Forbes Council Ольга Павликова
9278
0

Кому война, кому мать родна: бизнесы, выигравшие от пандемии

Кому война, кому мать родна: бизнесы, выигравшие от пандемии
В эволюционной гонке побеждает тот, кто может лучше всех приспособиться к новым условиям существования. То же правило справедливо и для предпринимательства. Пока одни бизнесмены пытались справиться с негативными последствиями пандемии, другие находили для себя новые возможности. 

Переход большей части жизни в онлайн, конечно, не мог пройти мимо предпринимателей. Уже весной бизнес отреагировал на закрытие спортзалов и предложил пользователям различные онлайн-программы. Например, стартап Co-Train.Space позволил своим клиентам не только выбирать видеотренировку на YouTube, но и добавлять своих друзей по видеосвязи, чтобы тренироваться вместе. Проект нашел свою аудиторию, которая осталась с ним и после завершения локдауна: каждый месяц на сайт заходит более 11 тысяч посетителей со всего мира, которым не хватает времени на поход в спортзал.

Во время пандемии люди стали еще больше времени проводить в социальных сетях. 45% опрошенных респондентов признались, что теперь сидят в онлайне гораздо дольше, листая ленту новостей или отвечая на личные сообщения. На этом умело сыграл японский стартап LikePay. Его идея заключается в том, что пользователь может получить вознаграждение в виде бонусов или скидок от бренда за качественный контент в своем аккаунте, который получит отклик у его подписчиков. Таким образом, компании смогут использовать наиболее эффективное продвижение с помощью «сарафанного радио».

Но не только в онлайн-сегменте открылись новые возможности. 

Обойтись без кредитов

Пандемия стала ощутимым ударом по финансовому состоянию людей. С каждой новой волной процент одобренных кредитов снижался – до 25% весной и 31,4% осенью. Общее количество отказов по кредитам и растущий процент банкротств среди тех, кто был вынужден уйти на незапланированные «каникулы», сделали очевидной необходимость появления новых финансовых моделей займа. Альтернативу кредитованию предложил стартап «Запросто!», который начал предоставлять смартфоны в аренду с правом выкупа. Проект был запущен еще в 2019 году, но оценили его пользователи только в кризис, и к концу 2020 года в аренду было сдано более 1000 смартфонов. Проблема просроченных выплат была решена следующим образом: невыполнение обязательств по платежам лишает пользователей доступа к социальным сетям или даже ведет к полной блокировке устройства с помощью встроенной системы SmartCollection.

Потребительский лизинг вместо потребкредитов можно смело назвать новым трендом. Существует он и на автомобильном рынке. В европейских странах и США автолизинг пользуется популярностью у водителей: 30% всего рынка занимают сделки с физическими лицами. Для потребителей в РФ лизинг можно назвать перспективным направлением, пока что всего 3% населения пользуются данной услугой, что является свидетельством низкой осведомленности потребителей.

Ноутбук на вынос

Еще весной прошлого года многие компании были вынуждены перевести своих сотрудников на дистанционную работу. А с 1 января 2021 года в силу вступил закон о регулировании удаленного трудового процесса, по которому организация рабочего места и предоставление необходимых инструментов полностью ложатся на плечи работодателя. Проблема заключается в том, что далеко не все компании могу закупить ноутбуки, чтобы оборудовать рабочие места удаленных сотрудников, и не все хотят держать на балансе и обслуживать технику. 

В компании Heliosoft ANCOR еще весной прошлого года увидели, какие бизнес-перспективы открывает тренд на удаленную работу, и уже к осени вышли  на новый рынок с услугой технической поддержки удаленных сотрудников. По мнению экспертов Heliosoft, в первую очередь услуга будет актуальна для компаний с большим штатом и широкой географией. Heliosoft займется техническими вопросами обслуживания рабочих мест, арендой необходимого оборудования и его своевременной заменой в случае неисправности. Инвестиции в запуск проекта составили около 10 млн рублей. По предварительным оценкам экспертов Heliosoft, емкость нового рынка составляет несколько миллиардов рублей.

Всех в палатку

После закрытия границ развитие внутреннего туризма стало вполне закономерным. Те, кто раньше проводил отпуск за границей или попросту устал от суеты крупных городов и захотел сменить обстановку, начали активно изучать возможности внутреннего рынка. Одним из главных открытий можно назвать глэмпинги – «гламурные кемпинги», или отдых на природе со всеми городскими удобствами. В стильных небольших домиках, как будто созданных для атмосферных фото в Instagram, часто подключен Wi-Fi, а на территории лагеря можно найти ресторан, бар, детскую игровую площадку и даже массажный кабинет. 

Глэмпинги есть во многих регионах России, особой популярностью для бронирования пользуются локации недалеко от Москвы, Санкт-Петербурга, на Черноморском побережье, а также в Башкирии. Председатель Госкомитета Башкирии по предпринимательству Римма Бойцова рассказала, что только за прошлый год поступило 37 заявок на размещение глэмпингов в регионе, а общая сумма ивестиций в развитие каждого проекта приблизилась к 5 млн рублей. Выгода вложений подтверждается ростом совокупного дохода бизнеса в 2020 на 20–25%, при этом количество посетителей стало на треть больше, а число самих глэмпингов увеличилось практически вдвое. При таком огромном спросе в республике даже разработали особую программу по поддержке стартапов для глэмпинга. Теперь для предпринимателей, желающих открыть глэмпинг, предусмотрена господдержка: новая республиканская субсидия плюс льготные займы под низкие проценты (2,125–4,25%) от Башкирской микрокредитной компании и Гарантийной организации, льготное кредитование «Корпорации “МСП”» под 7%.

Эксперты называют этот рынок очень перспективным, хотя крупных игроков на нем по-прежнему нет. Для помощи бизнесменам в организации структуры глэмпинга в Башкирии была открыта «Глэмпинг академия», обучение в которой уже прошли 40 предпринимателей. 16 разработанных в ходе работы акселератора проектов уже одобрены экспертной комиссией и рекомендованы к реализации в этом году. Несмотря на то, что спрос на такой туризм растет и все необходимые условия для развития бизнеса имеются, этот вид отдыха на природе все еще нуждается в популяризации.

Учимся дома

Закрытие границ стало позитивным трендом и для рынка частного школьного образования. Так, например, российский проект ONE! International Education Group – сеть, состоящая из частных детских садов, начальной и средней школы – в этом году открывает школу полного цикла.

Задача проекта – с младых ногтей готовить детей к поступлению в ведущие зарубежные вузы. В ONE! International Education Group поставили себе цель развиваться постепенно, каждые несколько лет расширяя сферу деятельности.  Разразившийся коронакризис развитию поспособствовал: родители, которые еще год назад рассматривали возможность отправить своих детей в зарубежные частные школы, от подобных планов были вынуждены отказаться, в том числе и по соображениям безопасности. А те, чьи дети ходят в государственные школы, на собственном опыте прочувствовали всю специфику дистанта и начали «ногами» голосовать за частную школу с современными задачами.

Новая школа рассчитана на 440 учебных мест, из которых значительная часть уже забронирована, при том что условия приема не так уж просты. По словам представителей проекта, пандемия оказала сильное влияние на рынок образования, где наметился существенный разрыв. Онлайн-формат, который был экстренно опробован в пандемию как средство тушения пожара, останется и будет решать задачу массовой доступности знаний, то есть станет этаким фастфудом от образования. А  качественное офлайн-образование будет привилегией для детей финансово состоятельных родителей. И это открывает дополнительные возможности для рынка частных школ.

С приходом пандемии бизнесу пришлось перестраиваться и искать альтернативу привычным форматам. Возможности для развития бизнеса существуют в любых условиях, если предложить тот товар, который необходим людям прямо сейчас.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза