Полезная перезагрузка: как коронавирус цифровизирует российское высшее образование
Пандемия позволит переосмыслить роль онлайн-образования. На смену консервативным подходам придут новые форматы работы со студентами, а образовательный процесс станет более гибким и открытым для экспериментов.
Образовательный катарсис
Последние годы ознаменовались рядом изменений в российской системе образования. Три вуза страны вошли в топ-100 по итогам исследования британского журнала Times Higher Education (THE), еще четыре попали в список 500 лучших по версии Шанхайского рейтинга (ARWU). И несмотря на то, что Россия укрепляет свои позиции в области высшего образования, есть риск, что экономические последствия пандемии могут осложнить его дальнейшее развитие.
Стоит признать, что неплохие показатели в международных рейтингах – это скорее исключение, чем правило, так как расходы на образование в России с 2013 года стабильно снижаются. Если 7 лет назад мы потратили 4,3% от ВВП, то в 2016-м эта цифра упала до 3,7%, а к 2019-му – до 3,5%.
Это, к примеру, на 0,6-1,5 процентных пунктов ниже, чем в таких развитых странах, как Канада, Великобритания, Франция, Швеция, Южная Корея и США. Еще в 2018-м отечественные эксперты забили тревогу, заявив, что финансирование необходимо увеличить к 2024 году, как минимум до 4% от ВВП, но лучше – до 4,8%.
Ранее аналитическое подразделение британского журнала The Economist в своих прогнозах до 2030 года отмечало, что в развивающихся странах ситуация в сфере образования будет оставаться сложной не только из-за низкого финансирования, но и по причине высокой стоимости обучения, которая не соответствует доходам населения. Если в Германии в 2015 году стоимость 4-летнего высшего образования была на уровне 3,2% от ВВП на душу населения, то в России – 418,6%, а к 2030 году этот показатель увеличится до 487,4%.
Неожиданным решением для России может стать нынешний тренд на онлайн-обучение, вызванный пандемией коронавируса. Вынужденная изоляция, закрытие учебных заведений, переход на «дистанционку» и массовое использование технологий привели к беспрецедентному эксперименту. При удачном развитии событий он может изменить всю структуру отечественного образования, снизить расходы и сделать его более доступным, скомбинировав офлайн- и онлайн-преподавание.
Считаю, что в России переход на дистанционное обучение был проведен достаточно быстро и безболезненно, в том числе благодаря высокому проникновению интернета в стране. Так, по данным Mediascope, в 2019 году 78% населения, или 95,8 млн человек, имели доступ к всемирной сети, а среди молодежи в возрасте 12-34 лет эта цифра перевалила за 90%. Первые результаты мы увидели еще в конце марта, когда глава Министерства науки и высшего образования подтвердил, что свыше 80% вузов в течение недели перешли на удаленное обучение, со сложностями столкнулись только 4% небольших региональных учебных заведений из-за проблем с устойчивым доступом в интернет.
Особый эффект от форсированной коронавирусом цифровизации может ощутить бизнес-образование. Сейчас, как никогда, предприниматели почувствовали, насколько важно знать хотя бы основы диджитал-бизнеса, включая управление персоналом на «удаленке», онлайн-продвижение и продажи, выстраивание бизнес-стратегии с упором на цифровизацию. После пандемии мы можем увидеть, как увеличение спроса на подобные знания, так и новые предложения от вузов и онлайн-сервисов.
Неожиданная альтернатива
Коронавирус в какой-то степени помогает преодолевать существующий скептицизм относительно онлайн-образования, который существует среди части российских чиновников и преподавателей.
Это подтверждает мониторинг Высшей школы экономики, проведенный среди научных кадров высшей категории в 2019 году. Выяснилось, что за последние три года почти четверть (24,3%) работников вузов с ученой степенью ни разу не проводили онлайн-занятия и не участвовали в них. Свои технические знания, необходимые для проведения уроков дистанционно, преподаватели оценили в среднем на 3,2 балла из 5.
Схожие проблемы есть не только в России. Например, в США исследование компании Bay View Analytics показало, что из 1,5 млн педагогов только 30% обладают опытом ведения онлайн-занятий. Цифры пугающие, учитывая, что мы живем в 21 веке, когда у каждого есть смартфон и доступ в интернет.
Если говорить о вузах, то у американских коллег есть одно большое преимущество – это рабочая система управления обучением, или Learning Management Systems. Она дает преподавателям техническую возможность создавать онлайн-курсы, координировать весь процесс и отслеживать результаты. Благодаря, например, таким программам, как Canvas, Blackboard, Moodle, Sakai, учащиеся получают свободный доступ к нужной им информации и делают домашние задания.
В России вузы также используют различные технологии, чтобы оперативно наладить процесс обучения. При этом подходы различаются в зависимости от возможностей учебного заведения.
Если в МГУ прибегли к своей собственной системе дистанционного образования «Университет без границ», то ВШЭ и МИСиС решили использовать популярные программы, такие как Zoom, Skype и MS Teams. При этом, как показала практика, основные сложности – это удержать внимание ученика, помочь быстро усвоить материал и проконтролировать выполнение заданий.
Стало очевидно, что онлайн-обучение требует от учителя больше времени и сил, так как подразумевает очень детальную подготовку. Если раньше что-то можно было написать на доске или рассказать в классе, то сейчас часто требуется подробно расписывать курсы на образовательных порталах, разбивать видеолекции на 15-20 минут, чтобы не дать студенту заснуть.
Еще одна проблема – это отсутствие национальной системы прокторинга. Это важный элемент онлайн-образования, так как позволяет подтвердить личность учащегося и проконтролировать весь экзаменационный процесс, тем самым подтверждая качество и достоверность результатов. Сложности создает и скорость интернета, которая может различаться в зависимости от оператора, пакетного плана и технического оборудования. Тем самым ставится под вопрос возможность проведения экзаменов по расписанию.
Вместе с тем переход на дистанционное обучение увеличил расходы вузов примерно 8-15%. Деньги тратятся как на меры профилактики вируса, так и на создание хотя бы базовой цифровой инфраструктуры. Это может привести к урезанию других статей бюджета, например, заработной платы сотрудников.
Ситуация вызывает определенную обеспокоенность, а именно: насколько эффективно будет выстроена обновленная система образования в России, как это отразится на качестве обучения, продолжительности рабочего дня и ставках заработной платы педагогов?
Точки роста
Внезапный переход на «дистанционку» показал и возможные направления для дальнейшего развития образования в России.
Безусловно ускорятся темпы развития онлайн-образования. Если в 2019 году объем этого рынка составлял 38,5 млрд рублей, а к 2023 году ожидали цифру в 60 млрд, то, скорее всего, этого показателям мы достигнем раньше. Уже в первую неделю карантина на портале для школьников «Фоксфорд» зарегистрировались более 1 миллиона новых пользователей. Образовательные платформы по всему миру, например Coursera, отечественный Arzamas, открыли бесплатный доступ к своим курсам, чтобы в период пандемии максимально нарастить аудиторию, а после того, как вирус стихнет, перевести их уже на платный формат.
Массовый бесплатный доступ, безусловно, даст возможность многим «ощутить на вкус» дистанционное обучение, но потребуется время, чтобы превратить этот формат в привычку. Именно поэтому оптимальным вариантом для России может стать гибридная система образования, совмещающая как офлайн-, так и онлайн-форматы. Консультации, теоретические знания студенты, например, могут получать удаленно, а практические работы выполнять уже в классе. Если наладить технические и методологические аспекты, то этот подход может помочь оптимизировать расходы вузов в будущем.
Могут появиться и, так называемые, «вузы-интеграторы». Они смогут выдавать студентам дипломы, учитывая знания, которые те получили на разных онлайн-курсах. Постепенно придет понимание, что учить необходимо не массы, а определенного человека, учитывая его интересы, способности и цели в жизни.
Интерес к непрерывному образованию будет только расти, в том числе в России. Уже недостаточно получить одну профессию на всю жизнь, быстро меняющаяся среда, новые технологии заставят людей менять профессиональные траектории регулярно, чтобы оставаться востребованным. Образование должно стать более гибким и помогать человеку выстраивать его путь развития как специалиста.
Количество фрилансеров в России будет только расти. Это значит, что будет повышаться спрос на дополнительное образование, в том числе онлайн-курсы, которые быстро и компактно смогут помочь овладеть новыми знаниями и повысить конкурентное преимущество на рынке. Образ «вечного студента» станет уже не поводом для насмешек, а стандартом, к которому необходимо будет стремиться.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Образовательный катарсис
Последние годы ознаменовались рядом изменений в российской системе образования. Три вуза страны вошли в топ-100 по итогам исследования британского журнала Times Higher Education (THE), еще четыре попали в список 500 лучших по версии Шанхайского рейтинга (ARWU). И несмотря на то, что Россия укрепляет свои позиции в области высшего образования, есть риск, что экономические последствия пандемии могут осложнить его дальнейшее развитие.
Стоит признать, что неплохие показатели в международных рейтингах – это скорее исключение, чем правило, так как расходы на образование в России с 2013 года стабильно снижаются. Если 7 лет назад мы потратили 4,3% от ВВП, то в 2016-м эта цифра упала до 3,7%, а к 2019-му – до 3,5%.
Это, к примеру, на 0,6-1,5 процентных пунктов ниже, чем в таких развитых странах, как Канада, Великобритания, Франция, Швеция, Южная Корея и США. Еще в 2018-м отечественные эксперты забили тревогу, заявив, что финансирование необходимо увеличить к 2024 году, как минимум до 4% от ВВП, но лучше – до 4,8%.
Ранее аналитическое подразделение британского журнала The Economist в своих прогнозах до 2030 года отмечало, что в развивающихся странах ситуация в сфере образования будет оставаться сложной не только из-за низкого финансирования, но и по причине высокой стоимости обучения, которая не соответствует доходам населения. Если в Германии в 2015 году стоимость 4-летнего высшего образования была на уровне 3,2% от ВВП на душу населения, то в России – 418,6%, а к 2030 году этот показатель увеличится до 487,4%.
Неожиданным решением для России может стать нынешний тренд на онлайн-обучение, вызванный пандемией коронавируса. Вынужденная изоляция, закрытие учебных заведений, переход на «дистанционку» и массовое использование технологий привели к беспрецедентному эксперименту. При удачном развитии событий он может изменить всю структуру отечественного образования, снизить расходы и сделать его более доступным, скомбинировав офлайн- и онлайн-преподавание.
Считаю, что в России переход на дистанционное обучение был проведен достаточно быстро и безболезненно, в том числе благодаря высокому проникновению интернета в стране. Так, по данным Mediascope, в 2019 году 78% населения, или 95,8 млн человек, имели доступ к всемирной сети, а среди молодежи в возрасте 12-34 лет эта цифра перевалила за 90%. Первые результаты мы увидели еще в конце марта, когда глава Министерства науки и высшего образования подтвердил, что свыше 80% вузов в течение недели перешли на удаленное обучение, со сложностями столкнулись только 4% небольших региональных учебных заведений из-за проблем с устойчивым доступом в интернет.
Особый эффект от форсированной коронавирусом цифровизации может ощутить бизнес-образование. Сейчас, как никогда, предприниматели почувствовали, насколько важно знать хотя бы основы диджитал-бизнеса, включая управление персоналом на «удаленке», онлайн-продвижение и продажи, выстраивание бизнес-стратегии с упором на цифровизацию. После пандемии мы можем увидеть, как увеличение спроса на подобные знания, так и новые предложения от вузов и онлайн-сервисов.
Неожиданная альтернатива
Коронавирус в какой-то степени помогает преодолевать существующий скептицизм относительно онлайн-образования, который существует среди части российских чиновников и преподавателей.
Это подтверждает мониторинг Высшей школы экономики, проведенный среди научных кадров высшей категории в 2019 году. Выяснилось, что за последние три года почти четверть (24,3%) работников вузов с ученой степенью ни разу не проводили онлайн-занятия и не участвовали в них. Свои технические знания, необходимые для проведения уроков дистанционно, преподаватели оценили в среднем на 3,2 балла из 5.
Схожие проблемы есть не только в России. Например, в США исследование компании Bay View Analytics показало, что из 1,5 млн педагогов только 30% обладают опытом ведения онлайн-занятий. Цифры пугающие, учитывая, что мы живем в 21 веке, когда у каждого есть смартфон и доступ в интернет.
Если говорить о вузах, то у американских коллег есть одно большое преимущество – это рабочая система управления обучением, или Learning Management Systems. Она дает преподавателям техническую возможность создавать онлайн-курсы, координировать весь процесс и отслеживать результаты. Благодаря, например, таким программам, как Canvas, Blackboard, Moodle, Sakai, учащиеся получают свободный доступ к нужной им информации и делают домашние задания.
В России вузы также используют различные технологии, чтобы оперативно наладить процесс обучения. При этом подходы различаются в зависимости от возможностей учебного заведения.
Если в МГУ прибегли к своей собственной системе дистанционного образования «Университет без границ», то ВШЭ и МИСиС решили использовать популярные программы, такие как Zoom, Skype и MS Teams. При этом, как показала практика, основные сложности – это удержать внимание ученика, помочь быстро усвоить материал и проконтролировать выполнение заданий.
Стало очевидно, что онлайн-обучение требует от учителя больше времени и сил, так как подразумевает очень детальную подготовку. Если раньше что-то можно было написать на доске или рассказать в классе, то сейчас часто требуется подробно расписывать курсы на образовательных порталах, разбивать видеолекции на 15-20 минут, чтобы не дать студенту заснуть.
Еще одна проблема – это отсутствие национальной системы прокторинга. Это важный элемент онлайн-образования, так как позволяет подтвердить личность учащегося и проконтролировать весь экзаменационный процесс, тем самым подтверждая качество и достоверность результатов. Сложности создает и скорость интернета, которая может различаться в зависимости от оператора, пакетного плана и технического оборудования. Тем самым ставится под вопрос возможность проведения экзаменов по расписанию.
Вместе с тем переход на дистанционное обучение увеличил расходы вузов примерно 8-15%. Деньги тратятся как на меры профилактики вируса, так и на создание хотя бы базовой цифровой инфраструктуры. Это может привести к урезанию других статей бюджета, например, заработной платы сотрудников.
Ситуация вызывает определенную обеспокоенность, а именно: насколько эффективно будет выстроена обновленная система образования в России, как это отразится на качестве обучения, продолжительности рабочего дня и ставках заработной платы педагогов?
Точки роста
Внезапный переход на «дистанционку» показал и возможные направления для дальнейшего развития образования в России.
Безусловно ускорятся темпы развития онлайн-образования. Если в 2019 году объем этого рынка составлял 38,5 млрд рублей, а к 2023 году ожидали цифру в 60 млрд, то, скорее всего, этого показателям мы достигнем раньше. Уже в первую неделю карантина на портале для школьников «Фоксфорд» зарегистрировались более 1 миллиона новых пользователей. Образовательные платформы по всему миру, например Coursera, отечественный Arzamas, открыли бесплатный доступ к своим курсам, чтобы в период пандемии максимально нарастить аудиторию, а после того, как вирус стихнет, перевести их уже на платный формат.
Массовый бесплатный доступ, безусловно, даст возможность многим «ощутить на вкус» дистанционное обучение, но потребуется время, чтобы превратить этот формат в привычку. Именно поэтому оптимальным вариантом для России может стать гибридная система образования, совмещающая как офлайн-, так и онлайн-форматы. Консультации, теоретические знания студенты, например, могут получать удаленно, а практические работы выполнять уже в классе. Если наладить технические и методологические аспекты, то этот подход может помочь оптимизировать расходы вузов в будущем.
Могут появиться и, так называемые, «вузы-интеграторы». Они смогут выдавать студентам дипломы, учитывая знания, которые те получили на разных онлайн-курсах. Постепенно придет понимание, что учить необходимо не массы, а определенного человека, учитывая его интересы, способности и цели в жизни.
Интерес к непрерывному образованию будет только расти, в том числе в России. Уже недостаточно получить одну профессию на всю жизнь, быстро меняющаяся среда, новые технологии заставят людей менять профессиональные траектории регулярно, чтобы оставаться востребованным. Образование должно стать более гибким и помогать человеку выстраивать его путь развития как специалиста.
Количество фрилансеров в России будет только расти. Это значит, что будет повышаться спрос на дополнительное образование, в том числе онлайн-курсы, которые быстро и компактно смогут помочь овладеть новыми знаниями и повысить конкурентное преимущество на рынке. Образ «вечного студента» станет уже не поводом для насмешек, а стандартом, к которому необходимо будет стремиться.