Облачный all-inclusive: почему бизнес передает управление инфраструктурой сервис-провайдеру
В январе в более чем 100 IT-компаниях мира прошли сокращения. Twitter и Microsoft, Amazon и Google, Cisco и Salesforce… Работы лишились 26 000 IT-специалистов. На фоне стагнации мировой экономики компании ищут возможности сократить затраты, чтобы сохранить высокую доходность. При этом потребность в опытных разработчиках и инженерах продолжает расти. Разработка дорожает, и постоянно держать огромный штат программистов уже не могут не только стартапы, но и корпорации. В результате на смену полной занятости приходит IT-аутсорсинг. Alibaba поручает сторонним компаниям веб-разработку, Slack — веб-дизайн и бета-тестирование, а пивоваренная компания Carlsberg с помощью экспертов на стороне мигрировала в облако 1300 серверов и 650 критичных бизнес-приложений.
Managed cloud services — бизнес-подход, при котором компания пользуется IT-ресурсами на виртуальной инфраструктуре, а непрофильные задачи поручает сертифицированным специалистам провайдера или его партнера. Передать в управление можно практически все:
В России облачный аутсорсинг еще не так развит, как в США и Европе, да и массовых сокращений IT-специалистов пока нет. Но заказчиков, которые готовы делегировать эти задачи провайдеру, становится больше. Так, у #CloudMTS спрос на Managed Services вырос в два раза по итогам 2022 года, особенно сильно эти услуги востребованы в промышленности, ретейле и FMCG. В недалеком будущем большинство крупных и средних компаний перейдет на Managed Cloud Services точно так же, как перевели на аутсорсинг уборку помещений, обслуживание кофе-машин и другие непрофильные функции. На это есть несколько причин.
1. Инженеров на всех не хватит
Борьба бизнеса за IT-специалистов давно не новость. По разным оценкам, в России не хватает от одного до двух миллионов айтишников, в то время как профильные учебные заведения готовят всего несколько десятков тысяч выпускников в год. Я оцениваю реальное количество готовых студентов, готовых работать в IT, примерно в 3000–4000 человек.
По данным Superjob, в 2023 году в среднем зарплаты в IT-отрасли вырастут на 16%. Интересно, что наряду с разработчиками программного обеспечения в пятерку самых востребованных профессий попали инженеры и специалисты по внедрению и сопровождению ПО — их тоже уже не хватает. С уходом десятков иностранных вендоров софта и оборудования у таких специалистов прибавилось работы: компаниям нужно заново собирать базовую IT-инфраструктуру. Вам неизбежно придется задуматься, откуда взять новую платформу виртуализации, где размещать системы, кто будет управлять базами данных сейчас и в ближайшем будущем.
У компаний есть два варианта: сделать самим или заказать у облачного провайдера. В обоих случаях нужны опытные инженеры, хорошо знакомые с OpenSource-технологиями. Если это платформа виртуализации, то нужно знание OpenStack и/или KVM. Если это современная СУБД, то это PostgreSQL, MongoDB, Kafka. И хотя я верю, что за разработками с открытым кодом большое будущее, специалистов, которые могут его поддерживать, в России в лучшем случае несколько тысяч. На то, чтобы их обучить или схантить из других компаний, потребуется немало сил, времени и денег, да и на все компании этих людей все равно не хватит. Но высока вероятность, что они есть в сервис-провайдерах, у которых от этих технологий зависит доходность бизнеса.
2. Инструкцию еще предстоит написать
Недостаток многих OpenSource-технологий по сравнению с проприетарным вендорским ПО — это отсутствие инструментария поддержки и эксплуатации, подробной документации (в части методологии использования) и технической поддержки. У VMware, Microsoft, Oracle и SAP методология работы с их ПО и оборудованием отрабатывалась не один десяток лет, они «тренировались» на сотнях тысяч клиентов. Для каждого продукта есть детальное описание: какое железо, процессор и видеокарта нужны, чтобы система работала оптимально, а при установке программы написано, какие настройки и в каком порядке конфигурировать. В случае с OpenSource-решениями ваши инженеры оказываются один на один с технологиями. Тот же OpenStack опирается на множество открытых проектов, соединенных друг с другом через различные программные интерфейсы, которые могут поставить в тупик даже самых опытных инженеров. В помощь им только посты и дискуссии на отраслевых ресурсах, где те же проблемы решались методом проб и ошибок. Такие любительские «инструкции» быстро устаревают, да и не каждая компания может себе позволить длительные эксперименты: виртуальные машины и контейнеры должны работать уже сейчас.
Впрочем, OpenStack — отличный выбор для компаний с большим штатом IT-специалистов и курсом на собственную разработку. Например, продуктовый ретейлер X5 Group развернул собственную облачную платформу Salt на базе OpenStack в двух дата-центрах в Москве и Санкт-Петербурге. Этот был масштабный проект, который стартовал еще в 2021 году и потребовал от компании много доработок и инвестиций. ВТБ заявил о планах перехода на OpenStack в мае 2022 года, и, по оценке специалистов банка, критическую инфраструктуру компания переведет на новую платформу не раньше 2024 года.
3. Системы необходимо поддерживать 24/7
Предположим, что первые две проблемы удалось решить: вы нашли специалистов и придумали, как заменить вендорское ПО. Например, в компании работает учетная система 1С, интегрированная с системой управления базами данных MSSQL от Microsoft. Администратору поручили поставить на замену СУБД PostgreSQL, с которой он ранее не работал. Дальше возникает масса вопросов: как новую СУБД поддерживать и обновлять, как выполнять резервное копирование, как настраивать производительность, как интегрировать ее с другими системами? Чем-то такие опыты напоминают ситуацию, когда дачники-любители занимаются огородничеством, следуя инструкциям в интернете. В итоге 1С работает медленно, при аварии backup не восстанавливается, потому что резервное копирование настроено неправильно. Зато своими силами.
Преимущество облачного провайдера — в SLA (Service Level Agreement), соглашении о качестве услуг, где детально прописано, как специалисты провайдера будут действовать в случае инцидентов, за какой срок обязуются устранить их и как будут восстанавливать данные в случае аварии. С учетом того, что зарубежные вендоры оборудования и ПО больше не поддерживают свои продукты, инцидентов и поломок будет больше. За выполнение SLA облачный провайдер несет финансовую ответственность перед заказчиком.
4. Облака становятся сложнее
По итогам 2022 года объем данных, накопленных человечеством, составил примерно 97 зеттабайт, а к 2025 году он возрастет почти в два раза. Количество данных растет, вычисления ускоряются, при этом бизнесу нужно продолжать оптимизировать затраты. Это возможно, но требует более тонких технологий. Например, раньше у большинства компаний была одна база данных. Сегодня для разных задач бизнес использует MongoDB, и Cassandra, и Kafka. Почему так происходит? Потому что с помощью специализированных средств можно решить задачу более эффективно. Разрабатывать программу не как монолитный фрагмент кода, а распределить ее функции на отдельные фрагменты-микросервисы. Обрабатывать и хранить данные распределенно, закладывать отказоустойчивость на уровне кода. Все это делает технологии более быстрыми и производительными, но требует огромной экспертизы инженеров.
Кроме того, распространяется концепция Multicloud, когда компания пользуется услугами не одного, а сразу нескольких сервис-провайдеров. Это дополнительное страхование рисков: часть данных и систем хранится в частном облаке, часть — в публичном, а часть — в гибридном. С одной стороны, это здорово: больше возможностей для кастомизации. С другой — за всем большим хозяйством надо следить. Благодаря Managed Services сделать это проще: в провайдерах, как правило, работают крупные команды, и они могут выделить инженеров для круглосуточного мониторинга и устранять проблемы в режиме реального времени. А еще они могут подсказать, как сделать облако более производительным.
Отдельное направление в использовании Multicloud и работы с расходами на IT — FinOps. В рамках него специалисты рассматривают возможности и стоимости всех провайдеров рынка и выбирают оптимальную конфигурацию конкретной IT-системы с точки зрения бюджета.
Впрочем, Managed Cloud Services подходят не всем. Во-первых, вы должны быть готовы дать третьей стороне хотя бы частичный доступ к инфраструктуре. Есть целые индустрии, для которых переход на managed services затруднен даже законодательством, например банки, страховые, медицинские компании. Во-вторых, в зависимости от сложности систем и уровня поддержки услуги провайдера могут оказаться дороже, чем собственное подразделение, которое занимается только облаками.
А какой подход выбираете вы?
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Managed cloud services — бизнес-подход, при котором компания пользуется IT-ресурсами на виртуальной инфраструктуре, а непрофильные задачи поручает сертифицированным специалистам провайдера или его партнера. Передать в управление можно практически все:
- разработку архитектуры размещения вашей информационной системы, первоначальную настройку виртуальных машин, полное управление ими (включая ОС), техническую поддержку;
- переход из on-premise или из другого облака, как в случае с Carlsberg; при этом провайдер или его партнер помогают без простоев перенести IT-системы и данные из одного дата-центра в другой;
- резервное копирование — в том числе что, как, когда и с какой периодичностью копировать, проверку работоспособности резервных копий, мониторинг и выполнение заданий;
- работу с контейнерами и микросервисами (Managed Kubernetes) и администрирование систем управления базами данных (СУБД);
- мониторинг инцидентов кибербезопасности.
В России облачный аутсорсинг еще не так развит, как в США и Европе, да и массовых сокращений IT-специалистов пока нет. Но заказчиков, которые готовы делегировать эти задачи провайдеру, становится больше. Так, у #CloudMTS спрос на Managed Services вырос в два раза по итогам 2022 года, особенно сильно эти услуги востребованы в промышленности, ретейле и FMCG. В недалеком будущем большинство крупных и средних компаний перейдет на Managed Cloud Services точно так же, как перевели на аутсорсинг уборку помещений, обслуживание кофе-машин и другие непрофильные функции. На это есть несколько причин.
1. Инженеров на всех не хватит
Борьба бизнеса за IT-специалистов давно не новость. По разным оценкам, в России не хватает от одного до двух миллионов айтишников, в то время как профильные учебные заведения готовят всего несколько десятков тысяч выпускников в год. Я оцениваю реальное количество готовых студентов, готовых работать в IT, примерно в 3000–4000 человек.
По данным Superjob, в 2023 году в среднем зарплаты в IT-отрасли вырастут на 16%. Интересно, что наряду с разработчиками программного обеспечения в пятерку самых востребованных профессий попали инженеры и специалисты по внедрению и сопровождению ПО — их тоже уже не хватает. С уходом десятков иностранных вендоров софта и оборудования у таких специалистов прибавилось работы: компаниям нужно заново собирать базовую IT-инфраструктуру. Вам неизбежно придется задуматься, откуда взять новую платформу виртуализации, где размещать системы, кто будет управлять базами данных сейчас и в ближайшем будущем.
У компаний есть два варианта: сделать самим или заказать у облачного провайдера. В обоих случаях нужны опытные инженеры, хорошо знакомые с OpenSource-технологиями. Если это платформа виртуализации, то нужно знание OpenStack и/или KVM. Если это современная СУБД, то это PostgreSQL, MongoDB, Kafka. И хотя я верю, что за разработками с открытым кодом большое будущее, специалистов, которые могут его поддерживать, в России в лучшем случае несколько тысяч. На то, чтобы их обучить или схантить из других компаний, потребуется немало сил, времени и денег, да и на все компании этих людей все равно не хватит. Но высока вероятность, что они есть в сервис-провайдерах, у которых от этих технологий зависит доходность бизнеса.
2. Инструкцию еще предстоит написать
Недостаток многих OpenSource-технологий по сравнению с проприетарным вендорским ПО — это отсутствие инструментария поддержки и эксплуатации, подробной документации (в части методологии использования) и технической поддержки. У VMware, Microsoft, Oracle и SAP методология работы с их ПО и оборудованием отрабатывалась не один десяток лет, они «тренировались» на сотнях тысяч клиентов. Для каждого продукта есть детальное описание: какое железо, процессор и видеокарта нужны, чтобы система работала оптимально, а при установке программы написано, какие настройки и в каком порядке конфигурировать. В случае с OpenSource-решениями ваши инженеры оказываются один на один с технологиями. Тот же OpenStack опирается на множество открытых проектов, соединенных друг с другом через различные программные интерфейсы, которые могут поставить в тупик даже самых опытных инженеров. В помощь им только посты и дискуссии на отраслевых ресурсах, где те же проблемы решались методом проб и ошибок. Такие любительские «инструкции» быстро устаревают, да и не каждая компания может себе позволить длительные эксперименты: виртуальные машины и контейнеры должны работать уже сейчас.
Впрочем, OpenStack — отличный выбор для компаний с большим штатом IT-специалистов и курсом на собственную разработку. Например, продуктовый ретейлер X5 Group развернул собственную облачную платформу Salt на базе OpenStack в двух дата-центрах в Москве и Санкт-Петербурге. Этот был масштабный проект, который стартовал еще в 2021 году и потребовал от компании много доработок и инвестиций. ВТБ заявил о планах перехода на OpenStack в мае 2022 года, и, по оценке специалистов банка, критическую инфраструктуру компания переведет на новую платформу не раньше 2024 года.
3. Системы необходимо поддерживать 24/7
Предположим, что первые две проблемы удалось решить: вы нашли специалистов и придумали, как заменить вендорское ПО. Например, в компании работает учетная система 1С, интегрированная с системой управления базами данных MSSQL от Microsoft. Администратору поручили поставить на замену СУБД PostgreSQL, с которой он ранее не работал. Дальше возникает масса вопросов: как новую СУБД поддерживать и обновлять, как выполнять резервное копирование, как настраивать производительность, как интегрировать ее с другими системами? Чем-то такие опыты напоминают ситуацию, когда дачники-любители занимаются огородничеством, следуя инструкциям в интернете. В итоге 1С работает медленно, при аварии backup не восстанавливается, потому что резервное копирование настроено неправильно. Зато своими силами.
Преимущество облачного провайдера — в SLA (Service Level Agreement), соглашении о качестве услуг, где детально прописано, как специалисты провайдера будут действовать в случае инцидентов, за какой срок обязуются устранить их и как будут восстанавливать данные в случае аварии. С учетом того, что зарубежные вендоры оборудования и ПО больше не поддерживают свои продукты, инцидентов и поломок будет больше. За выполнение SLA облачный провайдер несет финансовую ответственность перед заказчиком.
4. Облака становятся сложнее
По итогам 2022 года объем данных, накопленных человечеством, составил примерно 97 зеттабайт, а к 2025 году он возрастет почти в два раза. Количество данных растет, вычисления ускоряются, при этом бизнесу нужно продолжать оптимизировать затраты. Это возможно, но требует более тонких технологий. Например, раньше у большинства компаний была одна база данных. Сегодня для разных задач бизнес использует MongoDB, и Cassandra, и Kafka. Почему так происходит? Потому что с помощью специализированных средств можно решить задачу более эффективно. Разрабатывать программу не как монолитный фрагмент кода, а распределить ее функции на отдельные фрагменты-микросервисы. Обрабатывать и хранить данные распределенно, закладывать отказоустойчивость на уровне кода. Все это делает технологии более быстрыми и производительными, но требует огромной экспертизы инженеров.
Кроме того, распространяется концепция Multicloud, когда компания пользуется услугами не одного, а сразу нескольких сервис-провайдеров. Это дополнительное страхование рисков: часть данных и систем хранится в частном облаке, часть — в публичном, а часть — в гибридном. С одной стороны, это здорово: больше возможностей для кастомизации. С другой — за всем большим хозяйством надо следить. Благодаря Managed Services сделать это проще: в провайдерах, как правило, работают крупные команды, и они могут выделить инженеров для круглосуточного мониторинга и устранять проблемы в режиме реального времени. А еще они могут подсказать, как сделать облако более производительным.
Отдельное направление в использовании Multicloud и работы с расходами на IT — FinOps. В рамках него специалисты рассматривают возможности и стоимости всех провайдеров рынка и выбирают оптимальную конфигурацию конкретной IT-системы с точки зрения бюджета.
Впрочем, Managed Cloud Services подходят не всем. Во-первых, вы должны быть готовы дать третьей стороне хотя бы частичный доступ к инфраструктуре. Есть целые индустрии, для которых переход на managed services затруднен даже законодательством, например банки, страховые, медицинские компании. Во-вторых, в зависимости от сложности систем и уровня поддержки услуги провайдера могут оказаться дороже, чем собственное подразделение, которое занимается только облаками.
А какой подход выбираете вы?