Forbes Council Лия Королева
35226
0

Комьюнити как основа культуры продвинутых компаний

Комьюнити как основа культуры продвинутых компаний
За последние годы в IT-компаниях сформировалось множество различных профессиональных объединений: гильдии, комьюнити, сообщества. Они помогают бизнесу формировать единые стандарты и наращивать внутреннюю экспертизу, а участникам — обмениваться знаниями и более свободно перемещаться между проектами. По сути, IT-сообщества напрямую влияют на рабочие процессы и выбор технологий в компаниях.

Как сообщества влияют на развитие бизнеса, зачем они нужны сотрудникам и как работать над их развитием?

Зачем нужны сообщества


Все эффективные и результативные инновации в современном бизнесе происходят благодаря IT: гибкие методологии, продуктовый подход, инженерные культуры. Те, кто способен внедрить, осмыслить и адаптировать практики под свои специфические потребности, получают результаты первыми. Это касается не только новых методов управления, но и корпоративной культуры, трансформации подходов к внутренним коммуникациям и развитию сотрудников. Основой этой культуры стали профессиональные внутренние сообщества.

Еще 10 лет назад термины «внутреннее сообщество», «гильдия», «культура разработки» были актуальны лишь для небольшого круга инициативных игроков IT-рынка. Большинство технологических компаний смотрело на комьюнити как на некую «плюшку» в области нематериальной мотивации — вроде бы важно, но плохо измеримо и непонятно, насколько полезно. Сегодня ситуация изменилась — влияние профессиональных сообществ на бизнес изучено и подтверждено результатами.

Например, согласно исследованию карьерной платформы Jobby, 68% опрошенных IT-специалистов уделяют внимание корпоративной культуре, причем 50% считают важным элементом корпоративной культуры именно профессиональные сообщества.

В экосистеме МТС сейчас 17 технологических гильдий по разным стекам и направлениям: от IT-архитекторов, инженеров Devops, системных аналитиков до сообществ по искусственному интеллекту и дизайну. Это сообщества по профессиональным интересам, участники которых общаются, устраивают митапы, занимаются менторством и учатся друг у друга.

Если говорить про пользу для бизнеса, можно выделить несколько однозначных преимуществ:

  • Гильдии — проводники технотрансформации. С их помощью формируются единые стандарты разработки, создаются базы знаний, собирается обратная связь, тестируются гипотезы, внедряются новые технологии.

  • Адаптация новых сотрудников. Гораздо проще погрузиться в рабочие процессы при участии коллег, разделяющих твои интересы и профессиональные увлечения.

  • Продвижение IT-бренда и бренда работодателя: участие во внешних конференциях, митапах, публикация статей на профильных площадках, взаимодействие с внешними IT-сообществами. Эти активности дали возможность МТС, единственной из числа компаний, работающих в сфере телекома, оказаться в топ-10 лучших IT-работодателей 2022 года по версии «Хабра».

  • Вовлечение. Хорошо, когда на работе классно, и поделиться этим ощущением могут только члены команды. Искра, которая всех зажигает, передается от человека к человеку, а сообщества максимально этому способствуют. Кстати, это помогает и в рекрутменте — 30% найма обеспечивает внутренняя реферальная программа.


 

Лидер гильдии архитекторов Бондарев Алексей Анатольевич, руководитель Центра практик «Архитектура»:  

«Гильдия IT-архитекторов МТС является одной из ключевых площадок, где мы обсуждаем основные тренды в IT и делимся лучшими практиками внутри компании. Также эта площадка хорошо показала себя как инструмент эффективного и прозрачного диалога между бизнесом и разработкой, в нашем случае архитектурой. Мы через гильдию архитекторов стараемся доносить, в том числе и до бизнеса, для чего нужна архитектура, какую пользу приносят лучшие практики и т. д.».

 

Что мотивирует участников на активность в сообществе


Участие в сообществе — это возможность реализации личных амбиций. Всем нужно признание коллег. Когда не начальник, а другие разработчики говорят: «Круто сделано», — это мощный мотивационный фактор.

Рост экспертности — тоже сильная мотивация. Чем меньше людей в вашей замкнутой команде, тем медленнее вы растете. Попадая в команду, где много специалистов сильнее вас, можно вырасти очень быстро.

 

Лидер гильдии CTO Иван Мясников, технический руководитель стрима «Виртуальный ассистент»:

«Это прекрасно работает внутри нашей гильдии, так как СТО (Chief technology officer) не всегда есть к кому обратиться за советом. А вопросов порой бывает много, и хочется их решать самостоятельно. Таким образом растет экспертность внутри сообщества, а новеньким проще погружаться, интегрироваться в правила игры. Также это работает и с глобальными улучшениями, когда внутри сообщества мы понимаем, что возникшая проблема касается не одного конкретного СТО. В такой ситуации легко собрать аргументы и идеи, как улучшить процессы, подходы, практики. В результате это облегчает работу всех СТО экосистемы. И это круто, что гильдии могут влиять на бизнес и становиться лучше вместе с компанией».

 

Внутренние доклады — это замечательная тепличная среда для любого будущего спикера. Здесь люди учатся выступать в безопасной среде, когда вокруг все свои и можно спокойно положиться на фидбэк коллег в корректной форме. Так можно подготовиться к сложным вопросам из зала и более уверенно себя чувствовать на внешних докладах. Также это возможность обменяться экспертизой между отделами внутри большой структуры, представить свой проект, а иногда даже рассказать про свой провал на специальных факап-найтах.

Кроме этого, делая доклады на ту или иную тему, ты становишься в ней экспертом, углубляешь знания, а еще качаешь личный бренд. В комьюнити незнакомые люди могут узнать тебя благодаря докладам, статьям, темам, в которых ты себя зарекомендуешь как эксперт.

И наконец, для того чтобы расти, нужно общаться, наращивать софт-скилы, улучшать навыки презентации, структурирования информации, грамотной речи. И с этим тоже может помочь сообщество.

С чего начать формирование комьюнити


Чтобы комьюнити сформировалось и начало успешно функционировать, одного желания мало. Сообщество растет за счет того, что воодушевленные участники вовлекают в него коллег. Для этого необходимы социальное подтверждение, личный опыт человека. Чтобы заработал «сарафан», у участников должна быть настоящая вовлеченность, которая возникает, только если создатели попадают в мотивацию, в ценности, присущие членам сообщества. Люди найдут способ пообщаться, если у них есть потребность.

Поэтому организацию комьюнити нужно начинать с формулирования целей. Зачем на это тратить время и зачем в это вовлекаться?

Можно рассматривать сообщество как некий сервис, внутри которого люди обмениваются знаниями, растут, реализуют свои потребности. Как и любой внутренний сервис, он должен приносить пользу бизнесу, находить пересечение своих целей с целями компании.

После того как сформировано ценностное предложение и найдена точка пересечения с целями компании, можно думать о командообразующих мероприятиях, лидерах, вовлечении новых участников и т. д. Эти детали во многом зависят от людей и темы, которая их объединяет.

Если говорить про опыт МТС — исторически сложилось так, что эксперты самостоятельно объединялись в сообщества по своим профессиональным интересам для обмена опытом, а мы (HR, внутриком, деврел, топ-менеджмент) видели свою задачу в том, чтобы их поддержать: помочь в формировании core-команды, с организацией митапа или подготовкой доклада, создать прозрачную систему нематериального поощрения активных участников гильдии.

Взаимодействие в профессиональном комьюнити — это возможность разделить интересы с единомышленниками и получить импульс к развитию. Это не голословное утверждение: в настоящий момент в МТС порядка 5500 инженеров состоят в технологических гильдиях, ежегодно проводя около 150 внутренних митапов. Такая охватность стала возможна только потому, что принадлежность к сообществу дает участникам чувство общности и удовлетворяет профессиональные потребности. Внутри гильдии легче достигать успехов и в работе, и в жизни за счет обмена опытом, роста информированности и влияния экспертов друг на друга.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза