AgriFood tech - итоги 2019 года
На днях ведущий отраслевой ресурс Agfunder опубликовал итоговый отчет по венчурным инвестициям в Agri&Foodtech за 2019 год. Самое время подвести итоги прошлого года и напомнить об основных событиях.
Основные цифры
- Инвесторы и стартапы заключили 1858 сделок на сумму $19.8 млрд (-5% к 2018 году), в том числе $12 млрд в категории Food и $7.6 млрд в категории Agri. Несмотря на снижение за год, рынок вырос с 2016 года в 2,3 раза и является динамичным сегментом венчурного рынка.
- При этом в 2019 году было заключено 3 мега-сделки ($500млн+):
- $1 млрд Rappi (платформа по доставке еды, продуктов питания и других товаров в Латинской Америке, инвестор Softbank),
- $940 млн Nuro (роботизация доставки США, инвестор Softbank),
- $700 млн MissFresh (китайская сеть продуктовых супермаркетов с гибридной моделью онлайн+оффлайн, инвестор Tencent)
Результаты по сегментам
- В прошлом году на 56% сократились венчурные инвестиции в сегмент ресторанных маркетплейсов, в том числе за счет охлаждения азиатских рынков и крупных раундов в 2018 году, которые не повторились в 2019. Но сумма инвестиций $2.3 млрд все еще очень большая
- В сегменте eGrocer ($3.9 млрд), онлайн доставка продуктов, доминируют стартапы из Китая и Индии. Так, Alibaba инвестировал в раунд F индийской BigBasket на $150 млн. Её конкурент Grofers привлек суммарно $290 млн от инвесторов по главе с Softbank. Европейский Picnic, доставляющий продукты из супермаркетов по модели Instacart, привлек $275 млн. Американский Brandless недавно объявил о закрытии, хотя в 2018 году поднял раунд в $240 млн от Softbank на построение альтернативы Amazon.
- Активно развивался новыйсегмент — Инфраструктура темных кухонь и доставки последней мили, показав $3.2 млрд инвестиций. Помимо Rappi и Nuro, лидерами фандрейзинга стали Glovo ($336 млн, испанский аналог Rappi) и Cloud kitchens ($400 млн, инфраструктура для темных кухонь основателя Uber Трэвиса Каланика).
- Вторая половина 2019 года оказалась очень активна на рынке Agritech. Успешное IPO компании Beyond Meat и очередной раунд Impossible Foods ($300 млн) способствовали росту количества ранних сделок в сегменте Альтернативный протеин и суммарным инвестициям в $1 млрд (+95%) на 158 сделок.
- Успехи французского производителя белка из насекомых Ynsect ($125 млн) и новые раунды вертикальных ферм Aerofarms и Infarm (по $100 млн) помогли росту сегмента Инновационных ферм: $745 млн (+25%) и 75 сделок.
- Сегменты программного обеспечения / интернета вещей для ферм и агро маркетплейсов развиваются поступательно, без прорывов. Спутниковая компания Planet Labs подняла раунд D на $168 млн, а несколько дроновых стартапов ушли из агро из-за сложности с построением продукта. Маркетплейс Producer Pay, который финансирует фермеров, привлек долговое финансирование на $205 млн. Ninjacart, помогающий индийским фермерам продать урожай в ритейл, сумел привлечь раунд С на $100 млн.
Инвесторы и выходы
- Рынок Agri&Food становится менее экзотичным для широкого круга инвесторов, в том числе для крупных Softbank и Temasek. Лидером по количеству сделок остаются фонд S2G Ventures с 22 сделками, а также Anterra Capital и фонд Agfunder. На стадии акселератора активны YCombinator, 500startups, а также отраслевой акселератор SOSV.
- Выходы путем M&A или IPO по-прежнему являются редким явлением, особенно в Agritech. Помимо вIPO Beyond Meat, случилось всего одно IPO (Biotech Sciences) и небольшие M&A сделки, где лидером был рынок доставки из ресторанов: DooDash купил Caviar за $410 млн, Waitr купил BiteSquad за $321 млн. Кроме того, Сингента приобрела украинский Cropio.
- Калифорния остается ведущим рынков для стартапов в Agri&Food, но в 2019 году Европа показала 2-кратный рост до $3.3 млрд, Латинская Америка также показала опережающий рост.
Что в России?
- Россия традиционно не входит в число рынков, которые активно покрывает Agfunder. По крайней мере, Россия не вошла в топ-20, в которой присутствуют Аргентина, Австралия и Япония с инвестициями ~$100 млн за 2019 год
- Из российских венчурных сделок 2019 года можно вспомнить:
- $10 млн в Самокат от ПИК VC,
- $10 млн (оценка) в Кухню на районе от того же ПИК VC и Сергея Солонина,
- $1млн Ifarm от Gagarin Capital и других инвесторов,
- $3–5 млн сделка по покупке 25% Агросигнал производителем удобрений Уралхим (частичный exit для ФРИИ)
- $8 млн (500 млн рублей) в Instamart от MRG, стратегическая инвестиция для СП MRG и Сбербанка
- $2 млн вложил агротех фонд Fuel for Growth компании ЭФКО в израильский фонд Newtrition
- Несколько небольших ангельских раундов до $1млн, например, Food Hide привлек инвестиции на площадке United Investors - Даже с учетом корпоративных инвестиций сумма не превышает $100 млн, а России по праву занимает место за пределами первой двадцатки.