Forbes Council Максим Фельдман
6135
0

Принцип сахарницы или главная ошибка нетворкинга

Принцип сахарницы или главная ошибка нетворкинга
Работая в качестве индивидуальных консультантов с топ-менеджерами и собственниками российских и международных компаний, мы с партнером постоянно сталкиваемся с вопросом: «Как продолжать добиваться успеха в бизнесе, не изменяя себе и не одевая масок?». Чуть ниже я поделюсь, почему считаю такое отношение критически важным для социального успеха, а пока приведу пример одного разговора, показавшегося мне особенно репрезентативным.

Не так давно один наш клиент спросил меня: «Разве можно выработать общие принципы общения и с деловыми контактами, и с личными? Ведь у меня совершенно разные ожидания от этих сегментов моего окружения!».

Я ненадолго задумался. И интуитивно, и методически я понимал, что такое привычное для многих из нас разделение своего нетворка на деловой и личный – может являться системной ошибкой и сослужить нам плохую службу. Но поскольку этот вопрос я слышал далеко не впервые, мне захотелось найти яркий и понятный пример. Недаром говорят, что хороший пример вдвое дороже хорошего совета.

И тут мой взгляд зацепился за сахарницу, стоявшую перед нами. В ней лежали кубики сахара разного цвета. Я сразу понял, что нашел ту иллюстрацию, которую искал. И ответ сложился сам собой: «Представь, что эта сахарница – твой нетворк. Белые кубики сахара – это твои личные контакты; коричневые – твои деловые связи; а щипцы – это те принципы, которыми ты руководствуешься, общаясь с людьми, и те методики, которые мы помогаем тебе освоить. У тебя одна сахарница, один нетворк – и работать с ним нужно как с единым целым».

Эта аналогия не только помогла нашему разговору, но и вдохновила меня на написание данной колонки. И вот почему.

Мы привыкли делить свое окружение на части. К деловому нетворку мы относим наших партнеров, акционеров, коллег, подрядчиков, клиентов – всех тех, с кем мы контактируем по бизнесу и работе. К личному кругу общения мы относим нашу семью, родственников, друзей и знакомых.

«А что?» –  спросите вы, – «Разве это неправильно?».

Очевидно, что с разными людьми в нашем окружении вы находитесь в разных отношениях. Со знакомым из спортивной тусовки вы тренируетесь, соревнуетесь и преодолеваете себя. С бизнес партнером вы увеличиваете капитализацию компании и боретесь с конкурентами. С супругами и детьми – ну, вы понимаете… От того, кем человек вам приходится или, точнее, какова его роль в вашей жизни, зависит тактика ваших отношений. И чем больше подгрупп существует в вашем нетворке, тем большее количество разных тактик вам приходится «удерживать», тем большим количеством «сахарниц» вам приходится жонглировать. А это, в свою очередь, усложняет следование стратегии, даже если она – личная стратегия по взаимодействию с окружением – вообще когда-то у вас была! «Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением» – говорил Сунь-цзы.

Постоянный поиск и подстраивание тактик под разные «кубики сахара», как правило, приводит к большим эмоциональным затратам – на работе мы одеваем одну маску, в гольф-клубе другую, с дальними родственниками – третью. Хорошо еще, если в близком кругу семьи и друзей мы можем остаться без маски. А если и там мы должны быть «другими», то со временем мы буквально рвемся изнутри – мы все время разные, мы теряем себя, мы не целостны. И вот нам 40-45, мы добились успеха, но чувствуем себя одинокими и выгоревшими… Хочется все бросить, послать всех подальше и уехать на остров.

Что же делать? Все проще, чем может показаться – нам стоит лишь воспользоваться советом средневекового философа Уильяма Оккама и не множить сущее без необходимости.

Возьмите все те «сахарницы», которыми вы жонглируете много лет, и пересыпьте все эти разноцветные кубики сахара в одну красивую сахарницу! Это и есть ваш нетворк, и он всего один! Да, в нем нем разные люди, разные роли, разные цели, разные победы и разные поражения – но теперь вы можете договориться с собой о том, каким вы будете по отношению ко всем ним! Это и станет основой вашей личной стратегией по взаимодействую со своим окружением как с единым целым.

Ответы на следующие вопросы могут превратиться в краеугольные камни такой вашей стратегии:

  • Что для меня значит «химия» с человеком – какие люди взывают у меня симпатию, а какие мне неприятны?

  • Каков мой стиль общения – как я беру, как отдаю, и как обмениваюсь?

  •  Какие люди для меня приоритетны, а какие вторичны?

  •  Какими должны быть люди в моем окружении, чтобы стать моими наставниками, партнерами и учениками?

  • Какова роль сообществ в моей жизни?

  •  Как я веду свою записную книжку?


При должной мотивации и усердии – разве что с помощью пары правильных книжек – Вы вполне сможете ответить на эти вопросы сами. Или Вы можете попросить помощи у своего психолога, коуча или наставника. В конце концов, если вы можете себе это позволить, всегда есть вариант нанять профессионалов.

Целостность не противоречит адаптивности, но адаптивность может мешать целостности. Мы живем в быстрое и непростое время – и именно в такие времена, когда приходится адаптироваться, чтобы выжить, людям всегда нужны свое племя = своя банда = своя стая. И очень важно уметь взаимодействовать с этой группой, как с единым целым!

Если Вы дочитали мою колонку до конца, то – я уверен – что в следующий раз, когда Вы увидите сахарницу с разноцветным сахаром, Вы вспомните этот текст и еще раз задумаетесь о целостности Вашего взаимодействия со своим окружением.

Пусть 2021 год станет годом переосмысления, кто находится вокруг Вас. И пусть общение с этими людьми станет сладким, как сахар! Разве не для этого мы живем?
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза