Forbes Council Роман Стятюгин
23296
0

Большие данные в помощь малым городам

Большие данные в помощь малым городам
По итогам переписи населения 2020 года, на малые города с численностью менее 50 000 человек приходилось 71,6% всех городов России — 801 из 1118. В то же время с 2018 по 2022 год число городов с благоприятным индексом качества для жизни выросло в два раза — с 300 до 603. Для того чтобы инвестиции в развитие регионов были эффективными, важно учитывать специфику города и уникальные потребности его жителей.

Качественно подходить к исследованию этих факторов и поиску инсайтов помогает работа с большими данными и предиктивная геоаналитика на базе технологий искусственного интеллекта. Для корректной работы цифровых сервисов и алгоритмов машинного обучения нужны массивы обезличенной информации. Персональные данные или небольшие выборки не представляют интереса в таких исследованиях, поэтому никакого риска для личной информации жителей и пользователей нет.

При планировании развития городской инфраструктуры используют два подхода: ретроспективный анализ накопленных данных и прогнозирование показателей с помощью моделей машинного обучения. Благодаря им можно определить тренды, выявить неочевидные инсайты и предсказать изменение важных показателей в будущем.
Среди ключевых задач регионов, в которых могут помочь большие данные, можно выделить четыре направления: комплексное развитие территорий, расширение внутреннего туризма, оценку качества мобильной связи и интернета, а также анализ локальных мероприятий.

 

Комплексное развитие территорий и городской инфраструктуры


Задачи программы комплексного развития территорий (КРТ) — рост качества и комфорта жизни в городах и поселениях, улучшение их внешнего облика и инфраструктуры. Аналитические сервисы помогают на базе накопленных данных оценивать потоки передвижения жителей и гостей города, а также определять наиболее популярные локации.
Основой для строительства и расширения дорожной инфраструктуры, планирования новых жилых комплексов и социальных объектов могут стать тепловые карты. Они покажут естественные маршруты, которыми пользуются жители в разные сезоны года, подсветят популярные локации в городе в целом и на отдельных его участках — например, в парках.

Второе направление аналитики — портрет аудитории. По обезличенным характеристикам можно определить, чем интересуются люди, пребывающие в выбранной локации. Если в парках выше доля молодежи с интересом к спорту и цифровым сервисам, есть смысл построить в нем современные спортивные площадки, обеспечить доступность Wi-Fi сети и удобные локации для работы.
КРТ затрагивает строительство жилых комплексов и реновацию, условия которой отличаются в разных регионах. По данным экспертов, потенциал строительства оценивается в 181 млн кв. м недвижимости, включая 131 млн кв. м жилья в 84 регионах страны. Аналитические сервисы могут помочь и в этой задаче: ML-алгоритмы позволяют оценивать опыт строительства ЖК в разных районах города и прогнозировать, сколько квартир, какого типа и с какой площадью стоит спроектировать, чтобы продать жилье в срок.

Оценка инфраструктуры даст понимание, насколько доступны и удобно расположены ключевые инфраструктурные объекты: магазины, школы, больницы, аптеки, банки и так далее. Компании могут оценивать потенциал открытия новых торговых точек в выбранной локации, чтобы успешно конкурировать на рынке и увеличивать прибыль. Для администрации региона это дополнительная возможность инвестировать в развитие и поддержку малого и среднего бизнеса.

 

Внутренний туризм как драйвер развития регионов


По итогам трех кварталов 2023 года внутренний туристический поток в России вырос на 16,5% — такие данные привел Росстат. Среди самых популярных направлений — крупнейшие регионы, включая Краснодарский край, Москву, Московскую и Ленинградскую области, Санкт-Петербург. Если посмотреть на топ-30, самыми быстрорастущими регионами по увеличению количества туристов стали Дагестан (х3,8), Карелия (х2,6), Хабаровский край (х2,1), Калининградская область (х2) и Тульская область (+78%).

Динамика говорит о том, что среди россиян растет интерес к путешествиям не только в привычные мегаполисы и крупные города, но и к поездкам в менее очевидные и популярные направления. Для того чтобы регион был интересен путешественникам, в нем необходимо развивать точки притяжения, ради которых люди будут готовы приехать именно туда. Иногда это исторические объекты или природные локации, но и не только они.

Определить фактические точки притяжения помогает анализ больших данных. Портрет аудитории показывает, чем интересуются люди, приезжающие в регион. Это не фактический показатель, а скорее показатель смещения выборки — аффинитивность. Он отображает, насколько выше или ниже уровень заинтересованности в теме у выбранной аудитории относительно средних показателей и туристов в других регионах. Если в город чаще всего приезжают любители экстремального спорта, стоит обратить внимание на создание инфраструктуры для него. Когда среди гостей больше любителей спокойного и банного отдыха, есть смысл уделить особое внимание развитию спа-индустрии.

Например, по данным аналитического центра VK Predict, количество туристов в Республике Татарстан в первые восемь месяцев 2023 года выросло в полтора раза год к году. Самый высокий рост — на 76% — показал сегмент молодежи до 24 лет. На 60% увеличилась популярность поездок в регион одним днем. В два раза выросло количество туристов, которые приезжали только в Казань, в полтора — тех, кто посещал другие города Республики, но в столице не был. Эти данные могут помочь в развитии туристических продуктов и сопутствующей инфраструктуры.

 

Оценка качества мобильной связи и снижение цифрового неравенства


Одна из ключевых задач цифровизации регионов — распространение доступной и высокоскоростной связи даже в наиболее удаленных и малонаселенных пунктах. Это напрямую влияет на скорость развития инфраструктуры, обеспечение равных возможностей онлайн-образования, рост качества жизни людей в целом.

По прогнозам Минцифры, до конца 2024 года планируется подключить к высокоскоростному интернету 6553 населенных пункта — нарастающим итогом. К 2030 году им будут обеспечены все деревни с численностью населения от 100 до 500 человек.
Упростить этот процесс и повысить качество взаимодействия жителей, телеком-операторов и государства помогает мониторинг качества связи. Он оценивает скорость работы, покрытие и параметры загрузки видеоконтента по всей стране с гранулированием территорий до площади 75 на 75 м. То есть все эти параметры можно отслеживать в конкретных точках малых городов и совсем небольших поселениях.

Мониторинг упрощает и реагирование на жалобы жителей, связанные с качеством связи. С его помощью можно оперативно проверить, были ли в выбранной точке какие-либо сбои, и принять решение об их устранении и корректной коммуникации со всеми участниками процесса, включая операторов. Аналитика также позволяет в режиме реального времени отслеживать нарушения в работе сетей, появление новых вышек и перераспределение долей трафика в 3G и 4G разных операторов.
Все эти параметры помогают комплексно оценивать наличие и качество мобильной связи и широкополосного доступа в интернет в населенных пунктах страны, выстраивать прозрачное взаимодействие среди всех участников процесса и снижать уровень цифрового неравенства в регионах.

 

Локальные мероприятия


Одна из наиболее понятных и популярных точек притяжения в регионах — мероприятия. Они могут быть небольшими, посвященными локальным историческим и культурным особенностям, а могут быть и масштабными, объединяющими людей из разных городов.

Аналитика мероприятий дает более глубокое понимание об их посетителях: по соцдем критериям, семейному положению, географии, интересам, уровню дохода и психографике. На базе этих данных могут быть адаптированы активности на площадке мероприятия и ключевые сообщения в маркетинговых кампаниях.

Тепловые карты позволяют оценить места притяжения людей и распределение трафика в течение дня. Это дает возможность объективно посмотреть на загрузку площадки: какие активности и зоны наиболее популярны, а какие используются неэффективно. Аналитика движения трафика в течение дня также помогает определить узкие места в инфраструктуре мероприятия и исправить недочеты в будущем.

При развитии регионов и малых городов важно учитывать их специфику — стандартные методы и подходы могут быть нерелевантными. Сформировать объективную оценку помогает аналитика массивов данных — как обезличенных аудиторных, так и общедоступных и локальных — и технологии искусственного интеллекта. С их помощью можно оценивать тренды ретроспективно и строить прогнозы, чтобы принимать взвешенные решения о строительстве новых объектов, формировании туристических продуктов или инвестициях в крупные фестивали.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза