Forbes Council Антон Утехин
5085
0

Почему крупные компании переезжают в коворкинг?

В прошедшем году на рынке коворкингов состоялся ряд крупных сделок. Корпоративные клиенты все чаще рассматривают гибкие рабочие пространства, как альтернативу своему офису. Именно они стали основным драйвером роста этого сегмента коммерческой недвижимости в 2019 году.

За прошлый год, по данным агентства коммерческой недвижимости CBRE, московский рынок вырос на 30% - со 103 тыс.кв.м. до 170 тыс.кв.м. Среди них около 20 % коворкингов заняли корпоративные клиенты, такие как: Тинькофф, МТС, Яндекс, банк Открытие, говорится в исследовании бизнес-консалтинговой компании Colliers International. Это почти 30 тыс. кв. м. от общей площади коворкингов. В регионах, по данным исследования сети коворкингов NAMES, за прошедший год представлено 55 тыс кв.м. рабочих пространств.

Главной особенностью 2019 года является спрос на коллективные рабочие пространства среди корпораций, отмечает директор департамента представления интересов арендаторов Colliers International  Франсуа Нонненмашер
«Что касается московского рынка коворкингов, то рост в этом сегменте в первую очередь обусловлен дефицитом офисных площадей, который наблюдается в течение нескольких последних лет. На фоне недостаточного ввода офисных площадей появляется все более активный спрос со стороны крупных российских и международных компаний в качестве основных резидентов площадок. Данный вариант предоставляет компаниям маневренность и мобильность в организации рабочего пространства.»

Подобная практика давно распространена на Западе, где транснациональные корпорации уже оценили преимущества использования гибких рабочих площадок. У всемирной сети коворкингов WeWork целые этажи арендуют такие крупные игроки как: IBM, GE, Spotify, Bank of America, Google и Facebook.

В чем преимущества коворкинга для корпораций?

 

Основное преимущество коворкинга перед классическим офисом - гибкость. Если он с технической точки зрения подходит компании - она может сразу же въехать, не вкладывая средства в обустройство. При изменении штата сотрудников, пространство может трансформироваться: увеличить или уменьшить площадь, занимаемую резидентом.

Зачастую, помимо аренды офиса, арендаторам приходится вкладывать средства в ремонт и инфраструктуру: мебель, технику и обустройство. В зависимости от потребностей компании, это может стоить в диапазоне от 10 до 50 тысяч рублей за кв.м. Эти средства, как правило, необходимо изъять из оборота фирмы, а в последующем проводить текущий и косметический ремонт. В рабочем пространстве же проблемы ремонта арендатора не касаются. Таким образом, при аренде рабочих мест в коворкинге, деньги можно направить на развитие бизнеса или найм и обучение сотрудников.

Коворкинги помимо ремонта берут на себя и обслуживание пространства. Оператор решает бытовые вопросы: от закупки канцелярских принадлежностей до решения проблемы с внезапно лопнувшей трубой водопровода. Арендатор в таком случае экономит на содержании сотрудников, которые должны были бы заниматься этими вопросами в классическом офисе. Это помогает сократить время, которое тратится на решение подобных вопросов. Вместо этого можно сосредоточить внимание на увеличении прибыли.

Помимо увеличения прибыли, коворкинг помогает сократить издержки. Арендуя в классическом офисе компании не всегда могут предсказать все переменные расходы. Чаще всего, фирмы не знают сколько денег уйдет в этом месяце на коммунальные услуги, обслуживание, необходимые расходные материалы, клининг и так далее. Коворкинг в этом плане прозрачен и предсказуем. Отличие от классических офисов в том, что компания точно знает, какую сумму тратит на каждого работника, следовательно, может более точно планировать текущие и будущие расходы.

 

А что дальше? 

 

Консалтинговое агентство Cushman & Wakefield провело опрос почти 580 руководителей ведущих фирм на рынке коммерческой недвижимости разных стран. В ходе исследования выяснилось, что почти 70% компаний обращаются  к гибкой организации рабочего пространства. При этом многие респонденты заявили, что планируют до 2025 увеличить число рабочих мест в коворкингах вдвое.

По данным исследования российского рынка компании PwC 91% респондентов видят потенциал развития рынка коворкингов. Из опрошенных 70% считает, что они будут популярны среди небольших компаний, а 21% считает, что основными клиентами коворкингов будут крупные компании.

Рынок гибких пространств в России также предоставляет решения для корпоративных клиентов. Яндекс, который уже занимает около 55 тыс кв.м. в бизнес-центре «Красная Роза» и 10 тыс кв.м. в комплексе «Аврора», ведет переговоры с сетью BusinessClub о том, чтобы занять еще 45 тыc. кв.м. Помимо этого, Модульбанк и Novartis также ведут переговоры с сетью коворкингов о размещении там своих офисов.

На подобный спрос рынок отвечает выходом компаний, которые предоставляют гибкие сервисные офисы. Например, сеть Space 1 не подразумевает аренду отдельных рабочих мест и ориентирован на крупные компании, рассматривающие вариант гибкой аренды и размещения сотрудников в полностью готовом и обслуживаемом офисе. Под нужды клиента пространство полностью перестраивается с помощью переносных перегородок, создавая офис той формации, которая необходима.

Сеть NAMES также имеет спрос на аренду мест в гибких рабочих пространствах со стороны крупных компаний. Арендаторами пилотного объекта сети в Екатеринбурге стал местный мясокомбинат, одно из СМИ и еще несколько фирм. Один из этажей площадью в 1000 кв.м., рассчитанный на 150 рабочих мест, планируется сдать одному или нескольким корпоративным клиентам. Уже ведутся переговоры с несколькими потенциальными арендаторами. Одна из целей NAMES в 2020 году - подтвердить гипотезу, что продукт формата “Сервисный офис” уже активно представленный на московском рынке, может быть реализован и за пределами МКАД.

 

 

Резюмируя, мы можем сказать о том, что в 2020 году продолжается тенденция, заданная прошлым годом, и рынок коворкингов продолжит рост. Если в 2019 году число коворкингов на рынке увеличилось на 24%, то в 2020 по нашим прогнозам ожидается 80% рост площадей гибких сервисных офисов в Москве, а в регионах и вовсе — вдвое. Другой важной тенденцией будет рост количества сделок с крупными корпоративными клиентами и укрупнение арендаторов.

Также, несколько сетевых операторов уже заявило о своем выходе на региональный рынок. Коворкинги открываются не только в миллионниках, но и городах поменьше, например, в Оренбурге, или в Великих Луках. Для нас это является маркером нарастающей популярности формата сервисных офисов за пределами столицы, что является важным для развития нашего проекта.

Укрупнение рынка коворкингов приведет к его изменениям. Уже сейчас видно, что гибкие пространства изменяются под корпоративных клиентов. Вместе с этим мы ожидаем насыщенный год для этого сегмента офисной недвижимости: будет большое число новых сделок и открытий новых пространств.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза