Прибыльно в России: можно ли заработать, если бизнес связан с производством
По данным консалтингового агентства FinExpertiza, в 2018 году на одну открывшуюся компанию пришлось две закрывшиеся. Как обстояли дела у предприятий малого и среднего бизнеса в 2019 году, аналитики еще не подсчитали, однако надеяться на улучшение ситуации не приходится. Несмотря на успехи крупных российских компаний на отечественном фондовом рынке, работа более мелких предпринимателей осложняется давно знакомыми проблемами: непомерной налоговой нагрузкой, нестабильностью рубля, недостатком подходящего оборудования на производствах и так далее.
Если в условных США бизнес может позволить себе долго жить без прибыли за счет инвестиций, например убыточные Uber или Slack, не говоря о многочисленных стартапах Кремниевой Долины, которые «проедают» деньги инвесторов, то на отечественном рынке компания без прибыли отталкивает инвестора. Поэтому задача российского предпринимателя: как можно быстрее вывести свою компанию на прибыль, чтобы не разориться в первый же год, привлечь инвесторов и расти дальше. Предпринимателю, чей бизнес завязан на производстве, достичь этой цели сложнее. У бизнесмена-производителя к стандартным проблемам с налоговой и ценообразованием добавляются проблемы с сырьевыми ресурсами, фабриками, стоимостью работ и размером партий, которые чаще гораздо больше, чем нужно малому бизнесу, а значит, произведенный товар (и замороженные в нем деньги) может надолго залечь на складе в ожидании распродажи.
Стоит учитывать факторы, важные для любого предпринимателя, а также специфику производств в России. В первую очередь, сократить издержки — расходы на офис, ремонт, сотрудников (до первой прибыли точно можно обойтись без секретарей). В случае, если компания ориентирована на оптовые поставки по регионам, расходы на аренду офиса вовсе избыточны — коммуникации с оптовыми клиентами проходят в удаленном режиме. У производства фингербордов «Турбо» оптовые клиенты появились в первый же месяц работы — в 2006 году. Однако как основатель я ничего не зарабатывал, потому что арендовал дорогое помещение в Москве, поклеил в офисе модные обои и зарегистрировал компанию как общество с ограниченной ответственностью — такая форма регистрации ведет к более высокому налогообложению. За этот опыт пришлось буквально заплатить из своего кармана — со временем я зарегистрировался индивидуальным предпринимателем и съехал из офиса. Самая высока прибыль у компании была в тот период, когда у «Турбо» не было представительства в Москве.
На выручку влияет месторасположение подходящего производства для товара предпринимателя: территориально удобнее, когда партнерская фабрика находится в соседнем городе, однако дешевле производить товары в Китае или Тайване. Несмотря на то, что уровень зарплат работников фабрик в Китае превышает российский, сотрудничать с азиатскими производственными предприятиями по-прежнему выгоднее. Этому способствуют исторически сложившееся более удобное расположение самих фабрик и профильных рынков, более развитая транспортная инфраструктура, конкуренция и большее количество профессиональных кадров в каждой отрасли производства.
Если бизнес связан с пищевыми продуктами, наладить производство лучше в России, ведь скоропортящийся товар может не успевать доехать из-за границы. Но не стоит пытаться самостоятельно создать производственное предприятие — некрупному бизнесу дешевле отдать производство товара на аутсорсинг.
Если компания уже на той стадии, когда финансово становится выгоднее сделать свое небольшое производство, чем платить стороннему партнеру, к покупке оборудования нужно подойти с умом. Станки отечественного производства привлекательные по цене, однако по качеству сильно уступают зарубежным. Проблемы с качеством товара создадут дополнительные расходы, что только отдалит компанию от выхода на прибыль.
Обращать внимание стоит на подержанное оборудование зарубежного производства. Присмотреться можно к советскому оборудованию, если оно подходит для бизнеса — такие станки работают вечно. Помещение под производство лучше выбирать с хорошим отоплением — так проще найти подходящие кадры, и теплые станки работают лучше, чем холодные.
Первое производственное помещение «Турбо» было организовано в Москве — такой выбор местоположения стал еще одной предпринимательской ошибкой. Цены на аренду и оплату труда сотрудников в столице сильно отличаются от региональных. Поэтому в 2008 году я перевез производство в город Орел — стоимость аренды помещения в 100 м² составила 10 тысяч рублей в месяц. Это помогло существенно сэкономить. Оборудование для сноубордов — пневматические прессы и ЧПУ-станки — сконструировал самостоятельно, пригодилось инженерное образование. Этот вариант не всем подойдет, однако может помочь сократить траты на производственную линию: один пневматический пресс стоит около 3 млн рублей, тогда как мне удалось собрать его, потратив на детали 300 тысяч рублей. Всего на старте производства было необходимо пять станков, таким образом я сэкономил около 13 млн рублей.
Часто большой процент от себестоимости товара составляет сырье. По возможности, зарубежные материалы стоит заменить на отечественные без потери качества — их более низкая цена поможет снизить конечную цену на продукт. Также не нужно закупать сырья в пять или десять раз больше, чем необходимо в ближайшее время. Остатки сырья — это замороженные средства, которые могли бы работать и приносить доход, а не лежать на складе.
Если сырье можно закупать и довозить быстро, например, оно производится в этой же стране, стоит приобретать его столько, сколько нужно для производства на следующий месяц.
В производстве сноубордов «Турбо» используются отечественные клей и парафин, однако найти подходящие по качеству материалы не удалось. Чтобы уменьшить себестоимость товаров, я привлек научно-исследовательские институты, которые помогли мне вывести подходящую формулу материалов. В 2019 году траты на исследовательскую деятельность составили около 1 млн рублей, но они окупаются более низкой стоимостью собственных материалов в сравнении с зарубежными.
Экономия на расходах — эффективный метод для получения большей прибыли, однако на некоторых этапах производства лучше потратиться больше. Например, при работе и с b2с и с b2b-клиентами важна упаковка — чем она презентабельнее, тем больше запоминается потребителям. Товары из разных линеек можно продавать в разных упаковках с разной ценой — своего рода маркетинговый ход, который также помогает быстрее выйти на прибыль.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Если в условных США бизнес может позволить себе долго жить без прибыли за счет инвестиций, например убыточные Uber или Slack, не говоря о многочисленных стартапах Кремниевой Долины, которые «проедают» деньги инвесторов, то на отечественном рынке компания без прибыли отталкивает инвестора. Поэтому задача российского предпринимателя: как можно быстрее вывести свою компанию на прибыль, чтобы не разориться в первый же год, привлечь инвесторов и расти дальше. Предпринимателю, чей бизнес завязан на производстве, достичь этой цели сложнее. У бизнесмена-производителя к стандартным проблемам с налоговой и ценообразованием добавляются проблемы с сырьевыми ресурсами, фабриками, стоимостью работ и размером партий, которые чаще гораздо больше, чем нужно малому бизнесу, а значит, произведенный товар (и замороженные в нем деньги) может надолго залечь на складе в ожидании распродажи.
Как сделать бизнес на производстве прибыльным?
Стоит учитывать факторы, важные для любого предпринимателя, а также специфику производств в России. В первую очередь, сократить издержки — расходы на офис, ремонт, сотрудников (до первой прибыли точно можно обойтись без секретарей). В случае, если компания ориентирована на оптовые поставки по регионам, расходы на аренду офиса вовсе избыточны — коммуникации с оптовыми клиентами проходят в удаленном режиме. У производства фингербордов «Турбо» оптовые клиенты появились в первый же месяц работы — в 2006 году. Однако как основатель я ничего не зарабатывал, потому что арендовал дорогое помещение в Москве, поклеил в офисе модные обои и зарегистрировал компанию как общество с ограниченной ответственностью — такая форма регистрации ведет к более высокому налогообложению. За этот опыт пришлось буквально заплатить из своего кармана — со временем я зарегистрировался индивидуальным предпринимателем и съехал из офиса. Самая высока прибыль у компании была в тот период, когда у «Турбо» не было представительства в Москве.
На выручку влияет месторасположение подходящего производства для товара предпринимателя: территориально удобнее, когда партнерская фабрика находится в соседнем городе, однако дешевле производить товары в Китае или Тайване. Несмотря на то, что уровень зарплат работников фабрик в Китае превышает российский, сотрудничать с азиатскими производственными предприятиями по-прежнему выгоднее. Этому способствуют исторически сложившееся более удобное расположение самих фабрик и профильных рынков, более развитая транспортная инфраструктура, конкуренция и большее количество профессиональных кадров в каждой отрасли производства.
Если бизнес связан с пищевыми продуктами, наладить производство лучше в России, ведь скоропортящийся товар может не успевать доехать из-за границы. Но не стоит пытаться самостоятельно создать производственное предприятие — некрупному бизнесу дешевле отдать производство товара на аутсорсинг.
Если компания уже на той стадии, когда финансово становится выгоднее сделать свое небольшое производство, чем платить стороннему партнеру, к покупке оборудования нужно подойти с умом. Станки отечественного производства привлекательные по цене, однако по качеству сильно уступают зарубежным. Проблемы с качеством товара создадут дополнительные расходы, что только отдалит компанию от выхода на прибыль.
Обращать внимание стоит на подержанное оборудование зарубежного производства. Присмотреться можно к советскому оборудованию, если оно подходит для бизнеса — такие станки работают вечно. Помещение под производство лучше выбирать с хорошим отоплением — так проще найти подходящие кадры, и теплые станки работают лучше, чем холодные.
Первое производственное помещение «Турбо» было организовано в Москве — такой выбор местоположения стал еще одной предпринимательской ошибкой. Цены на аренду и оплату труда сотрудников в столице сильно отличаются от региональных. Поэтому в 2008 году я перевез производство в город Орел — стоимость аренды помещения в 100 м² составила 10 тысяч рублей в месяц. Это помогло существенно сэкономить. Оборудование для сноубордов — пневматические прессы и ЧПУ-станки — сконструировал самостоятельно, пригодилось инженерное образование. Этот вариант не всем подойдет, однако может помочь сократить траты на производственную линию: один пневматический пресс стоит около 3 млн рублей, тогда как мне удалось собрать его, потратив на детали 300 тысяч рублей. Всего на старте производства было необходимо пять станков, таким образом я сэкономил около 13 млн рублей.
Часто большой процент от себестоимости товара составляет сырье. По возможности, зарубежные материалы стоит заменить на отечественные без потери качества — их более низкая цена поможет снизить конечную цену на продукт. Также не нужно закупать сырья в пять или десять раз больше, чем необходимо в ближайшее время. Остатки сырья — это замороженные средства, которые могли бы работать и приносить доход, а не лежать на складе.
Если сырье можно закупать и довозить быстро, например, оно производится в этой же стране, стоит приобретать его столько, сколько нужно для производства на следующий месяц.
В производстве сноубордов «Турбо» используются отечественные клей и парафин, однако найти подходящие по качеству материалы не удалось. Чтобы уменьшить себестоимость товаров, я привлек научно-исследовательские институты, которые помогли мне вывести подходящую формулу материалов. В 2019 году траты на исследовательскую деятельность составили около 1 млн рублей, но они окупаются более низкой стоимостью собственных материалов в сравнении с зарубежными.
Экономия на расходах — эффективный метод для получения большей прибыли, однако на некоторых этапах производства лучше потратиться больше. Например, при работе и с b2с и с b2b-клиентами важна упаковка — чем она презентабельнее, тем больше запоминается потребителям. Товары из разных линеек можно продавать в разных упаковках с разной ценой — своего рода маркетинговый ход, который также помогает быстрее выйти на прибыль.