Как нащупать тонкую грань в трендах?
Не почувствовал тренд - проиграл. Опередил время - проиграл.
Большая удача для предпринимателя - прочувствовать зарождающийся тренд в интересующем его рынке. А признаком мастерства является умение оседлать эту волну и на ее энергии обеспечить бурный рост созданного стартапа.
Мои отношения с подкастингом
На сегодня мне дважды удавалось ухватить такие тренды. В онлайн-образование мы зашли 9 лет назад. Получилось, что вовремя. Не слишком рано и не слишком поздно. Сейчас Нетология-групп - образовательный холдинг с 15 направлениями бизнеса и миллиардными оборотами.
Мой второй подобный кейс интересен тем, что там я тоже угадал тренд, но просчитался с таймингом. Зашел слишком рано. Подкасты! Будь они неладны. Им отдано больше 10 лет жизни и значительная часть сердца. До сих пор их люблю. Но, глядя на этот график понимаю, что моя любовь могла выражаться иначе и иметь для меня иные продуктовые и коммерческие последствия :)
На картинке видим динамику интереса к подкастам американской публики. В России происходит тоже самое, но с отставанием на 3-4 года. Я слишком рано начал!
Вот, как это было у меня:
- 2007 - я финансировал и возглавлял подкаст-терминал PodFm.ru (существует до сих пор в руках других хозяев)
- 2008 - начал вести подкасты сам. «Рунетология», «Рунет сегодня», «ЕвровЕдение», «Дело жизни» - несколько разных подкаст-лент и 500+ эпизодов, которые я записал суммарно (к слову, все 326 выпусков Рунетологии и сейчас доступны на моем канале)
- 2018 - проваландавшись с темой 10 лет, я закрыл все свои подкасты и похоронил сам подкастинг, написав резонансную тогда статью. Мой главный тезис был - всё уходит в видео, а аудиоконтент - это “недовидео”, следовательно, как отдельный жанр он обречен.
- 2019 год - начало расцвета подкастов в Рунете
Что с подкастами в России?
На Западе подкастинг пережил бум года 3-4 назад, а у нас аудиоконтент долгое время оставался в тени. Все изменилось в 2019: в формате подкастов начинают вещать медиаиздания, журналисты, радиоведущие, блогеры, Яндекс и Mail.Ru Group создают свои платформы для привлечения подкастеров, Spotify официально выходит на российский рынок.
Наибольшей популярностью пользуются подкасты от Медузы, “Арзамаса”, BBC и “Радио Маяк”. На графике - рост аудитории подкастов Медузы за последние 4 года. Результаты впечатляют.
Наиболее эффективно продвигаются проекты, которые уже имеют аудиторию на других площадках. Например, «Медуза» или Arzamas, которые переливают трафик с сайта в подкасты. Подкастинг в России только формируется - поляна еще свободна. Если посмотреть на список iTunes и отобрать авторов, которые используют только оригинальный контент, то это около 10-20 подкастов. Говорить о серьезной конкуренции пока рано.
Охваты подкастов растут, но все ещё не могут сравниться с тем же на YouTube. У самых популярных подкастов в российском iTunes в среднем 30-80 тысяч прослушиваний. В редких случаях охват доходит до 100 тысяч. Но уровень вовлеченности которой в разы выше видео на YouTube или постов в Instagram — она составляет порядка 80%, большая часть аудитории слушает подкасты до конца, не перематывая рекламу. Отсюда и растущий интерес рекламодателей к подкастам.
Итог
Опоздал с выходом в рынок - тебя опередили, ты проиграл. Но справедливо и обратное - вышел слишком рано, потратил силы и ресурсы до начала основной гонки и снова проиграл. В предпринимательстве, как в спорте - нужно уметь чувствовать тайминг. Выйти в самый подходящий момент и вложить все силы в достижение победы.
#спиридонов #тренды #нетология