Forbes Council Андрей Анищенко
38965
1

Бум IPO: в 2021 компании могут установить новый рекорд по числу размещений на бирже

Бум IPO: в 2021 компании могут установить новый рекорд по числу размещений на бирже

Популярность IPO в 2020 году превысила показатели прошлых лет — компании по всему миру суммарно привлекли почти $300 млрд, а количество сделок достигло максимума за последние 20 лет. При этом до 40% размещений пришлось на SPAC. Эксперты прогнозируют аналогичный рост и в 2021 — крупные листинги уже осуществили Roblox, Arrival, Bumble, на очереди еще несколько крупных размещений.


Рекордные IPO


Несмотря на пандемию, 2020 год стал одним из самых удачных с точки зрения выхода на биржу. По данным Refinitiv, в общей сложности по итогам размещения акций компании суммарно привлекли почти $300 млрд, из которых больше половины пришлось на компании, зарегистрированные в США. В 2020 IPO провели гиганты Airbnb и DoorDash, а также разработчики ПО Snowflake. Конфликт китайской Ant Group с локальными регуляторами привел к срыву IPO, но если бы листинг состоялся, то итоги 2020-го были бы еще более впечатляющими.


Российские компании тоже отреагировали на тренд. Если в 2018 и 2019 году в стране не было ни одного размещения, то в 2020 состоялось крупнейшее IPO онлайн-ритейлера OZON. По оценкам Bloomberg, это было самое успешное IPO российской компании за последние 9 лет. Baring Vostok и РФПИ, которые участвовали в IPO, также назвали листинг "сумасшедшим успехом". К слову, в портфеле Baring Vostok есть еще один успешный кейс — казахстанский маркетплейс Kaspi.kz, который в октябре вышел на IPO и стал самой дорогой публичной компанией Казахстана. Еще одна компания с инвестициями от фонда — сеть "ВкусВилл" — также готовится к публичному размещению, выход на биржу также планирует сервис такси и доставки Gett.


Для OZON минувший год в целом стал одним из самых результативных, как и для многих других компаний-бенефициаров пандемии. В целом самые крупные суммы привлекли компании в сфере медицины, потребительских услуг и технологий, в том числе SaaS-решений, которые из-за перехода на удаленную работу пользовались рекордным спросом. Интересно, что бум IPO SaaS-компаний произошел во втором полугодии 2020-го, тогда как в первом квартале листингов не было. Кроме Snowflake, на биржу вышли Palantir, Unity и Asana. Более того, оценка SaaS-компаний, которые вышли на IPO в 2019 году, выросла: медианный рост составил 270%, а в случае с Zoom прирост составил 1000%. По прогнозам венчурной фирмы Meritech Capital, в 2021 году SaaS-рынок продолжит расти, а с ним и количество листингов на бирже.


SPAC-революция


Еще один интересный тренд 2020-го — это популярность SPAC размещений, то есть слияний с компаниями-пустышками, которые создаются специально для приобретения частных компаний. По данным NASDAQ, объем средств, привлеченных через слияние со SPAC, уже превзошел объем средств от традиционных IPO. Похожий бум зафиксировали в 2007 году накануне мирового экономического кризиса, при этом тогда на SPAC приходилось всего 14% листингов, а в 2020-м — уже 40%.


Когда-то считалось, что SPAC-размещения используют компании второго уровня, которые хотят сэкономить при выходе на биржу. Но в 2020-е динамика меняется, и этому формату отдают предпочтение крупные и успешные компании. Например, GoJek и Tokopedia всерьез рассматривают подобный вариант размещения. Grab и WeWork также планируют осуществить слияние со SPAC. Многие инвесторы рассматривают такой формат как менее рискованный, поэтому им особенно интересуются хедж-фонды. А в условиях неопределенности инвесткомпании стараются минимизировать риски. При этом потенциальная выгода в будущем может быть колоссальной: уже бывали случаи, когда спустя время акции компаний вырастали до $60, хотя инвесторы приобретали их по фиксированной ставке в $10. Пока ситуация с пандемией не изменится, этот тренд будет сохранять свою актуальность и слияния со SPAC будут пользоваться еще большей популярностью.


Прогнозы аналитиков уже начинают сбываться. Так, только в США на биржу через слияние со SPAC уже вышло более 130 компаний — в прошлом году такой показатель был достигнут только к октябрю. По оценкам WSJ, наибольшим спросом пользуются технологические компании, а также предприятия в сфере зеленой энергетики и электротранспорта.


Листинг-бум


В первые три месяца 2021 года также состоялось несколько крупных классических IPO: на биржу вышли платформа Roblox, сервис Bumble, Coursera и стартап Arrival, основанный экс-главой Yota Денисом Свердловым. Стартапы с российскими корнями Semrush и Tinybuild также вышли на IPO. К листингу готовится сервис автоматизации UiPath, финтех-платформы Robinhood и Stripe.


Благоприятная обстановка, которая сложилась сейчас на инвестиционном рынке, побуждает компании совершить давно запланированный выход на биржу. Например, Robinhood долго готовилась к этому шагу, и, хотя в начале года сервис оказался в эпицентре нескольких скандалов, компания все равно решила проводить IPO. Инвесторов в первую очередь интересует ликвидность и масштабируемость стартапа, а также его потенциал. Поэтому на оценке компании череда скандалов если и скажется, то незначительно. Все-таки финтех сейчас востребован как никогда прежде, а у Robinhood жизнеспособная бизнес-модель.


Стремление компаний выйти на биржу именно сейчас как раз и спровоцировало бум SPAC, поскольку этот формат позволяет разместить акции по упрощенной схеме. В феврале через слияние со SPAC на Nasdaq Capital Market разместила акции компания Alpha Capital, сооснователем которой выступает мой партнер по EBAC Online Рафаэль Штайнхаузер. Общая сумма акций составила $230 млн — эти средства планируется направить на инвестиции в высокотехнологичные стартапы Латинской Америки. Alpha Capital основали в 2020 году Рафаэль Штайнхаузер и Алек Оксенфорд, экс-соучредитель letgo. До создания Alpha Capital оба фаундера активно вкладывались в развитие ряда крупных технологичных компаний в регионе и за его пределами; теперь они планируют направить свою экспертизу на поддержку талантливых латиноамериканских предпринимателей. На Nasdaq компания торгуется под тикером «ASPCU».


К давно запланированному выходу на биржу готовится и международный агрегатор такси Gett, который недавно трансформировал бизнес-модель и перешел к формату SaaS-платформы. О планах провести IPO основатель компании Дэйв Вайсэр сообщил еще в 2019 году. По его словам, показатели эффективности и роста на тот момент позволяли Gett уже тогда добиться успеха на публичном рынке. Тогда же Вайсэр отметил, что компания намерена выйти на операционную прибыль на всех рынках присутствия онлайн-агрегатора. Этого удалось добиться в 2020 году.


Gett продолжает привлекать крупные инвестиции: суммарно SaaS-платформа получила $850 млн от инвесторов, из которых $115 млн поступили в 2021 году. Как отмечает один из инвесторов Gett, компания VNV Global, бренд сфокусирован не на услугах такси, а на создании виртуального агрегатора в сфере глобальных перевозок. Для этого Gett строит современную SaaS-платформу, к которой планирует подключать партнеров в области transportation по всему миру. По оценкам VNV Global, такая бизнес-модель позволит компании отстроиться от конкурентов и добиться большего успеха при выходе на биржу.


С этим согласны и аналитики: по данным Sky News, платформа готовится к выходу на биржу — либо в формате IPO, либо через слияние со SPAC. Предварительно Gett оценивалась в $1,9 млрд, но эксперты предполагают, что компания получит более высокую оценку. Несмотря на пандемию, компании удалось в прошлом году выйти в плюс, а новые инвестиции подогревают к ней еще больший интерес. Поэтому оценка в $1,9 млрд — это довольно скромно: есть все основания считать, что она может вырасти до $7 млрд. Сейчас и B2B-, и SaaS-сервисы переживают бум популярности, а поскольку коронакризис не прекращается, а многие страны вновь уходят на карантин, эта тенденция сохранится.


К выходу на IPO готовится еще один игрок на рынке transportation — китайская компания Didi. Агрегатор такси планировал провести размещение акций к концу 2021, но, по данным источников, решил перенести запуск на второй квартал. По прогнозам Bloomberg, именно IPO китайской компании может стать самым крупным в 2021 году — текущая оценка Didi уже превышает $62 млрд, а в процессе размещения она сможет привлечь около $9 млрд.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза