Forbes Council Андрей Илингин
2920
0

Из-за коронавируса взлетели акции китайских EdTech­ – проектов

Из-за коронавируса взлетели акции китайских EdTech­ – проектов
Власти в Китае практически полностью справились с эпидемией, школы начали открываться, а люди - выходить на работу в офисы. Эксперты прогнозируют, что российский образовательный рынок с высокой вероятностью будет развиваться по китайскому сценарию.

Ситуация с коронавирусом в Китае наглядно продемонстрировала эффективность дистанционных форматов обучения, позволяющих максимально избежать необходимости проведения оффлайновых встреч между школьниками, учителями и родителями. Воспользовавшись растущим спросом со стороны пользователей и политикой поддержки, частное онлайн-образование было одобрено властями, что отразилось на ценах акций таких компаний. Несмотря на кажущееся благополучие образовательного рынка в Китае, стоит отметить, что большинство компаний находилось практически в условиях «выживания» из-за огромной нагрузки. Мы постарались проанализировать основные тенденции, которые затронули EdTech компании в Поднебесной. Вероятно, эти же тенденции мы увидим в других странах в среднесрочной перспективе после вспышки инфекции.

Во-первых, на фоне распространения инфекции большинство компаний решили предложить бесплатный доступ к своим онлайн-услугам. Одной из них стала Youdao, которая объявила о предоставлении бесплатного доступа учащимся начальных и средних классов в школах в Ухане. Позднее компания расширила доступ к свои ресурсам для пользователей по всей стране. Впоследствии другие компании, такие как TAL и New Oriental, включая поставщиков образовательного контента по бизнес-модели SaaS (Software as a Service), начали предоставлять студентам свободный доступ к своим продуктам. На начальном этапе основные игроки на рынке использовали  это в качестве основного инструмента привлечения новых пользователей. Некоторые компании стремились любой ценой увеличить количество абонентов и уже после этого думать над стратегией монетизации. Однако специфика образовательного рынка, как оказалось, не всегда может масштабироваться по общим законам интернет-бизнеса. Из-за того, что важнейшей составляющей образовательной сферы остается именно качество обслуживания, стандартные стратегии не подходят.

Для образовательных онлайн-проектов, предоставляющих бесплатный доступ к своим сервисам на фоне борьбы со вспышкой коронавируса, стратегия победы во втором этапе предполагает иной подход. Просто  предложить бесплатное использование - недостаточно. Основными игроками здесь являются компании, которые непосредственно создают образовательный контент, оказывают образовательные услуги, а не просто являются его поставщиками или маркетплейсами.

Ситуация в Китае показала, что государственная поддержка решений дистанционного обучения вызвала стремительный рост количества родителей и школьников, обучающихся онлайн. Таким образом, вспышка эпидемии  не только положительно сказалась на развитии онлайн-образования, но и сэкономила властям Китая почти 240 миллиардов юаней, которые могли пойти на обучение педагогов и продвижение государственных решений. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что похожее явление мы сейчас наблюдаем в России, где практически все образовательные онлайн-платформы столкнулись с резким наплывом новых пользователей. Надеемся, что этот рынок не будет монополизирован, а останется открытым для новых компаний.

Стратегическая потеря как способ расширения бизнеса

Независимо от того, делают ли образовательные компании бесплатный доступ к своим сервисам или нет, ситуация с коронавирусом заставила их сфокусироваться на другом. Из-за высоких издержек и ограниченного дохода большинство онлайн-компаний столкнулись с проблемой «выживания». Проблема оказалась острой не только для стартапов на рынке онлайн-образования, которые часто сталкиваются с финансовыми потерями и в основном зависят от увеличения своего финансирования, но также и для крупных традиционных образовательных учреждений, которые стали переводить свой оффлайн-бизнес в онлайн-формат. Перед многими EdTech компаниями Китая, как тех, кто работает полностью в онлайне (около 40%), так и тех, кто работает  в смешанном режиме (около 30%), встала задача увеличить численность своего персонала в ближайшие месяцы. Однако часть из них была вынуждена наоборот сократить свой штат из-за оптимизации расходов. Основной причиной для этого становится усиление конкуренции на рынке, из-за которой небольшим компаниям трудно выжить. Высокие расходы на новый контент не оправдывают себя на фоне бесплатных сервисов и курсов от компаний-лидеров.  

Передовые образовательные технологии будут определять конкурентные преимущества

Независимо от выбранной бизнес-стратегии во время карантина, дальше успех компании будет зависеть от качества контента, услуг и общей эффективности обучения. В сложившейся ситуации компании вынуждены искать возможности для эффективного объединения лучших технологий и качественного образовательного контента. Собственно, именно сочетание этих составляющих будет определять лидеров и на российском рынке. Таким образом, образовательная сфера привлекает все большее внимание со стороны IT-гигантов и крупнейших компаний, добившихся высот на других рынках. Это мировая тенденция, которую мы наблюдаем по всему миру, включая Китай, США, Индию и Россию. Интернет-индустрия обладает отличными возможностями для инвесторов из-за низкой капиталоемкости и быстрого роста из-за технологических инноваций, а во время самоизоляции и карантина в школах они становятся в разы выше. Если крупные игроки не пожалеют усилий для инвестирования в рынок онлайн-образования, то в недалеком будущем мы увидим колоссальные изменения систем образования в отдельных странах и во всём мире в целом.

К каким последствиям может привести затянувшееся закрытие школ? Проблемы, о которых нечасто говорят

Закрытие школ, даже если оно носит временный характер, несет большие социальные и экономические убытки. В частности, наибольший урон могут получить небогатые или неблагополучные семьи, в которых воспитываются дети. Как бы ни относились к школам, мы все-таки должны признать, что классическое оффлайновое обучение в школах решает следующие задачи:

  • Обеспечивает необходимое обучение (закрытие школ лишает большое количество детей и подростков возможностей для роста и развития. Например, учащиеся из малообеспеченных семей, как правило, имеют гораздо меньше возможностей для получения образования вне школы и после окончания школы);

  • Некоторые дети полагаются на бесплатное или льготное питание, предоставляемое в школах. (Это серьезная проблема, которая существует не только в России, но также в Китае и США);

  • Множество семей не в силах обеспечить качественное дистанционное домашнее обучение. Особенно это касается родителей с ограниченными финансовыми возможностями. Несмотря на технический прогресс и быстрое распространение мобильных технологий по всему миру, включая развивающиеся страны, огромное количество людей сталкивается с неравным доступом к цифровым образовательным ресурсам. Отсутствие доступа к технологиям и хорошего интернет-соединения являются препятствием для продолжения обучения, особенно для учащихся из неблагополучных семей. 

  • В отсутствие альтернативных вариантов работающие родители часто вынуждены  оставлять детей одних во время закрытия школ, что проявляется в повышенных рисках, включая угрозу жизни и другие проблемы для детей. Другие родители, которые не могут оставить детей в одиночестве дома, вынуждены нести высокие экономические издержки, пропуская работу.

  • Социальная изоляция. Школы являются центрами социальной активности и взаимодействия детей. Закрытие школ лишает детей необходимых контактов, которые также важны для их развития, как и обучение в рамках школьной программы.


Какие решения этих проблем предложат ИТ-компании, мы увидим в ближайшем будущем.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза