоть до дня вылета в периоды высокого спроса. Дополнительная выручка помогла поддержать регулярность рейсов в периоды низкого спроса.
Для тех, кто хочет сэкономить, доступны тарифы даже ниже себестоимости на менее загруженные даты. А если в приоритете удобство, авиабилет будет стоить дороже. Используя такой подход, авиаиндустрия добивается высокой и ровной загрузки самолетов в течение года, а это в конечном счете позволяет снизить среднюю стоимость перелетов — в первую очередь за счет роста эффективности производства и уменьшения постоянной составляющей расходов в себестоимости перевозки одного пассажира.
Хабы: как создать спрос там, где его нет
Следующим этапом стало развитие хабовой модели. Ранее перевозчики равномерно распределяли имеющийся флот между крупными городами по широкому перечню маршрутов. При таком подходе пассажир получает беспосадочный рейс в нужный город.
Проблемы возникают тогда, когда нужно полететь в город, не входящий в перечень городов-миллионников, где спроса недостаточно для регулярных полетов. Простой пример: ежедневный пассажиропоток из Абакана в Москву составляет около 300 человек и с такими вводными можно совершать рейсы дважды в сутки, а из Абакана в Казань в день летят 5 человек — даже если собрать всех желающих за неделю, на один рейс не хватит. На помощь таким пассажирам пришла модель хабовых перевозок.
Хабовые перевозки по своей сути упрощают выход на «рынок» отдельных маршрутов. Соединив Абакан с Новосибирском, базовым для S7 Airlines аэропортом, мы получаем «ручеек», из которого складываются «большие реки». Сегодня выполняется до 3 рейсов в сутки между этими городами, но только 40% пассажиров совершают беспосадочный перелет. Остальные следуют из Абакана по более чем 40 разным маршрутам, даже в небольшие города, которые в ином случае не могли бы рассчитывать на авиасообщение.
Главное преимущество хабов — общий рост объема перевозок, который следует за усилением спроса, сформированного из путешественников с разнообразных направлений. Создание хаба дало прямым пассажирам продукт лучшего качества — три рейса в сутки вместо одного, а другие путешественники получили разнообразие направлений. С этим подходом авиакомпании перешли от баланса спроса и предложения на одном маршруте к балансированию всей сети.
Сезонные особенности
Каждый из нас хочет получить максимум за свои деньги. Один из главных факторов, который влияет на спрос, а значит, и на цену билетов, — сезон. Летом многие люди отправляются в отпуск по туристическим направлениям внутри России и за рубежом. Поэтому стоимость билетов из Москвы в Анталью или Сочи в июле значительно выше, чем в ноябре.
По нашей статистике, за последние три года востребованность авиабилетов на летний период только росла. Если в 2019 году в июле продавалось на 31% больше билетов, чем в ноябре, то в 2023-м разница между этими месяцами составила 57%.
Интересно, что длительность маршрута — не самая главная составляющая в себестоимости перелета. Большее значение имеет тип самолета, на котором выполняется рейс. Сравнивать перелет на короткое расстояние на небольшом самолете и длительный полет на большом лайнере некорректно: затраты на перевозку одного человека на самолете меньшей вместимости всегда выше. Это как поездка на такси и автобусе.
В этом году наши пассажиры принимают решение о полетах раньше. За последние три месяца мы уже видим, что средняя разница в днях между датой покупки и перелетом увеличилась на треть. Например, если в 2023 году каждый пятидесятый билет на рейс Москва — Калининград продавался за 3 недели до вылета, сейчас это происходит в среднем за 7 недель.
Летний топ маршрутов по спросу в 2024 году довольно обычный: побережье Черного моря, Балтика, Байкал, Алтай, Владивосток. Растет спрос на рейсы на Камчатку и Сахалин, в Хакасию и Мурманск. Среди международных направлений безусловно лидируют турецкие курорты. Мы также наблюдаем, что люди активно бронируют на летний сезон билеты в центральную Азию и Китай.
Способы летать экономно
Зачастую стоимость полета больше всего зависит от даты. Например, большинство компаний бронируют билеты для командировок между 1-м и 15-м числами каждого месяца. В этот период растет число бизнес-путешествий, а значит, и спрос. Если вы можете выбрать рейс во второй половине месяца, то получите возможность приобрести места на борту дешевле.
Избежать высокого спроса, который связан с корпоративными путешествиями, поможет заблаговременная покупка билетов. Чем раньше куплен билет, тем выгоднее он будет. Большинство крупных компаний активно бронируют билеты за 1–3 недели до желаемой даты.
Возвращаясь к сезонности: спрос на летние направления начинает проявляться, когда погода еще остается холодной. Если в 2021–2023 годах люди начинали планировать отпуска в апреле, то сейчас ситуация изменилась. К концу марта треть летних кресел уже была распродана.
Обращайте внимание на время школьных каникул — многие привязывают поездки к ним. Мы видим, что доля пассажиров, путешествующих с детьми, в летний сезон в 1,5 раза больше, чем в зимний. Также важно проверить соседние даты, утренние рейсы вместо вечерних — возможно, своим первым запросом вы попадаете в тот самый час пик. Полететь во вторник будет дешевле, чем в пятницу, а в шесть утра выгоднее, чем в десять.
Покупка билета туда-обратно является выигрышной стратегией. Зачастую перевозчики стремятся увеличить количество перелетов на одного пассажира и готовы дать дисконт за такие билеты.
Выбирайте непопулярные дни недели и время. Например, на новогоднем рейсе из Москвы в Новосибирск, который приземлился в 01:15 1 января 2023 года, не было свободных мест! Пассажиры сэкономили почти вдвое по сравнению с рейсом на сутки раньше, а бонусом получили интересный опыт встречи Нового года в небе. Полет 30 декабря или на утреннем рейсе 31 декабря вышел бы значительно дороже.
Возможности для дополнительной выгоды с S7 Airlines
Авиакомпания предоставляет целый спектр возможностей и бонусов. По всей маршрутной сети у нас есть льготные тарифы для молодежи, пенсионеров, путешественников с детьми до 18 лет, многодетных семей, людей с ограниченными возможностями и жителей Дальнего Востока. Льготные цены действуют на категории билетов «Стандарт» и «Базовый» при покупке билетов по маршруту туда-обратно. Эти тарифы отмечены специальными значками «%».
Также полезно пользоваться программой лояльности. Ее участники в среднем экономят 25% от стоимости перелета за счет возможности оплатить часть цены билета милями. Кроме того, они бесплатно получают целый спектр дополнительных услуг, например, повышение класса обслуживания, выбор питания на борту на свой вкус, возможность оформить перевозку домашнего питомца в салоне за бонусы.
Билеты можно купить на распродаже. Распродажи помогают продать места, которые рискуют остаться пустыми во время низкого спроса. И да, сэкономить в этом случае можно даже больше, чем если просто взять билеты заранее.
Простые советы для выгодных путешествий
Мы разобрали основные факторы, которые влияют на цену билетов, от динамического ценообразования и сезонности до наиболее загруженных корпоративными путешествиями дат. Чтобы спланировать перелет с максимальной выгодой, следуйте простым советам:
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Динамическое ценообразование: почему оно делает авиабилеты доступнее
Предлагаю начать с объяснения работы динамической системы ценообразования. Для этого вернемся в период «плоских» цен и посмотрим на причины появления нового подхода к их формированию. Изначально стоимость билетов фиксировалась на длительный период, вне зависимости от месяца перелета, дня недели и времени. Иногда она могла даже не отличаться между маршрутами, как, например, это сейчас работает в московском метро. К плюсам такой системы можно отнести ее абсолютную прозрачность для покупателя. Но минусов на самом деле больше.
В первую очередь единая цена не обеспечивает доступность перелета для пассажиров. В условиях, когда количество самолетов значительно ограничено, нормой было отсутствие билетов на периоды повышенного спроса. Билет накануне вылета нельзя было купить ни за какие деньги. Напротив, в сезон с минимальной занятостью, когда желающих отправиться в путешествие не так много, неизменность цены приводила к отменам рейсов.
Период «плоских» цен продолжался с 1920-х, когда гражданская авиация только зарождалась, до конца 1970-х, когда конкуренция на рынке авиаперевозок обострилась, — перевозчики начали применять элементы ценообразования, направленные на сегментацию спроса.
Идея была проста: чем большую вариативность цен перевозчик может предложить пассажиру, тем больше путешественников сможет привлечь авиакомпания. Такой подход принес множество бонусов для пассажиров и компаний. Динамическое изменение цены в зависимости от спроса позволило сохранять доступные места на рейсах вплоть до дня вылета в периоды высокого спроса. Дополнительная выручка помогла поддержать регулярность рейсов в периоды низкого спроса.
Для тех, кто хочет сэкономить, доступны тарифы даже ниже себестоимости на менее загруженные даты. А если в приоритете удобство, авиабилет будет стоить дороже. Используя такой подход, авиаиндустрия добивается высокой и ровной загрузки самолетов в течение года, а это в конечном счете позволяет снизить среднюю стоимость перелетов — в первую очередь за счет роста эффективности производства и уменьшения постоянной составляющей расходов в себестоимости перевозки одного пассажира.
Хабы: как создать спрос там, где его нет
Следующим этапом стало развитие хабовой модели. Ранее перевозчики равномерно распределяли имеющийся флот между крупными городами по широкому перечню маршрутов. При таком подходе пассажир получает беспосадочный рейс в нужный город.
Проблемы возникают тогда, когда нужно полететь в город, не входящий в перечень городов-миллионников, где спроса недостаточно для регулярных полетов. Простой пример: ежедневный пассажиропоток из Абакана в Москву составляет около 300 человек и с такими вводными можно совершать рейсы дважды в сутки, а из Абакана в Казань в день летят 5 человек — даже если собрать всех желающих за неделю, на один рейс не хватит. На помощь таким пассажирам пришла модель хабовых перевозок.
Хабовые перевозки по своей сути упрощают выход на «рынок» отдельных маршрутов. Соединив Абакан с Новосибирском, базовым для S7 Airlines аэропортом, мы получаем «ручеек», из которого складываются «большие реки». Сегодня выполняется до 3 рейсов в сутки между этими городами, но только 40% пассажиров совершают беспосадочный перелет. Остальные следуют из Абакана по более чем 40 разным маршрутам, даже в небольшие города, которые в ином случае не могли бы рассчитывать на авиасообщение.
Главное преимущество хабов — общий рост объема перевозок, который следует за усилением спроса, сформированного из путешественников с разнообразных направлений. Создание хаба дало прямым пассажирам продукт лучшего качества — три рейса в сутки вместо одного, а другие путешественники получили разнообразие направлений. С этим подходом авиакомпании перешли от баланса спроса и предложения на одном маршруте к балансированию всей сети.
Сезонные особенности
Каждый из нас хочет получить максимум за свои деньги. Один из главных факторов, который влияет на спрос, а значит, и на цену билетов, — сезон. Летом многие люди отправляются в отпуск по туристическим направлениям внутри России и за рубежом. Поэтому стоимость билетов из Москвы в Анталью или Сочи в июле значительно выше, чем в ноябре.
По нашей статистике, за последние три года востребованность авиабилетов на летний период только росла. Если в 2019 году в июле продавалось на 31% больше билетов, чем в ноябре, то в 2023-м разница между этими месяцами составила 57%.
Интересно, что длительность маршрута — не самая главная составляющая в себестоимости перелета. Большее значение имеет тип самолета, на котором выполняется рейс. Сравнивать перелет на короткое расстояние на небольшом самолете и длительный полет на большом лайнере некорректно: затраты на перевозку одного человека на самолете меньшей вместимости всегда выше. Это как поездка на такси и автобусе.
В этом году наши пассажиры принимают решение о полетах раньше. За последние три месяца мы уже видим, что средняя разница в днях между датой покупки и перелетом увеличилась на треть. Например, если в 2023 году каждый пятидесятый билет на рейс Москва — Калининград продавался за 3 недели до вылета, сейчас это происходит в среднем за 7 недель.
Летний топ маршрутов по спросу в 2024 году довольно обычный: побережье Черного моря, Балтика, Байкал, Алтай, Владивосток. Растет спрос на рейсы на Камчатку и Сахалин, в Хакасию и Мурманск. Среди международных направлений безусловно лидируют турецкие курорты. Мы также наблюдаем, что люди активно бронируют на летний сезон билеты в центральную Азию и Китай.
Способы летать экономно
Зачастую стоимость полета больше всего зависит от даты. Например, большинство компаний бронируют билеты для командировок между 1-м и 15-м числами каждого месяца. В этот период растет число бизнес-путешествий, а значит, и спрос. Если вы можете выбрать рейс во второй половине месяца, то получите возможность приобрести места на борту дешевле.
Избежать высокого спроса, который связан с корпоративными путешествиями, поможет заблаговременная покупка билетов. Чем раньше куплен билет, тем выгоднее он будет. Большинство крупных компаний активно бронируют билеты за 1–3 недели до желаемой даты.
Возвращаясь к сезонности: спрос на летние направления начинает проявляться, когда погода еще остается холодной. Если в 2021–2023 годах люди начинали планировать отпуска в апреле, то сейчас ситуация изменилась. К концу марта треть летних кресел уже была распродана.
Обращайте внимание на время школьных каникул — многие привязывают поездки к ним. Мы видим, что доля пассажиров, путешествующих с детьми, в летний сезон в 1,5 раза больше, чем в зимний. Также важно проверить соседние даты, утренние рейсы вместо вечерних — возможно, своим первым запросом вы попадаете в тот самый час пик. Полететь во вторник будет дешевле, чем в пятницу, а в шесть утра выгоднее, чем в десять.
Покупка билета туда-обратно является выигрышной стратегией. Зачастую перевозчики стремятся увеличить количество перелетов на одного пассажира и готовы дать дисконт за такие билеты.
Выбирайте непопулярные дни недели и время. Например, на новогоднем рейсе из Москвы в Новосибирск, который приземлился в 01:15 1 января 2023 года, не было свободных мест! Пассажиры сэкономили почти вдвое по сравнению с рейсом на сутки раньше, а бонусом получили интересный опыт встречи Нового года в небе. Полет 30 декабря или на утреннем рейсе 31 декабря вышел бы значительно дороже.
Возможности для дополнительной выгоды с S7 Airlines
Авиакомпания предоставляет целый спектр возможностей и бонусов. По всей маршрутной сети у нас есть льготные тарифы для молодежи, пенсионеров, путешественников с детьми до 18 лет, многодетных семей, людей с ограниченными возможностями и жителей Дальнего Востока. Льготные цены действуют на категории билетов «Стандарт» и «Базовый» при покупке билетов по маршруту туда-обратно. Эти тарифы отмечены специальными значками «%».
Также полезно пользоваться программой лояльности. Ее участники в среднем экономят 25% от стоимости перелета за счет возможности оплатить часть цены билета милями. Кроме того, они бесплатно получают целый спектр дополнительных услуг, например, повышение класса обслуживания, выбор питания на борту на свой вкус, возможность оформить перевозку домашнего питомца в салоне за бонусы.
Билеты можно купить на распродаже. Распродажи помогают продать места, которые рискуют остаться пустыми во время низкого спроса. И да, сэкономить в этом случае можно даже больше, чем если просто взять билеты заранее.
Простые советы для выгодных путешествий
Мы разобрали основные факторы, которые влияют на цену билетов, от динамического ценообразования и сезонности до наиболее загруженных корпоративными путешествиями дат. Чтобы спланировать перелет с максимальной выгодой, следуйте простым советам:
- Бронируйте билеты как можно раньше. Многие планируют летний отдых уже в марте.
- Лучше сразу покупать билеты туда-обратно — так они выйдут дешевле.
- Постарайтесь выбрать рейс во второй половине месяца, чтобы избежать высокого спроса, который создают крупные компании.
- Проверяйте соседние по времени рейсы, они могут оказаться значительно дешевле.
- Пользуйтесь бонусами программы лояльности и специальными предложениями авиакомпании. Это позволит не только сэкономить, но и путешествовать с большим комфортом.