Forbes Council Сергей Гришин
49234
0

Почему паническая бережливость хуже внешних санкций, или Что важно предпринимателю сегодня

Почему паническая бережливость хуже внешних санкций, или Что важно предпринимателю сегодня
Год назад экономике России предсказывали полный крах в течение считаных месяцев. Этого не произошло. Затем аналитики стали прогнозировать сокращение валового продукта в 2022 году на 10–15%. Во время мирового финансового кризиса в 2009 году отечественный ВВП упал на 9%, и было очень тяжело. Но даже по зарубежным оценкам, за прошлый год экономика России сжалась лишь на 2–2,5%.

Я не хочу обвинять экспертов в умышленном нагнетании обстановки. Всем известно, что заниматься прогнозированием в моменты перелома конъюнктуры — дело неблагодарное. Очевидно, что обвала в отечественной экономике не произошло, но ситуация непростая, и перспективы таковы, что попотеть придется.

Важно не зажиматься и продолжать жить нормальной жизнью. Не впадать в панику, переоценивая спад. Скупость выйдет боком. Например, вы решили сэкономить на стрижке. Значит, парикмахер недополучит прибыль. Раз нет денег, он не поведет детей, скажем, в спортсекцию. И как эффект домино, все по цепочке станут получать меньше. Это способно вызвать кризис сильнее, чем внешние ограничения типа санкций.

Даже МВФ предсказал, что ВВП России в ближайшие годы будет стабильным. Негативные глобальные изменения, о которых вещают с экранов, не означают, что на вашем личном уровне все ухудшилось. Даже наоборот: сегодня очень многие боятся инвестировать и развиваться, поэтому появляется больше возможностей, чтобы поучаствовать в перераспределении капитала и сфер влияния. Проще говоря, даже если макроэкономическая обстановка ухудшилась, это не значит, что на вашем личном уровне ситуация станет хуже. Сможете ли вы этим воспользоваться — решаете вы.

Новые ниши


Ваша сила — команда и освоенные технологии. Если ваша отрасль на спаде, ищите, во что перенаправить людей, чтобы с минимальными изменениями и издержками можно было снова применить ваши компетенции.

Приведу пример из собственной практики. В 2021 году мы с партнером запустили в Москве стартап «Смартолет» — высокотехнологичный сервис по продаже гаджетов в кредит или в рассрочку. Доставка покупки за 40 минут — это быстрее, чем человек может дойти до ближайшего магазина. Модель оказалась успешной, и мы рассчитывали вывести проект на IPO.

Но в 2022 году поставлять смартфоны в Россию стало сложно, ставка рефинансирования резко поднялась — начались проблемы с фондированием. Первая мысль, которая возникает в такой ситуации, — максимально сократить расходы, людей уволить и пытаться сохранить оставшиеся деньги. Вместо этого мы два месяца платили зарплату, наблюдали, как развивается ситуация и думали.

В итоге решили перезапустить «Смартолет» в Казахстане. Наша модель быстрых продаж в кредит заработала и здесь. Рассчитываем вернуться с ней и в Россию.

У нас оставалась команда отличных специалистов в Москве, которые умели хорошо выдавать кредиты, была своя система скоринга. И мы стали выдавать быстрые займы «до зарплаты» через интернет. Весь прошлый год мы учились новому бизнесу, и вот он стал прибыльным. Так что теперь у нас уже не один динамично растущий бизнес, а два, да еще и в разных странах. Нам с партнерами удалось не просто сохранить команду, но и реально вырасти, стать устойчивее.

Точки роста


Какие направления точно будут расти? Первое — это все, что связано с выстраиванием новых цепочек поставщиков и дистрибьюторских сетей. Если раньше мы заказывали товары через европейского дилера, то теперь делаем это через дружественные страны, раньше торговали с Европой, сейчас — с Китаем. Эти новые товарные потоки окончательно еще не сложились, они огромны, и организовывать их будут новые люди. Если раньше все было крепко схвачено, то сейчас у вас есть возможность вклиниться в этот рынок. Окно возможностей не будет открыто всегда: кто сейчас нишу займет, тот и будет долго рулить на следующем этапе.

Вторая растущая тема — внутренний туризм. Ездить за границу стало сложнее, и люди наконец начали отдыхать в своей стране. Сейчас спрос на базы отдыха, отели и пансионаты в России бешеный, загруженность высочайшая, цены взлетели, инфраструктуры критически не хватает. Тут есть возможности для разных инвестиций. Есть большие деньги — можно построить новый отель или курорт. Если денег немного — организуйте активности: хоть прогулки на квадроциклах, хоть баню в кедровых бочках. Можно вообще без вложений — создавайте интересные авторские маршруты и продавайте билеты.

У внутреннего туризма долгосрочные перспективы. Сейчас в условиях высокого внутреннего спроса мы нарастим инфраструктуру. Затем возрастет конкуренция — значит, наладится сервис. А на следующем шаге, когда внешнеполитическая обстановка успокоится, к нам поедет иностранный турист и будет платить в валюте.

Третья тема — все, что связано с импортозамещением. Иностранные производители ушли — образовалась дыра, потребности не закрыты, пошел взрывной спрос на отечественные аналоги. Продуктовый спектр здесь широкий. И не бойтесь пугалок про санкции на технологичное оборудование. Чтобы закрыть образовавшиеся потребности, вовсе не обязательно покупать топовые станки. Много примеров, когда наши предприниматели, изучив технологию, скопировали ее и воспроизвели на родном оборудовании. Выходит в четыре-пять раз дешевле.

Четвертое растущее направление — сельское хозяйство, агропромышленность и пищепром. Это сектор со стабильным спросом: кризис или нет, а кушать меньше мы не стали. При этом иностранные конкуренты ушли с рынка, освободив полки для отечественных продуктов. Значит, нужно расширяться. Признаюсь, сейчас я сам рассматриваю возможность выйти на рынок животноводства.

Кризис — это еще и время смены элит. Я уверен, что воспользоваться возможностями в перечисленных отраслях смогут только те, кто не считает, что вокруг беспросветный мрак, все упало и пропало. Те, кто впал в уныние и сбавил темп, неизбежно потеряют влияние. А кто видит, что стакан наполовину полон, имеет все шансы улучшить свое положение. Для этого сегодня есть все возможности: новые ниши, уход конкурентов, потребность в инвестициях. Главное — не бояться.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза