Forbes Council Владимир Сакович
11304
0

Рынок российских технологий как поле для инвестиций

Рынок российских технологий как поле для инвестиций
На сегодняшний день венчурный рынок российских технологий, оставаясь все еще небольшим, становится более интересен как внутренним, так и иностранным инвесторам. Так в 2019 году международные и российские стратегические инвесторы купили только Сколковских стартапов (через сделки M&A) более чем на 40 млрд рублей. Важно сказать, что речь идет именно о супервысокотехнологичных компаниях (NGnix, VOCORD, GTI, Syntacore), чей бизнес основан именно на уникальных технологиях, а не только на инновационной бизнес модели. Пожалуй, это самый удачный год с точки зрения «exit»-ов для российского хайтека. Интересно отметить, что в 2019 году наблюдался здоровый баланс в таких сделках между международным и российским капиталом. Так NGnix купили американцы (F5), а Vocord – китайцы (Huawei), в то время как GTI и Syntacore купили русские инвесторы (Zyfra Group и X-Holding, соответственно). Почему это важно? Во всем мире доходность инвестора от вложений в технологический рынок формируется как раз за счет последующих выходов.

В ближайшие годы мы ожидаем кратного роста сделок M&A с российскими стартапами, что существенно повысит интерес инвесторов к венчурном рынку в России. У этого тренда есть несколько драйверов:

  1. Стало намного больше зрелых стартапов, уже интересных корпоративным инвесторам с точки зрения стратегической покупки. Так, например, в Сколково число резидентов с выручкой более 100 млн. руб. за последние 3 года выросло в 3 раза!

  2. Многие российские корпорации, наконец, подошли к стадии развития, когда основной потенциал роста их бизнеса лежит в области инноваций – поэтому начинается реальная конкуренция за лучшие проекты.

  3. Нацпроект «цифровая экономика» ставит серьезные вызовы перед российским ИТ-бизнесом, требует от него способности решать одновременно комплексные и технологически прорывные задачи. Это приведет к консолидации многих разрозненных секторов цифрового рынка.


Кто инвестирует

Крупным инвестиционным фондам, как правило, не интересны проекты, у которых есть только идея. Поэтому инвесторами на предпосевной и посевной стадиях выступают бизнес-ангелы, инкубаторы, акселераторы или специальные посевные фонды. В этот момент объем вложений редко превышает 500 тыс. долларов. У бизнес-ангелов есть опыт инвестирования, деньги и связи. Мало кто знает, но Alibaba, Facebook, Gmail поднялись именно благодаря инвестициям бизнес-ангелов. Интересы российских ангелов – это биотехнологии, софт, медицинские технологии, производство и энергетика.

Для финансирования стартапов существуют и краудинвестинговые платформы. В США фаундеры идут искать лид-инвестора на AngelList, в России, к сожалению, подобных платформ не много, и они не являются заметными игроками на рынке венчурного капитала.

Существуют клубы инвесторов, например, НАБА. При Skolkovo Ventures существует клуб бизнес ангелов, который предлагает соинвестировать в российские стартапы вместе с фондом, часто с возможностью компенсации до 50% инвестиций бизнес-ангела через накопленный за 3 года НДФЛ в рамках соответствующей программы.

Когда стартап попадает на радар венчурного фонда, а это может происходить как через активный нетворкинг, так и через участие в различных питч-сессиях и акселераторах, венчурный инвестор скрупулёзно оценивает перспективность стартапа через несколько факторов:

Команда


Идеальная команда должна сочетать в себе коммерческие, продуктовые и технологические компетенции, то есть в идеале состоять из ученого, бизнесмена и технологического топ-менеджера, способного реализовать идею в грамотный софт. В мире таких команд немного, но это те компетенции, к которым нужно стремиться.

Продукт и бизнес-модель


Лучший маркетинговый инструмент – это качественный продукт. Согласно концепции Job-To-Be-Done, продукт или услуга должны удовлетворять актуальные потребности людей и бизнеса. Чем больше таких людей или бизнес-клиентов, тем больше компания приносит пользы своей деятельностью. При этом компания должна расти: демонстрировать одновременное увеличение доходов, продаж, количества покупателей и высокое значение рентабельности. Венчурные фонды редко когда рассматривают проекты с темпами роста выручки менее 100% в год.

Рынок и продажи


Для инвестора наиболее привлекателен тот стартап, продукт которого востребован целевой и при этом платежеспособной аудиторией. Инвестору важно снизить свои риски на этапе вхождения в проект. Безусловно, самым надежным индикатором, что проект востребован, является растущая выручка.

Для B2B показательно заключение контрактов на интеграцию продвигаемого продукта. Для сферы маркетинга, медиа и клиентских интернет-сервисов привлечение реальных пользователей должно составлять не менее 6% в неделю. Если бизнес-идея затрагивает выпуск конкретной продукции (hardware стартапы), обязательным условием будет наличие действующего прототипа и положительная оценка у потребителя.

Оценивая целевой рынок, инвестор обратит внимание на тип рынка (география, развитость, сегментированность, темп роста, концентрация ключевых игроков), размер. Так, израильский стартап Wix (конструктор сайтов) изначально стремился создать глобальный продукт и первым делом вышел на рынок США. Израильская компания Razor Labs, разрабатывающая AI-технологии для бизнеса, выбрала Австралию первым рынком для экспансии. Российский проект NGnix сразу был построен как международная компания. Есть вариант с построением проекта на локальном рынке, который охватывает огромный целевой сегмент, - это всем известный ресурс HeadHunter. Значимым шагом для отрасли в 2019 году стал экзит HeadHunter; вскоре после размещения на американской бирже компания была оценена более чем в миллиард долларов. Кроме того, инвесторы будут оценивать уровень конкуренции, доступ к рынку (юридические и технологические барьеры, доступность клиентов, коммерческие барьеры).

Финансовая модель


На ранних стадиях жизнедеятельность стартапа обеспечивают FFF (friends, fools, family), эта категория инвесторов берет все ключевые риски запуска стартапа и прохождения им «долины смерти». На этом этапе важно построить хотя бы приблизительный финансовый план, чтобы понимать когда понадобится следующий раунд финансирования. Начинать процесс поиска инвестиций нужно за 6-9 месяцев прежде, чем начнут заканчиваться деньги. Важно, чтобы проект понимал процесс и не приходил в венчурный фонд слишком поздно.

Юридические риски


Инвестору нужны и правовые гарантии. Венчурные фонды всегда делают детальный Due Diligence всех предыдущих операций стартапа, проверяет, что все отношения с работниками узаконены, интеллектуальные права правильно оформлены, налоги уплачены, отношения с контрагентами оформлены с помощью хозяйственных договоров.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза