Forbes Council Ольга Павликова
8605
0

Где собирается бизнес

Где собирается бизнес
«Мы здесь, чтобы набрать полезные знакомства, сформировать ближний круг  потенциальных партнеров», - признавались многие выпускники Сколково. Когда я поступала на Практикум для директоров бизнес-школы «Сколково» лично у меня не было цели заручиться полезными связями. Но уже в первые месяцы некоторые предприниматели стали клиентами моего PR-агентства TrendFox.


Общение – хлеб предпринимателя

Модераторы курса включают в «Практикум» занятия, направленные на знакомство обучающихся. Но добиться этого было не так уж и просто: большинство участников программы – зрелые, уверенные в себе люди, успешные предприниматели с годовым оборотом бизнеса свыше 1 млрд. руб. Не все были готовы делиться опытом и вообще откровенничать. Напряжение спало только к концу программы. Все это натолкнуло меня на мысль о том, что нетворкинг, необходимый каждому предпринимателю, может возникнуть только в особой атмосфере – когда люди находятся на одном бизнес-уровне и готовы делиться конкретным опытом, а не воспринимать совместные деловые встречи как досуговые мероприятия. Каждому участнику бизнес-школы стоит задуматься о поиске такой атмосферы и после выпуска. Как деловые сообщества и бизнес-клубы решают насущные вопросы предпринимателей? Кого и с кем в них знакомят? Помогают ли доводить совместные бизнес-инициативы до логического конца?

Свой среди своих

Станислав Натапов, раннее работавший в правительстве Москвы и занимавший позицию советника гендиректора компании «РТ-Развитие бизнеса» (дочернего предприятия корпорации «Ростех») в декабре 2019 года основал клуб «Бизнес Миссия». Вступить в него стремятся многие, но предпринимателей (как правило, лидеров из разных отраслей) Натапов приглашает сам, либо рассматривает кандидатуры тех, кого ему рекомендовали заслуживающие доверия люди. «У нас нет ни одного человека, о котором бы негативно отзывались, – рассказывает Натапов. – Если есть малейшие сомнения в порядочности соискателя, это серьезный стоп-фактор». Одно из главных требований к резидентам – воспринимать работу в сообществе всерьез. «Клуб – не досуговые мероприятия, – подчеркивает Натапов. – Если ты приходишь на встречи с предпринимателями, то должен стремиться расти сам и помогать развиваться другим». Сейчас в клубе более 40 резидентов, и каждый месяц приходят 8-10 новых участников. Несмотря на такую динамику роста, для каждого члена сообщества создается персональный совет наставников и бизнес-партнеров. Натапов лично занимается интеграцией предпринимателей в клуб: с одной стороны, знакомит их с людьми, которые могут оказаться максимально полезными в реализации тех или иных бизнес-идей, а с другой, и самих кандидатов представляет тем, кому они могут помочь – привлечь инвестиции, например, или найти надежных партнеров. «Я знаю, какие у участников клуба ресурсы, связи, компетенции, какими они обладают технологиями и готовы ли инвестировать в проекты», – говорит Натапов.  Система клуба, по его словам, построена так, чтобы выявлять точки соприкосновения между предпринимателями, помогать им находить направления для совместного бизнеса.

Таким образом, самому резиденту не нужно перебирать всех, кто входит в сообщество, и мучительно искать ответ на вопрос: «С кем же я могу что-то предпринять?» Это делает за него клуб.

Состоять в бизнес-клубах – удовольствие не из дешевых. В среднем по рынку размер членского взноса в них составляет от 300 тыс. до 500 тыс. руб. в год. Но высокая цена – еще один важный фильтр. «Когда вносишь деньги, к работе в клубе относишься более ответственно, чем если бы членство давалось бесплатно, – поясняет Натапов. – Предприниматель сделал инвестицию и желает получить на нее возврат». Кроме того, основная часть резидентов клуба – люди, владеющие предприятиями с оборотом от 1 млрд рублей. Для многих из них высокая цена абонемента не критична. И это тоже важный момент: успешно построенный бизнес говорит о том, что его владелец – влиятельный в своей отрасли человек, считают в «Бизнес Миссии». «Если бы у нас были разные по своему бизнес-статусу люди, то те, кто победнее, все время хотели бы продавать что-то тем, кто побогаче. Ситуацию, когда люди, приходящие в клуб, делают это самоцелью, надо сразу исключать, – говорит Натапов. – У нас в сообществе не запрещено поставлять друг другу товары и оказывать услуги. И все же это второстепенно. Главное – желание строить партнерство в долгосрочной перспективе, находить точки кооперации и создавать совместные предприятия и бизнесы. Эта цель достигается за счет того, что все участники клуба находятся на сопоставимом уровне. Они хотят делать что-то глобальное, так как базовые запросы уже давно реализовали».

Одна из ценностей «Бизнес Миссии» – трекинг. Если участники клуба готовы заключить сделку, создать СП или же проверить совместные бизнес-гипотезы, трекер от клуба, как тренер в спортзале, следит за тем, чтобы каждый участник договоренностей регулярно делал по одному небольшому шагу на пути к этой цели. Логика в том, что если ты пришел в клуб, тебя дожмут до бизнес-результата, иначе нет смысла состоять в сообществе.

В клубе Натапова есть еще одна очень полезная практика: раз в месяц предприниматели приходят в компании друг друга. Инициатор встречи рассказывает о своем бизнесе и о том, какие он использует технологии, как их внедрял, в каких еще отраслях эти решения могут быть полезны. Параллельно можно попросить коллег по клубу посодействовать в решении того или иного вопроса, поделившись связями, ресурсами, технологиями и конкретными знаниями. Как правило, никто никому не отказывает – все предельно открыты и активны, чего не всегда встретишь в обычной деловой жизни.

В «Бизнес Миссии» стараются расширять границы общения, ведь многие предприниматели как совершают экспансию в российские регионы, так и выходят на международные рынки. Клуб каждые два месяца организует для своих участников поездки по разным городам России, а в дальнейшем, когда закончится пандемия, предприниматели будут снова выезжать и за рубеж – в Гонконг, Сан-Франциско, Токио, Сеул, Лондон.

Не только про деньги

Импакт-клуб «Хедлайнеры», созданный серийными предпринимателями Михаилом Палеем и Алексеем Чумаковым, работает с июля 2019 года. Членство в клубе бесплатное, абонементов здесь не продают. «Хедлайнеры» насчитывают 90 человек – все предприниматели, чьи компании работают в различных инновационных отраслях и занимают ведущие позиции в общедоступных рейтингах Rusbase, РБК, Forbes и др. Раньше в клуб помимо предпринимателей вступали и инвесторы. Однако сейчас к ним предъявляют определенные требования: за плечами у этого человека обязательно должен быть предпринимательский опыт. «В клубе люди говорят на одном языке, обсуждают проблемы, которые знакомы каждому. Если человек не предприниматель, а исключительно инвестор, он не сможет быть «своим», – таков посыл сообщества.



К слову сказать, и не все предприниматели  могут стать «хедлайнерами». Человек, желающий вступить в клуб, обязательно должен быть основателем импакт-проекта – предприятия, которое меняет состояние общественной сферы, делая ее более благоприятной для людей. «Если человек думает только о деньгах, мы его не примем, а если он каким-то случайным образом войдет в клуб, то, скорее всего, так же быстро из него и выйдет», – говорит Палей. Отрасль, в которой работает предприниматель, должна быть инновационной, а сам проект – одним из лидеров рынка, добавляет он.

Каждый желающий стать «хедлайнером» проходит собеседование с Палеем, в ходе которого выясняется, какие импакт-ценности есть у человека и как он собирается их развивать. После этого всем резидентам клуба, кто работает в той же отрасли, что и соискатель, адресуется вопрос: готовы ли они быть вместе с этим человеком? Если да – тот вступает в клуб.

Встречи деловых людей не ограничиваются только официальными беседами. «Хедлайнеры», к примеру, общаются в разных форматах. Могут собраться для обсуждения тем, далеких от бизнеса: культуры или искусства. А могут отправиться за город на тренинг или организовать развлекательное мероприятие – поиграть в покер, провести вечеринку. Неформальное общение укрепляет отношения. Если же говорить о работе, то на деловые встречи «Хедлайнеры» приглашают экспертов из разных отраслей – известных предпринимателей или политиков, которым участники клуба могут задавать наболевшие вопросы. И, безусловно, можно общаться в узких группах – с теми, кто делает стартапы в области foodtech, medtech, edtech и smart сity, например.

По словам Палея, кроме четких критериев вступления в клуб других строгих правил нет. Правда, прорабатывается оценка деятельности предпринимателей в соответствии с импакт-KPI. Сейчас в клубе пытаются ввести некие оцифрованные показатели этой работы.

Подружиться после выпуска

Вступить в бизнес-клуб - дело непростое. Но есть и другие варианты эффективного нетворкинга. Так, в ходе обучения в «Сколково» формируются комьюнити как вокруг отдельных программ, так и вокруг школы в целом.



«По окончании курса выпускников добавляют в общие чаты - например, в приложение Skolkovo Alumni App, что еще больше расширяет возможности для нетворкинга», – рассказывает бизнес-партнер по работе с выпускниками школы управления «Сколково» Наталья Жестякова. Также выпускники создают клубы по интересам – сейчас их 37: юридический клуб, клуб строителей, клуб инвесторов, клуб любителей тенниса, футбольный клуб и др. И объединяются по регионам – сообщества выпускников бизнес-школы «Сколково» есть, например, на Урале, в Казахстане и Узбекистане, а также - в Сочи и Санкт-Петербурге. Несколько раз в год они проводят встречи в формате лекций и семинаров. Но самое большое мероприятие - конвент - встречи выпускников программ всех лет в кампусе бизнес-школы «Сколково».

В заключении хочется сказать, что какой бы формат общения с близкими по духу предпринимателями вы ни выбрали, сейчас это будет особенно полезно для вас и вашего бизнеса. Мы все не ждали нового кризиса, и теперь стало ясно: чтобы расти и развиваться, одних материальных ресурсов недостаточно. Коммуникации становятся особым капиталом компании.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза