Forbes Council Замир Шухов
5596
0

Как Израиль стал «стартап-нацией»? Часть 1.

Как Израиль стал «стартап-нацией»? Часть 1.
 В начале февраля компания GVA и одно из крупнейших промышленных предприятий России поехали в Израиль с инновационной поездкой для изучения того, как работает экосистема и какие лучшие практики корпоративных инноваций существуют в этой стране. Вместе с топ-менеджерами предприятия в течении 10 дней мы посещали различные компании и встречалась с экспертами в области корпоративных инноваций. По итогу этих мероприятий была проведена полноценная стратегическая сессия по адаптации лучших кейсов и опыта для нужд нашего корпоративного партнера.

Израиль – одна из самых развитых экосистем в мире: по данным Bloomberg страна находится на третьем месте среди самых инновационных стран; опережают его только Швейцария и США. В этой статье я расскажу, как Израиль смог за очень короткое время вырваться в лидеры инновационного движения и создать один из самых успешных хабов в мире, где существует большое количество стартапов, венчурных фондов, инкубаторов, акселераторов и, конечно же, больших корпораций.

WeWork Tel Aviv

«Когда нет ресурсов, люди в Израиле создают эти ресурсы»


Израиль – достаточно маленькая страна с населением менее 9 млн. человек.  Проехать на автомобиле через всю страну с самой северной точки до самой южной можно за 5 часов, а с запада на восток в самом широком месте – за 2 часа. При этом, экосистема стартапов здесь очень развита, и сильно отличается от того, что есть в Кремниевой долине. Одна из главных причин – в Израиле все игроки экосистемы хорошо знают друг друга: она очень сконцентрирована в основном в больших городах, таких как Тель-Авив. Сами израильтяне называют себя стартап-нацией, и подход, который они применяют к развитию экосистемы инноваций, заложен государством и развивался на протяжении более 70 лет. Государство Израиль создавалось посреди пустыни, где не было ничего, но была актуальная задача использовать имеющиеся ресурсы и создать полноценную жизнь для людей. Такой менталитет, который развивался на протяжении десятилетий, сформировал подход: «Когда нет ресурсов, люди в Израиле создают эти ресурсы».

Это наглядно можно продемонстрировать на примерах развития технологий. В Израиле действует проект Watergen, который создает питьевую воду из воздуха. Первая в мире USB-флешка была придумана в Израиле в компании DiskOnKey. Другой пример – компания Pillcam, которая создала камеру размером с маленькую пилюлю для исследования внутренних органов. Стартап родился на стыке знаний двух со-основателей: один из них был врачом, а второй был военным, завершившим свою службу в армии, где специализировался на девайсах слежения. Именно в таких консорциумах и подобном партнерстве заключается вся уникальность того, что происходит в Израиле в последние годы. Еще одним ярким примером инноваций являются агротехнологии, которые разрабатываются прямо в пустыне. На гидропонике и в теплицах можно вырастить много чего, в том числе и помидоры черри, которые так любимы во всем мире. А выведены они были именно в Израиле, посреди пустыни.

Активный рост в израильской экосистеме начался с 2013 года: в этот год там было несколько громких провалов, но это был и год, когда Google купил израильских стартап Waze - интерактивную карту навигатор, за $1.1 млрд. С тех пор, каждый год экосистема растет в два раза, и здесь мы говорим не только про объем венчурных инвестиций, но и про другие количественные показатели.

В сегменте кибербезопасности в Израиле более 500 компаний и это очень сильное технологическое направление. На данный момент в Израиле более 350 акселераторов, инкубаторов и более 60 из них являются корпоративными. Больше $20 млрд было привлечено за последние 20 лет в венчурную индустрию, и эти деньги были инвестированы в различные стартапы. Больше 360 зарубежных R&D центров находятся и работают там же.


Культура giving back to community


В Израиле довольно развито чувство ответственности перед своим сообществом, и оно работает хорошим двигателем развития всей экосистемы. В экосистеме, где высокая концентрация людей, легко найти доступ к любому, даже высокопоставленному CEO успешной компании. Стартапы могут получить себе в менторы очень крутого эксперта, а люди, возглавляющие большие компании, с удовольствием уделяют свое время для консультации стартапов.

Получается, что внутри сообщества легко найти ментора, эксперта, профессионала, который подскажет и поможет, это бесплатно, и один продвинутый предприниматель курирует несколько стартапов, помогая им преодолевать сложности и не совершать стандартных ошибок. Даже когда стартап хочет выйти, например, на американский рынок и поехать в Кремниевую долину, то он там на месте найдет комьюнити, члены которого уже прошли этот путь и помогут ему.

В Израиле открытая иммиграционная политика и программа репатриации, которая дополняет население страны талантливыми людьми, приезжающими из других стран. Если посмотреть на то, как формируются команды стартапов, они все мультикультурные и мультиязычные: почти в каждой команде стартапа есть русскоговорящий человек, так как русскоговорящее сообщество в стране составляет 1.5 млн. человек. Приезжая из Европы, Америки и других стран и присоединяясь к стартапам, эти люди создают уникальные компетенции. Зная свой оригинальный рынок, свою страну, они помогают израильскому стартапу сразу мыслить глобально. И это еще одна особенность израильского рынка – стартапы, имея крайне маленький локальных рынок, изначально строят конструкции, которые им помогут быстрее вырасти и выйти на глобальный плацдарм. В основном это B2B продукты, что снова связано с ограниченностью консюмерского рынка; в таких условиях B2C продукт может быть не настолько привлекателен.

Вечерний Тель-Авив

Учитывая, что огромное количество глобальных компаний имеют в Израиле свои R&D центры, много израильтян занимают высокие посты в этих глобальных компаниях именно по инновационной тематике. Если сделать разбивку по внешним и внутренним инновациям, видно, что больше программ нацелено на взаимодействие крупных корпораций со внешними стартапами и их решениями. В последние годы тема внутренних инноваций стала резко развиваться, появились сильные программы в корпорациях, которые нацелены на развитие предпринимательских компетенций и создание новых инновационных продуктов по стартап-методологиям с использованием передовых инструментов.

 

Продолжение следует….
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза