Forbes Council Павел Фролов
2755
0

Как помочь школам запустить онлайн-обучение

Как помочь школам запустить онлайн-обучение
В российских школах стартовало дистанционное обучение. Но вместо онлайн-образования мы получили "цифровой протез", по меткому высказыванию спецпредставителя президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова. Это когда учителя в качестве заданий выкладывают фотографии страниц учебника в группу ВКонтакте, а дети шлют учителю фотографию выполненных упражнений. 

Однако такой формат хотя бы имитирует дистанционное обучение. В большинстве же школ, особенно в отдаленных регионах и сельской местности, невозможно организовать даже такой "цифровой протез".

Цифровое неравенство


Быстро приспособиться к новым реалиям смогли только продвинутые учебные заведения. Возможно, несколько десятков из 40 тыс. российских школ. У них более высокий уровень цифровизации и владения информационными ресурсами, более компетентные и молодые педагоги, ученики из семей с более высоким уровнем достатка. Это значит, преподаватели и учащиеся успели "прокачать" цифровую грамотность, а дома у детей есть полноценное рабочее место для обучения.

Есть две ключевые проблемы, которые не позволили большинству школ перейти на "удаленку".

Во-первых, отсутствие опыта работы с цифровыми технологиями и соответствующих методических материалов у педагогов. Средний возраст школьных учителей в России, по официальным данным, превышает 50 лет. Для многих из них разместить фотографию задания в социальной сети уже непростая задача. Что говорить о полноценном использовании платформ онлайн-обучения и организации уроков с помощью информационных технологий. Для них дистанционное образование стало шоком. До сих пор нет системного методического сопровождения учителей по переходу в онлайн, централизованного повышения квалификации учителей по работе с цифровыми ресурсами. Необходимости в этом раньше не было. Вот пример: 60% школ Удмуртии не имеют высокоскоростного доступа в Интернет. Конечно, ни о какой цифровизации там речь и не шла.

Вторая, но возможно, более важная проблема – это отсутствие в подавляющем большинстве семей возможности организовать полноценное рабочее место каждому ребенку для обучения без ущерба для взрослых. Проще говоря, у них просто нет компьютеров и ноутбуков, либо есть один и он используется для удаленной работы взрослыми. С этой проблемой мы столкнулись, когда организовали дистанционное обучение в наших кружках робототехники ROBBOClub.Ru. 

Статистики по обеспеченности компьютерами в России нет, но картину в целом по стране можно оценить по таким данным: 26% детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума (данные Росстата, опубликованные в июле 2019 года). Кстати, и у большинства педагогов нет персонального ноутбука, зато есть дети, которым нужно учиться.

Можно ругаться на нестабильный интернет или неполноценность платформ онлайн-образования, Корить нескоординированность учителей и неповоротливую систему образования. Но это второстепенные факторы. Пока дети и педагоги не будут обеспечены компьютерами, дистанционное образование невозможно в принципе.

Цена вопроса онлайн-обучения


Мы принимали участие в разработке неотложных мер в сфере образования, которое Агентство стратегических инициатив направило в Правительство России. И выступили с таким предложением: подарить всем 15 млн детей в возрасте от 5 до 15 лет ноутбуки с операционной системой GNU/Linux и свободным программным обеспечением. Для этого нужно выделить из бюджета совершенно реальную сумму в размере 4,5 млрд долларов на всю страну. И тогда можно будет организовать полноценное дистанционное обучение детей как по школьной программе, так и в рамках дополнительного образования. Этот шаг, к слову, значительно ускорит реализацию государственной программы "Цифровая экономика". В Минпросвещения эту инициативу приняли к рассмотрению, надеемся, что она будет реализована.

Что касается повышения цифровой грамотности учителей и обучение их работе в онлайне, то здесь стоит привлечь профессиональное сообщество. Тех, кто имеет опыт и адаптированные под удаленный формат методические материалы. Например, наш опыт организации дистанционных уроков по программированию, 3D-моделированию и схемотехнике можно масштабировать для проведения уроков технологии и информатики. Совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена мы запустили бесплатные курсы повышения квалификации для учителей технологии, информатики и робототехники на платформе "Новатор". Методисты учат проводить уроки в онлайн-режиме. Все слушатели курса смогут вступить в сообщество преподавателей. Там участники делятся своими кейсами, подсказывают друг другу интересные задания для реализации в онлайн-режиме. Такую поддержку мы готовы организовать централизованно для педагогов из любых регионов.

Кружки на "удаленке"


Кроме школьного обучения, трудности с переводом в онлайн испытывают и организации дополнительного образования. Занятия футболом, танцами и рисованием сложно организовать дистанционно. Резко сузился спектр кружков и секций для запертых в своих квартирах и домах детей. Поддержка дополнительного образования – еще одна важная государственная задача во время карантина.

Как это сделать? Централизованно уведомлять учителей и родителей о тех кружках, которые смогли перейти на удаленное обучение. Создать рекомендованную базу онлайн-курсов, которые будут давать возможность новым ученикам попробовать занятия и выбрать то, что понравится больше. Такая wiki-библиотека, кстати, сейчас создается силами Кружкового движения Национальной технологической инициативы.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза