Forbes Council Наталья Ненашева
1559
0

Как построить безопасную модель ИТ-бизнеса, чтобы не иметь проблем с налоговой

За более чем 18 лет работы с ИТ-бизнесменами я заметила, что несмотря всю креативность и визионерство, когда речь заходит о непрофильных процессах – они начинают откровенно «плавать». Например, ежегодно перед отчетным периодом ко мне приходят бизнесмены и просят помочь «разгрести» то, что «наворотил» их сбежавший бухгалтер, работавший на полставки. На вопрос, почему сразу не обратились в профильную аутсорсинговую компанию, я часто слышу, что если считать затраты на удаленного специалиста и затраты на аутсорс, то последний выходит дороже.

Меня удивляет, почему люди, способные создавать сложнейшие устройства и программы, не могут правильно посчитать и сопоставить стоимость наемного дешевого (читай – низкоквалифицированного) труда и профильного аутсорса. Я не говорю, что это исключительно «болезнь» ИТ-компаний. Просто именно для ИТ-сферы государство предлагает большое количество налоговых льгот, но они очень редко ими пользуются, потому что… пытаются сэкономить. Многие предприниматели, чьим профилем не являются финансы и бухгалтерия, сопоставляют зарплату удаленного бухгалтера и стоимость аутсорсинговой компании в месяц. Естественно, последняя смотрится не так выгодно, особенно в условиях тотального демпинга и дешевой рабочей силы из регионов. Но, если смотреть глубже и правильно сравнивать затраты, то все выглядит намного сложнее, чем кажется.

Бухгалтер, работающий на «удаленке», как правило ведет сразу несколько компаний и у него не хватает времени и мотивации постоянно следить за всеми изменениями законодательства, появившимися послаблениями и льготами, возможностями для возврата части налогов. Зачем ему тратить лишнее время и заполнять бумаги, чтобы компания сэкономила несколько миллионов или десятков миллионов рублей? Ему надо поскорее «закрыть» свой фронт работы, получить оплату и идти дальше. Когда становится слишком сложно – такой бухгалтер может легко уйти, оставив после себя «выжженную пустыню», восстанавливать которую придется уже за совсем другие деньги.

Профильная аутсорсинговая компания за счет фокусировки на своих специфических задачах, обеспечивает низкую себестоимость и высокую эффективность работы. На вас работает не один обезличенный человеко-робот, а целая команда узкоспециализированных профессионалов. Вы не оплачиваете «по полной» налогового консультанта, который ежедневно погружается в налоговый кодекс, чтобы найти для вас выгодное решение, не платите за кучу лицензионных программ, без которых невозможна работа грамотных специалистов. За умеренную стоимость вы получаете «подкованных» юристов и аудиторов, которые способны в сложном случае спасти бизнес от банкротства или чего похуже. По цене одного крутого специалиста вы нанимаете целую команду крутых специалистов.

Еще необходимо учитывать затраты такого ценного ресурса, как время. Собственник компании, основной профиль которого – создавать «железо» или писать программы, начинает тратить время на подбор, собеседования, контроль, то есть, по сути, – заниматься не своим делом. Он отвлекается от своих главных задач – создания качественного продукта, общения с клиентами и инвесторами, маркетинговой стратегии и т. д. Более того, это не только затратно по времени и неэффективно, но и опасно: собственник несет ответственность за все финансовые операции в компании, а значит любая пропущенная ошибка может дорого обойтись.

Экономия должна быть экономной

Еще одна «боль» ИТ-бизнеса (и не только) – необходимость платить налоги. В сфере технологий все меняется молниеносно и чтобы вырасти или просто остаться на плаву – необходимо постоянно вкладывать деньги в развитие бизнеса. К нам приходят компании, которые за несколько лет выросли в выручке до 100, 200 млн и более, но чистой прибыли после уплаты налогов и текущих расходов не хватает даже на закупку нового оборудования, не говоря уже о найме дополнительного персонала. Приходится экономить на всем и тормозить в развитии, уступая клиентов российским и зарубежным гигантам.

Анализируя положение подобных компаний, я вижу, какие огромные суммы они могли сэкономить за эти годы, причем совершенно легальным способом. Поэтому необходимо еще на этапе становления уделить пристальное внимание налоговому и бухгалтерскому учету. В 9 из 10 случаев, когда представители ИТ-бизнеса обращаются в профильные аутсорсинговые организации за оптимизацией налоговых расходов, удается сэкономить до 30% от выручки. Например, у нас есть клиент, выручка которого составляет 250 млн рублей, а чистая прибыль до оптимизации – всего 14,5 млн. После проведенной оптимизации чистая прибыль выросла до 92 млн. В итоге сумма уплаченных компанией налогов и социальных выплат сократилась на 72,8 млн рублей. Это деньги, которые можно вложить в развитие без кредитов и заемных инвесторских средств.
Примерно столько теряют предприниматели из сферы ИТ, не пользуясь всеми налоговыми льготами, которые так щедро положены им государством.

Налоговая оптимизация

Еще одна большая ошибка – попытка сэкономить на расходах, работая «в чёрную». Если вы не в состоянии поддерживать нормальное существование компании без нелегальных схем, представьте сложности, с которыми вам придется столкнуться, когда по этим схемам уже нельзя будет работать? С каждым годом таких схем становится все меньше, а это значит – чем раньше вы «обелите» бизнес, тем проще вам будет в дальнейшем. Об этом прямо говорит недавно назначенный на пост главы ФНС  Даниил Егоров: «Ключевое – не собрать больше налогов, а обелить рынок, сделать налогоплательщика законопослушным и создать удобную модель». ИТ-компании, которые находятся на основной системе налогообложения, зачастую прибегают к использованию так называемого «Бумажного НДС». Однако, работая по такой схеме, они не застрахованы от несвоевременной подачи налоговой декларации компанией-«однодневкой», а это приводит к возникновению «разрывов» и пристальному вниманию со стороны налоговой, вплоть до возбуждения уголовного дела.

Опять же, используя «мутные» схемы, можно упустить совершенно легальные возможности, предоставляемые государством.

«Слабое место» большинства ИТ-бизнесменов – недостаточный акцент на планировании и бюджетировании бизнес-процессов, постановке управленческого учета. Если бы предприниматели тратили на планирование и бюджетирование то же время, силы и средства, что и на построение различных схем ухода от налогов, они бы стали намного богаче и успешнее своих конкурентов.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза