Крылатые качели фондовых рынков
К апрелю фондовый мир разделился на два лагеря: одни ожидают цен как в марте или даже ниже, другие верят, что худшее уже позади. И у тех, и других есть свои аргументы. Попробуем разобраться, что привело к такому расколу и куда может качнуться маятник в будущем.
Первое ощущение, что апрель, и правда, может стать показательным месяцем для определения дальнейшего движения на рынках. Половина мира на карантине, а это значит, что, с одной стороны, не избежать большой просадки по ВВП в этих странах, а с другой, с учётом срока давности ограничительных мер в Европе и Америке можно уже здесь и сейчас оценить эффективность их введения. В России судить об этом пока рано, мы перешли в режим самоизоляции позже всех, и думаю, что только через две недели можно будет сделать первые выводы.
Чисто логически карантин должен начать показывать результаты. Во-первых, замедлить прирост вновь заболевших, поскольку он разрушает не только экономические, но и социальные связи. Находясь в изоляции, сложно заболеть или заразить большое количество людей. Да и мало кто в этот период хочет контактировать, понятно, что жизнь дороже. Во-вторых, должно увеличиться количество выздоровевших. Если в Европе, где по нарастанию заболевали с середины марта, по прошествии двух-трех недель карантина при благоприятном сценарии пациент освобождает своё место, нагрузка на больницы может начать постепенно спадать, то в Америке, где каждый штат, по сути, сам определяет свою политику в отношении введения или не введения ограничений, очаги covid-19 могут вспыхивать там, где сейчас ситуация «под контролем». Излишняя демократичность уже привела к большому числу заражений и, в отличие от Европы, там есть куда расти, если не принять более жесткие меры. Ещё есть опасения за Индию, где проживает 1/6 населения Земли и с медициной, мягко скажем, не все благополучно. У этого огромного населения нет сбережений и в настоящий момент работы. Для них жёсткий карантин критичен как ни для кого, просто по-другому они не справятся, и там может быть катастрофа. В России хочется верить, меры пресечения распространения вируса дадут совершенно иные цифры, нежели в Европе и Америке, и мы выйдем из пандемии с меньшими потерями.
Все это важно для понимания, когда ждать возвращения людей на работу и, соответственно, окончания влияния вируса на экономики отдельно взятых стран и мира в целом. Ощущения подсказывают, что будет как у Толстого в «Анне Карениной» — все счастливые страны похожи друг на друга, каждая несчастливая страна несчастлива по-своему. Прошу прощения за редактирование классика, но это, на мой взгляд, важно для понимания того, что будут учитывать инвесторы при выборе места парковки своих денежных средств в страновом измерении. И ещё кое-что. Я думаю, что в текущих ценах на акции заложен карантин на апрель, но май должен в той или иной мере быть рабочим. Причём везде по миру. И если что-то пойдёт не так, то делайте выводы сами. Таким образом, карантин — приоритетная мера, которая может оказать наибольшее влияние на экономику и эффективность борьбы с вирусом.
Второй важный момент — это пакеты стимулирующих мер. Сейчас они идут в новостях сразу после сводок о новых заражениях. Их принимают синхронно по всему миру. Их много. А если покажется мало, то примут ещё. Они льются как пиво в лондонских пабах во время трансляции матчей АПЛ. О последствиях такого стимулирования в долгосрочной перспективе рассуждать не будем, но на краткосрочной другого выхода нет. Потери работы и, соответственно, доходов ничем иным, кроме как кэшем в руки нуждающегося, не компенсируешь. Пока стоят станки на производствах, вовсю работают печатные станки центробанков. Или распаковываются резервы, если они есть. Но всех это не спасёт. Будут компании, которые ждёт банкротство, поглощение или национализация. Но в целом, без стимулирующих мер, мы бы уже сейчас видели другие цены на бумаги и мартовский делевередж был отчасти вызван ещё и банально недостатком ликвидности на рынках, в первую очередь, долларовой, когда регуляторы и монетарные власти оказались попросту не готовы к такому резкому спросу на деньги. Комплекс мер по накачиванию всех субъектов экономики денежными средствами в режиме, который так полюбился пользователям Uber, Airbnb и других подобных сервисов, on demand, этой весной опробуют большинство людей на планете.
Теперь про нефть. Как 100 лет назад она будоражила умы героев одноимённого фильма Пола Томаса Андерсона, так и сейчас остается краеугольным камнем, на котором сошлись интересы всех добывающих стран. Развал сделки ОПЕК+ в начале марта иначе как мартовским безумием (не путать с финальной частью баскетбольного чемпионата Национальной студенческой спортивной лиги в США) не назовёшь. Пожив месяц с ценами на нефть на уровне себестоимости производства, все стороны почувствовали дискомфорт и пытаются решить, как жить дальше, пока на товар нет покупателя в нужном объёме. Цена в районе 33-35 долларов за баррель марки brent уже кажется более приемлемой в текущих реалиях. Но остаться на этих ценах она может только при условии сделки. То же самое относится и к нашему любимому нефтегазовому сектору, который прилично отскочил от своих минимальных значений. В сделку верят или ее хотят, по крайней мере, глядя на текущие цены, но мы знаем, как все может измениться в последний момент.
И наконец, статистика по рынкам и прогнозы на будущее. Очевидно, что отчеты за первый квартал и ожидания от второго квартала при текущем развитии событий будут по большей части плохие или очень плохие. Далее последует безусловное снижение корпоративных и страновых рейтингов. Это затрагивает все страны, кроме Китая, возможно, и все сектора экономики каждой страны, за редкими исключениями. Это вообще, наверное, ключевой пункт в аргументах пессимистов, которые считают текущие уровни на фондовых рынках завышенными и не учитывающими реальное положение дел в экономике. Худшее ещё впереди, и статистика нам это покажет. В этом аспекте с ними сложно спорить. Но не будем забывать про первые три пункта и, если предположить, что в мае все выйдут на работу, то повод для распродаж от плохой статистики первого квартала и сниженных прогнозов на второй квартал и весь год в целом мы вряд ли увидим. Опять-таки это утверждение «среднее по больнице». Все будут выкарабкиваться из ям разной глубины и с разной скоростью, и не у всех хватит сил.
На мой взгляд, это основные элементы матрицы, определяющие настроения инвесторов в настоящем моменте. В апреле маятник динамики фондовых индексов может продолжить своё скачкообразное движение. Вынести может в любую сторону, причём достаточно резко — на 15-20% вполне спокойно. И не удивлюсь, если мы за этот месяц сходим и туда, и обратно, и вернёмся на текущие уровни.
P.S. Касательно российского фондового рынка выражу свою позицию более определённо. Хочется верить, что распространение вируса удастся сдержать в течение апреля и в мае мы выйдем из самоизоляции. Безусловно, вирус останется, но контролировать и лечить его будет проще. Во-первых, тестирование будет на другом уровне, быстрее и качественнее. Во-вторых, усовершенствуется протокол лечения, больше будет и больниц, и необходимых лекарств, и оборудования. Возможно появление новых препаратов, которые сейчас пока находятся на испытаниях. Конечно, есть нагрузка на малый и средний бизнес, но это 1-3 месяца, и за счёт программ помощи и стимулирования в целом этот период можно пережить. Есть резервы, которые позволят стабилизировать просадку. У нас имеются внутренние запасы ликвидности на счетах корпораций, некоторые из них выкупают свои акции сейчас, о чем я писал в предыдущем посте. Я надеюсь, что мы как страна выйдем из этой ситуации в неплохой форме. И мы будем одной из самых привлекательных стран не только для внутреннего инвестора, но и для иностранного. Я советую искать момент для входа в российский рынок при любой коррекции. Из ближайшего это может быть 9 апреля со сделкой по сокращению добычи нефти. Или вернее, ее возможный развал. Одним словом, в апреле будет интересно наблюдать за развитием событий, за рынками. Кино будет захватывающим. Можно прикупить попкорна в виде пакета акций наших компаний, чтобы быть более вовлечённым в просмотр и потом не говорить, что пропустил самое интересное!
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Первое ощущение, что апрель, и правда, может стать показательным месяцем для определения дальнейшего движения на рынках. Половина мира на карантине, а это значит, что, с одной стороны, не избежать большой просадки по ВВП в этих странах, а с другой, с учётом срока давности ограничительных мер в Европе и Америке можно уже здесь и сейчас оценить эффективность их введения. В России судить об этом пока рано, мы перешли в режим самоизоляции позже всех, и думаю, что только через две недели можно будет сделать первые выводы.
Чисто логически карантин должен начать показывать результаты. Во-первых, замедлить прирост вновь заболевших, поскольку он разрушает не только экономические, но и социальные связи. Находясь в изоляции, сложно заболеть или заразить большое количество людей. Да и мало кто в этот период хочет контактировать, понятно, что жизнь дороже. Во-вторых, должно увеличиться количество выздоровевших. Если в Европе, где по нарастанию заболевали с середины марта, по прошествии двух-трех недель карантина при благоприятном сценарии пациент освобождает своё место, нагрузка на больницы может начать постепенно спадать, то в Америке, где каждый штат, по сути, сам определяет свою политику в отношении введения или не введения ограничений, очаги covid-19 могут вспыхивать там, где сейчас ситуация «под контролем». Излишняя демократичность уже привела к большому числу заражений и, в отличие от Европы, там есть куда расти, если не принять более жесткие меры. Ещё есть опасения за Индию, где проживает 1/6 населения Земли и с медициной, мягко скажем, не все благополучно. У этого огромного населения нет сбережений и в настоящий момент работы. Для них жёсткий карантин критичен как ни для кого, просто по-другому они не справятся, и там может быть катастрофа. В России хочется верить, меры пресечения распространения вируса дадут совершенно иные цифры, нежели в Европе и Америке, и мы выйдем из пандемии с меньшими потерями.
Все это важно для понимания, когда ждать возвращения людей на работу и, соответственно, окончания влияния вируса на экономики отдельно взятых стран и мира в целом. Ощущения подсказывают, что будет как у Толстого в «Анне Карениной» — все счастливые страны похожи друг на друга, каждая несчастливая страна несчастлива по-своему. Прошу прощения за редактирование классика, но это, на мой взгляд, важно для понимания того, что будут учитывать инвесторы при выборе места парковки своих денежных средств в страновом измерении. И ещё кое-что. Я думаю, что в текущих ценах на акции заложен карантин на апрель, но май должен в той или иной мере быть рабочим. Причём везде по миру. И если что-то пойдёт не так, то делайте выводы сами. Таким образом, карантин — приоритетная мера, которая может оказать наибольшее влияние на экономику и эффективность борьбы с вирусом.
Второй важный момент — это пакеты стимулирующих мер. Сейчас они идут в новостях сразу после сводок о новых заражениях. Их принимают синхронно по всему миру. Их много. А если покажется мало, то примут ещё. Они льются как пиво в лондонских пабах во время трансляции матчей АПЛ. О последствиях такого стимулирования в долгосрочной перспективе рассуждать не будем, но на краткосрочной другого выхода нет. Потери работы и, соответственно, доходов ничем иным, кроме как кэшем в руки нуждающегося, не компенсируешь. Пока стоят станки на производствах, вовсю работают печатные станки центробанков. Или распаковываются резервы, если они есть. Но всех это не спасёт. Будут компании, которые ждёт банкротство, поглощение или национализация. Но в целом, без стимулирующих мер, мы бы уже сейчас видели другие цены на бумаги и мартовский делевередж был отчасти вызван ещё и банально недостатком ликвидности на рынках, в первую очередь, долларовой, когда регуляторы и монетарные власти оказались попросту не готовы к такому резкому спросу на деньги. Комплекс мер по накачиванию всех субъектов экономики денежными средствами в режиме, который так полюбился пользователям Uber, Airbnb и других подобных сервисов, on demand, этой весной опробуют большинство людей на планете.
Теперь про нефть. Как 100 лет назад она будоражила умы героев одноимённого фильма Пола Томаса Андерсона, так и сейчас остается краеугольным камнем, на котором сошлись интересы всех добывающих стран. Развал сделки ОПЕК+ в начале марта иначе как мартовским безумием (не путать с финальной частью баскетбольного чемпионата Национальной студенческой спортивной лиги в США) не назовёшь. Пожив месяц с ценами на нефть на уровне себестоимости производства, все стороны почувствовали дискомфорт и пытаются решить, как жить дальше, пока на товар нет покупателя в нужном объёме. Цена в районе 33-35 долларов за баррель марки brent уже кажется более приемлемой в текущих реалиях. Но остаться на этих ценах она может только при условии сделки. То же самое относится и к нашему любимому нефтегазовому сектору, который прилично отскочил от своих минимальных значений. В сделку верят или ее хотят, по крайней мере, глядя на текущие цены, но мы знаем, как все может измениться в последний момент.
И наконец, статистика по рынкам и прогнозы на будущее. Очевидно, что отчеты за первый квартал и ожидания от второго квартала при текущем развитии событий будут по большей части плохие или очень плохие. Далее последует безусловное снижение корпоративных и страновых рейтингов. Это затрагивает все страны, кроме Китая, возможно, и все сектора экономики каждой страны, за редкими исключениями. Это вообще, наверное, ключевой пункт в аргументах пессимистов, которые считают текущие уровни на фондовых рынках завышенными и не учитывающими реальное положение дел в экономике. Худшее ещё впереди, и статистика нам это покажет. В этом аспекте с ними сложно спорить. Но не будем забывать про первые три пункта и, если предположить, что в мае все выйдут на работу, то повод для распродаж от плохой статистики первого квартала и сниженных прогнозов на второй квартал и весь год в целом мы вряд ли увидим. Опять-таки это утверждение «среднее по больнице». Все будут выкарабкиваться из ям разной глубины и с разной скоростью, и не у всех хватит сил.
На мой взгляд, это основные элементы матрицы, определяющие настроения инвесторов в настоящем моменте. В апреле маятник динамики фондовых индексов может продолжить своё скачкообразное движение. Вынести может в любую сторону, причём достаточно резко — на 15-20% вполне спокойно. И не удивлюсь, если мы за этот месяц сходим и туда, и обратно, и вернёмся на текущие уровни.
P.S. Касательно российского фондового рынка выражу свою позицию более определённо. Хочется верить, что распространение вируса удастся сдержать в течение апреля и в мае мы выйдем из самоизоляции. Безусловно, вирус останется, но контролировать и лечить его будет проще. Во-первых, тестирование будет на другом уровне, быстрее и качественнее. Во-вторых, усовершенствуется протокол лечения, больше будет и больниц, и необходимых лекарств, и оборудования. Возможно появление новых препаратов, которые сейчас пока находятся на испытаниях. Конечно, есть нагрузка на малый и средний бизнес, но это 1-3 месяца, и за счёт программ помощи и стимулирования в целом этот период можно пережить. Есть резервы, которые позволят стабилизировать просадку. У нас имеются внутренние запасы ликвидности на счетах корпораций, некоторые из них выкупают свои акции сейчас, о чем я писал в предыдущем посте. Я надеюсь, что мы как страна выйдем из этой ситуации в неплохой форме. И мы будем одной из самых привлекательных стран не только для внутреннего инвестора, но и для иностранного. Я советую искать момент для входа в российский рынок при любой коррекции. Из ближайшего это может быть 9 апреля со сделкой по сокращению добычи нефти. Или вернее, ее возможный развал. Одним словом, в апреле будет интересно наблюдать за развитием событий, за рынками. Кино будет захватывающим. Можно прикупить попкорна в виде пакета акций наших компаний, чтобы быть более вовлечённым в просмотр и потом не говорить, что пропустил самое интересное!