Forbes Council Дмитрий Гришин
19172
0

Как небольшие банки создают большие инновации

Как небольшие банки создают большие инновации
В банковском секторе все важнее быстро внедрять новаторские решения. Небольшие банки, несмотря на ограниченные ресурсы, часто оказываются впереди и создают значительные изменения в отрасли.

Исследование Reimagining the Future of Finance показало, что около пяти лет назад финтех рассматривали преимущественно как часть индустрии финансовых услуг. Однако пандемия стала катализатором широкого принятия цифровых финансовых услуг потребителями. В результате финтех стал основным направлением в некоторых сегментах, особенно в области платежей и транcакционного банкинга. Эти сегменты существенно изменились благодаря таким игрокам, как Stripe, Square, Alipay. Финтех-компании — PayPal в США, Nubank в Бразилии и PayTM в Индии — в настоящее время являются лидерами отрасли. В мире уже существует около 32 000 финтех-компаний.

За последние десять лет финтех-стартапы привлекли финансирование в размере $500 млрд, а начиная с 2019 года они получали примерно 20% глобальных инвестиций от широкого круга частных инвесторов, технологических компаний и хедж-фондов, а не только от специалистов финансовых услуг, которые традиционно инвестировали в такие предприятия.

Быстрое внедрение инноваций — ключ к привлечению клиентов. Главная идея такого подхода заключается в том, что те, кто способен быстро внедрять инновации, обретают преимущество на рынке и привлекают больше клиентов. Этот процесс требует не только внутреннего подхода, но и умения привлекать лучшие решения с рынка. И все это работает только в том случае, если подход динамичен. Небольшие банки, часто ограниченные бюджетом и ресурсами, успешно разрабатывают и внедряют инновации. Как им это удается? Во-первых, небольшие банки могут быстро адаптироваться к изменениям и реагировать на потребности своего потенциального клиента. Во-вторых, обычно такие банки имеют четкую стратегию, нацеленную на инновации и улучшение клиентского опыта. И самое главное — партнерство. Так, сотрудничество с финтех-компаниями и стартапами позволяет банкам получить доступ к передовым технологиям, к принципиально новым продуктам. И, естественно, так они могут рискнуть выдвинуться в топ банков относительно новаторского подхода.

Акселераторы все еще нужны?


Исследование, проведенное Университетом Ксавьера в Луизиане, доказало важность акселераторов для стартапов. Оказывается, проекты, которые прошли через них, имеют на 26% больше шансов на выживание и укрепление позиций на рынке в первые два года своего существования по сравнению с теми, кто не имел этого опыта.

Именно финтех-акселераторы стали ключевым инструментом для небольших банков в разработке и проверке инноваций. Они предоставляют стартапам и компаниям возможность участвовать в ускоренных программах развития, а те, в свою очередь, помогают банкам идти в ногу со временем, внедряя в свою деятельность новые решения.

Главная причина популярности акселераторов — огромный выбор решений, доступных для быстрой проверки. Благодаря акселераторам банки могут открыть для себя целый спектр уникальных решений и оперативно выбрать то, что по вкусу. Зачастую банки и стартапы объединяют свои силы и опыт, разрабатывая инновации совместно. Безусловно, стартапы тоже имеют от этого выгоду. Они не «бьются» в два-три банка каждую неделю, предлагая свои услуги. Их решения видят сразу несколько банков, как правило, от 15 организаций.

Крупные финансовые организации, включая Visa и Mastercard, используют акселераторы для инноваций, давая стартапам ресурсы и клиентскую базу. Небольшие банки успешно используют акселераторы и коалиции для разработки и внедрения инноваций. Эта стратегия ускоряет адаптацию к рынку и предложение новых услуг. Взаимодействие и быстрые решения стали ключевыми для успеха в банковской индустрии, определяя лидеров будущего.

Например, в акселератор ВТБ отбираются компании, чьи технологии могут представлять интерес для банка. В рамках этой программы стартапы получают доступ к ресурсам большой корпорации, включая экспертов, техническую инфраструктуру и внутренние процессы. Однако многие стартапы все-таки адаптируют свой продукт под потребности банка.

Мировой рынок также активно практикует акселераторы. Программа акселерации DIFC FinTech Hive из ОАЭ предоставляет наиболее инновационным стартапам возможность взаимодействия с крупнейшими банками и страховыми компаниями региона. Еще один яркий пример — Startupbootcamp FinTech. Его программа длится три месяца и предлагает выбранным стартапам доступ к широкой сети экспертов и инвесторов. Startupbootcamp FinTech специализируется на финансовых технологиях: блокчейн, искусственный интеллект, кибербезопасность. Через них прошло более 1600 стартапов. Вспоминается еще один крупный финтех-акселератор — Fintech Innovation Lab. Особенностью программы является сотрудничество с крупными банками и финансовыми учреждениями, включая Citigroup, Goldman Sachs, JPMorgan Chase.

Подобных примеров на мировой арене наберется еще целая сотня как в России, так и за рубежом. Именно поэтому летом 2023 года Ассоциация российских банков (АРБ) и банк «Уралсиб» запустили первый в своем роде общероссийский межбанковский финтех-акселератор. Основная цель мероприятия — поиск финтех-решений, создающих новые сервисы для банков, повышающих эффективность работы, которые сокращают расходы и позволяют получить новые источники выручки.

Импортозамещение в финтех-экосистеме


В настоящее время проекты осознают, что АРБ и ассоциация «Финтех Старт» в качестве оператора программы, если смогут подтвердить ценность акселератора для банков, то продемонстрируют стартап-сообществу основное преимущество: возможность привлечения новых клиентов. Действительно, различные инновационные центры решают свои задачи, в то время как акселератор нацелен именно на потребности банков.

Есть несколько основных приоритетов в работе акселератора. Первый заключается в том, что каждый банк, который хочет принять участие, должен формализовать свои ожидания. Второй приоритет — наличие различных новых сервисов, которые отвечают на современные вызовы. Организаторы стремятся, чтобы в режиме цифрового супермаркета можно было сразу получить доступ к десятку сервисов. Проекты, став участниками, понимают, что они будут видны множеству банков. В ходе акселератора проекты смогут взаимодействовать с банками и адаптировать свои предложения под их потребности. Также у нас с коллегами из АРБ в планах провести весенний и осенние наборы в межбанковский финтех-акселератор и далее сделать его ежегодным. Тем более Финтех Хаб Банка России и Агентство стратегических инициатив поддержали проект.

Банк «Уралсиб» реализовал общеотраслевую банковскую программу, в рамках которой представители рынка могут представить свои продукты банкам. Сначала была инициирована серия встреч с банками и разработана программа. Акселератор включает три этапа: в самом начале осуществляется подготовка рынка, где акцент делается на преимуществах программы. Затем выбираются перспективные проекты, способные внести изменения в свою сферу и осознающие свою значимость для банка.

Наконец, наступает этап акселерации, на котором основное внимание уделяется выработке ценностного предложения проекта, применимого к банку. Такая программа позволяет оптимизировать затраты как для проектов, так и для банков. Благодаря акселератору лучшие проекты смогут получить финансирование на пилот и масштабирование сразу от четырех банков в пилотном наборе, затем количество банков и корпораций участников будет расти в следующем году.

Немного про тренды 2024 года


Финансовый сектор активно интегрирует технологии робоэдвайзинга, предоставляя потребителям автоматизированные советы по управлению личными финансами. Использование роботизированных консультантов для оптимизации бюджета и инвестиционного планирования становится обыденностью. Технологии, объединяющие аналитические возможности генеративного ИИ с человеческой экспертизой, такие как гибридный робоэдвайзинг и микроинвестирование, открывают новые перспективы для управления активами и пенсионными счетами.

Интерактивность и вовлеченность пользователя в финансовые процессы повышается через геймификацию. Концепция встроенных платежей привносит индивидуализацию в клиентский опыт, позволяя разработать уникальные бонусные программы и платежные решения. Благодаря бесшовной интеграции финансовых сервисов в платформы и приложения пользователям больше не нужно переключаться между различными системами для выполнения своих финансовых операций.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза