Forbes Council Николай Иванов
14074
0

Поглотитель парниковых газов: бореальные леса и другие возможности лесов России в глобальной повестке низкоуглеродного развития

Поглотитель парниковых газов: бореальные леса и другие возможности лесов России в глобальной повестке низкоуглеродного развития
Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго — СОР26 — еще не закончена, официально она продлится до 12 ноября. Тем не менее уже сейчас можно сделать определенные промежуточные выводы, а также некоторые замечания на тему глобальной климатической повестки и роли российского лесопромышленного комплекса в этом контексте.

В фокусе внимания мировой общественности «Декларация лидеров Глазго о лесах и землепользовании» — заявление лидеров более чем 130 стран, на долю которых приходится более 90% мировых лесов, о совместных усилиях с целью остановить и обратить вспять потерю лесов и деградацию земель к 2030 году. Также широко обсуждается готовность 12 стран-доноров предоставить $12 млрд на борьбу с изменением климата в 2021–2025 годах.

В своем видеообращении к участникам конференции Президент России Владимир Путин подчеркнул, что Россия, на территории которой расположено 20% мировых лесов, принимает «самые серьезные и энергичные меры для их сохранения». При этом Сергей Иванов, специальный представитель Президента Российской Федерации по природоохранной деятельности, отмечает, что Россия благодаря своим лесам «уже сейчас является экологическим донором планеты».

В развитие российского участия 4 ноября «на полях» СОР26 Федеральное агентство лесного хозяйства при участии ведущих российских, а также международных научных и бизнес-организаций провело круглый стол «День леса и науки». На мероприятии представили новейшие данные отчета ЕЭК ООН о текущем состоянии лесов региона, куда входят Европа, Российская Федерация, Северная Америка, страны Кавказа и Средней Азии, а также новый информационный ресурс о лесах и их изменениях, о «лесных» товарах и услугах, их роли с точки зрения достижения экономического, экологического и социального благополучия.

В целом леса региона UNECE — 42% мировых лесов и 47% мирового накопления углерода, где Россия — лидер по площадям и запасам древостоя. Также объявлены предварительные результаты первого этапа государственной инвентаризации лесов в России: исследования выявили на 30% больше запаса углерода в лесах страны, чем считалось ранее (в связи с особенностями данных лесоустройства в 60–70 гг. ХХ в. и ориентированностью на коммерческое использование леса в СССР). Завершение второго этапа инвентаризации лесов запланировано на 2030 год, при этом анонсирована возможность использования текущих результатов первого этапа для построения моделей поглощения углерода российскими лесами.

Особое внимание уделили вкладу северных (бореальных) лесов в достижение целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов: данный тип лесов, преобладающий в России, подвергается наибольшему прогнозируемому повышению температуры из всех лесных биомов в этом столетии. В то же время, благодаря своим уникальным свойствам, бореальные леса предлагают возможности смягчения последствий изменения климата. Группа международных исследователей Международного института прикладного системного анализа (Австрия) отметила конкретные шаги по действиям, которые необходимо предпринять в контексте управляемых бореальных лесов, в их числе — расширение использования долговечных изделий из древесины, замена ископаемого топлива лесной биомассой, проведение облесения заброшенных сельскохозяйственных земель.

Вполне конкретный вклад в общую климатическую повестку вносит и российский лесопромышленный комплекс. В частности, Segezha Group уже начала переходить к низкоуглеродной экономике: растет потребление «чистой» энергии и производство биотоплива, при реализации проектов акцентируются низкоуглеродное строительство и инфраструктура, продукция холдинга имеет минимальный углеродный след, экосистемы Группы осуществляют поглощение и депонирование CO₂.

Тема низкоуглеродного развития — это не только «краеугольный камень» для построения современной лесопромышленной отрасли, но и четко сформулированное требование международного рынка, национального и международного законодательств.

Согласно результатам исследования выбросов и поглощений CO₂ девятью предприятиями Группы в Республике Карелия в 2016–2020 годах, углеродный баланс холдинга — положительный: управляемые леса в аренде поглощают больше CO₂, чем его выбрасывается в атмосферу. Таким образом, Segezha Group в Карелии является поглотителем парниковых газов — чистая абсорбция в указанный период оценивается в 2,84 млн т CO₂-эквивалента в год.

Также Группа реализует проекты снижения выбросов повышение энергоэффективности, снижение выбросов метана, предотвращение лесных пожаров в пожароопасных регионах, борьбу с облесением за счет проектов на нелесных и сельхозземлях, внедрение технологий возобновляемой энергетики и устойчивого лесопользования в зонах интенсивного лесного хозяйства.

Внося существенные изменения в Лесной кодекс, а также создавая систему государственной инвентаризации лесов, Российская Федерация предпринимает значительные усилия для выстраивания социально-экономической политики и соответствующей нормативной базы с учетом заслуживающей доверия системы оценки и мониторинга лесных экосистем в контексте углеродного влияния на климат. При этом стоит стратегическая задача развития доверительного международного диалога с целью выработки прозрачного способа оценки выбросов и депонирования CO₂ в результате устойчивого управления лесами. Пока такого инструмента не выработано. Он особенно важен именно для тех отраслей, где управление лесными экосистемами является непосредственной частью производственной деятельности.

Налицо и отсутствие в мире единой позиции по вопросу о роли российских бореальных лесов, возможности их учета при реализации климатических проектов — в силу их естественного происхождения. Одновременно с этим ряд отраслевых экспертов выступают против создания лесных целевых плантаций для производства продукции и считают возможным принимать к учету только проекты, связанные с сокращением выбросов. Нередко под сомнение ставятся и климатические перспективы биоэнергетики из древесного сырья.

Таким образом, на текущий момент можно констатировать в основном только глобальное признание роли мировых лесов при реализации климатической повестки. Все еще предстоит сформировать единую позицию — по роли лесов, как тропических, так и бореальных, в обеспечении роста поглощений парниковых газов. Полагаю, что России на широкой международной арене следует продолжать настойчиво и последовательно отстаивать позицию о необходимости всеобъемлющего учета поглощающих способностей бореальных лесов. Уверен, что весь российский лесопромышленный комплекс в этом однозначно заинтересован — в том числе для учета углеродных единиц в пользу всей промышленности России и непосредственно для создания углеродных единиц инициаторов проектов по энергоэффективности, для дополнительного лесовосстановления, для сохранения естественных лесов из традиционных лесообразующих пород и для обеспечения дополнительного прироста за счет устойчивого управления лесами.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза