Очищающая способность: как российские леса могут защитить большую промышленность
Евросоюз объявил о новой программе по борьбе с изменением климата Fit for 55. Ради сокращения выбросов CO2 к 2030 году не менее чем на 55% по сравнению с уровнем 1990-го предполагается не только активизация перехода на возобновляемые источники энергии и чистые технологии, но и введение трансграничного углеродного регулирования. Что это может означать для российской промышленности, развивающей экспорт?
Трансграничное углеродное регулирование — это взимание дополнительных таможенных сборов в зависимости от углеродного следа в импортируемых товарах. Мы в Segezha Group прорабатывали оценку рисков трансграничного углеродного регулирования буквально с того момента, как в ЕС было решено скорректировать сроки выхода на углеродную нейтральность, то есть с начала прошлого года. Всерьез изучали перспективу распространения трансграничного углеродного регулирования ЕС на выпускаемую холдингом продукцию деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, в первую очередь крафт-бумагу.
Пока продукция российского лесопромышленного комплекса в списках ЕС не значится, трансграничное регулирование будет касаться пяти товарных категорий: стали, цемента, удобрений, алюминия и электричества. Но наша команда по-прежнему намерена обеспечить выход группы на полную углеродную нейтральность в 2025 году. Реализуются мероприятия, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и повышение энергоэффективности предприятий холдинга. Внедряются технологии производства замкнутого цикла. Используемое группой углеводородное топливо постепенно заменяется отходами лесозаготовки и деревообработки. Одновременно растет уровень самообеспеченности наших предприятий в сфере энергоснабжения. Управление лесами переводится на устойчивую модель интенсивного лесопользования. Одновременный рост экономической эффективности и степени капитализации бизнеса позволяет компенсировать соответствующие капитальные затраты холдинга.
Леса России могут сыграть решающую роль в защите всей российской промышленности от ограничений, связанных с трансграничным углеродным регулированием. Конечно, многое будет зависеть от того, каким образом российское и европейское законодательство будет трактовать лес, переданный в аренду. Отрасль ЛПК фактически производит кислород и потребляет углекислый газ, в отличие от сталелитейных или нефтяных компаний. Лесопромышленная индустрия находится в плюсе по углеродным единицам и потенциально может ими торговать.
Перевод в статус рыночного актива углеродопоглощающей способности российских лесов потребует ряд инициативных шагов со стороны ответственных российских ведомств. Дело в том, что существует значительная разница в оценках углеродного баланса российских лесов по линии Рамочной конвенции ООН об изменении климата и по линии Минприроды России — 200 млн т против 2 млрд т СО2 соответственно. Такое разночтение в оценках объективно затрудняет аргументацию в защиту российской позиции в переговорах по трансграничному углеродному регулированию. Поэтому Минэкономразвития, Минприроды и МИД России имеет смысл в ближайшее время заняться детальной разработкой отечественной методики оценки углеродного баланса российского лесного комплекса, а затем добиться признания ее на международном уровне. Также необходимо принятие нормативных актов в развитие закона об ограничении выбросов парниковых газов. Они позволят определить таксономию климатических проектов, сформировать порядок валидации и верификации создаваемых углеродных единиц, ведения реестра и сформировать российский рынок с возможностью обращения углеродных офсетов на международном добровольном рынке. Это очень сложная задача, в решении которой мы принимаем активное участие.
Значительно укрепить российские позиции поможет начало полномасштабной работы ЛесЕГАИС и последующее создание на ее основе Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК). Ожидается, что ЛесЕГАИС будет окончательно доработана в период с 1 июля 2021 года по 1 января 2023 года. Появится стройная федеральная система сквозного учета за происхождением и оборотом древесины, а также верифицируемая электронная отчетность по управлению, использованию, охране, защите лесов и лесовосстановлению. Преобразование ЛесЕГАИС в ФГИС ЛК поможет окончательно решить вопрос федеральной отраслевой статистики, достоверной аналитики и выстраивания системы государственного контроля в лесной сфере. Это будет уникальный цифровой инструмент государственного управления — не только для России, но и для зарубежных стран. С целью популяризации российских наработок в области устойчивого лесопользования ЛесЕГАИС, а в дальнейшем и ФГИС ЛК, необходимо представить их на общепризнанной специализированной международной площадке — например, такой как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК станут объективным свидетельством выхода России на новый уровень управления лесами. А этот аспект, в свою очередь, является одним из ключевых при оценке вклада страны в реализацию целей устойчивого развития ООН.
Российские усилия в области лесоуправления помогают сохранять экосистемы суши и бороться с изменением климата. При этом, согласно Парижскому соглашению, обязательства России по сокращению выбросов парниковых газов привязаны к учету углеродопоглощающей способности российских лесов, роль которых в полном объеме может быть признана международным сообществом только при условии устойчивого лесоуправления.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Трансграничное углеродное регулирование — это взимание дополнительных таможенных сборов в зависимости от углеродного следа в импортируемых товарах. Мы в Segezha Group прорабатывали оценку рисков трансграничного углеродного регулирования буквально с того момента, как в ЕС было решено скорректировать сроки выхода на углеродную нейтральность, то есть с начала прошлого года. Всерьез изучали перспективу распространения трансграничного углеродного регулирования ЕС на выпускаемую холдингом продукцию деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, в первую очередь крафт-бумагу.
Пока продукция российского лесопромышленного комплекса в списках ЕС не значится, трансграничное регулирование будет касаться пяти товарных категорий: стали, цемента, удобрений, алюминия и электричества. Но наша команда по-прежнему намерена обеспечить выход группы на полную углеродную нейтральность в 2025 году. Реализуются мероприятия, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и повышение энергоэффективности предприятий холдинга. Внедряются технологии производства замкнутого цикла. Используемое группой углеводородное топливо постепенно заменяется отходами лесозаготовки и деревообработки. Одновременно растет уровень самообеспеченности наших предприятий в сфере энергоснабжения. Управление лесами переводится на устойчивую модель интенсивного лесопользования. Одновременный рост экономической эффективности и степени капитализации бизнеса позволяет компенсировать соответствующие капитальные затраты холдинга.
Леса России могут сыграть решающую роль в защите всей российской промышленности от ограничений, связанных с трансграничным углеродным регулированием. Конечно, многое будет зависеть от того, каким образом российское и европейское законодательство будет трактовать лес, переданный в аренду. Отрасль ЛПК фактически производит кислород и потребляет углекислый газ, в отличие от сталелитейных или нефтяных компаний. Лесопромышленная индустрия находится в плюсе по углеродным единицам и потенциально может ими торговать.
Перевод в статус рыночного актива углеродопоглощающей способности российских лесов потребует ряд инициативных шагов со стороны ответственных российских ведомств. Дело в том, что существует значительная разница в оценках углеродного баланса российских лесов по линии Рамочной конвенции ООН об изменении климата и по линии Минприроды России — 200 млн т против 2 млрд т СО2 соответственно. Такое разночтение в оценках объективно затрудняет аргументацию в защиту российской позиции в переговорах по трансграничному углеродному регулированию. Поэтому Минэкономразвития, Минприроды и МИД России имеет смысл в ближайшее время заняться детальной разработкой отечественной методики оценки углеродного баланса российского лесного комплекса, а затем добиться признания ее на международном уровне. Также необходимо принятие нормативных актов в развитие закона об ограничении выбросов парниковых газов. Они позволят определить таксономию климатических проектов, сформировать порядок валидации и верификации создаваемых углеродных единиц, ведения реестра и сформировать российский рынок с возможностью обращения углеродных офсетов на международном добровольном рынке. Это очень сложная задача, в решении которой мы принимаем активное участие.
Значительно укрепить российские позиции поможет начало полномасштабной работы ЛесЕГАИС и последующее создание на ее основе Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК). Ожидается, что ЛесЕГАИС будет окончательно доработана в период с 1 июля 2021 года по 1 января 2023 года. Появится стройная федеральная система сквозного учета за происхождением и оборотом древесины, а также верифицируемая электронная отчетность по управлению, использованию, охране, защите лесов и лесовосстановлению. Преобразование ЛесЕГАИС в ФГИС ЛК поможет окончательно решить вопрос федеральной отраслевой статистики, достоверной аналитики и выстраивания системы государственного контроля в лесной сфере. Это будет уникальный цифровой инструмент государственного управления — не только для России, но и для зарубежных стран. С целью популяризации российских наработок в области устойчивого лесопользования ЛесЕГАИС, а в дальнейшем и ФГИС ЛК, необходимо представить их на общепризнанной специализированной международной площадке — например, такой как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК станут объективным свидетельством выхода России на новый уровень управления лесами. А этот аспект, в свою очередь, является одним из ключевых при оценке вклада страны в реализацию целей устойчивого развития ООН.
Российские усилия в области лесоуправления помогают сохранять экосистемы суши и бороться с изменением климата. При этом, согласно Парижскому соглашению, обязательства России по сокращению выбросов парниковых газов привязаны к учету углеродопоглощающей способности российских лесов, роль которых в полном объеме может быть признана международным сообществом только при условии устойчивого лесоуправления.