Forbes Council Алексей Левинский
1021
0

Спортивный маркетинг: что с ним происходит сейчас и ожидает в будущем

Спортивный маркетинг: что с ним происходит сейчас и ожидает в будущем
В прошлом году можно было сказать, что рынок спортивного маркетинга — один из немногих, не ощутивших потрясений с точки зрения бюджетов. Сейчас ситуация кардинально изменилась, поэтому в 2026 году предпосылок для увеличения бюджетов нет. Значимая проблема спортивного маркетинга заключается в достижении потолка стоимости маркетингового инвентаря. Каковы причины этого явления, какой ландшафт рынка сегодня и с чем сталкиваются компании?

Уже в конце прошлого года участники рынка сходились во мнении, что рынок спортивного маркетинга перегрет. При этом стоимость контрактов и медиапланов продолжала уверенно расти. Сейчас закупка медийного инвентаря стала более точечной с акцентом на сложную сегментацию и таргетинг. Рынок насытился имеющимся инвентарем, его рост замедлился, появилось много свободных спонсорских активов, что еще год назад казалось невозможным.

Стагнация и ее причины


Сегодня спортивный маркетинг скорее стагнирует, чем растет. Падения нет, но и динамики прошлых лет уже не наблюдается. Развитие отрасли ограничивают сразу несколько ключевых факторов.

  1. Стагнация букмекерского рынка. Показатели 2025 года существенно ниже линии тренда, который прогнозировали ранее, исходя из динамики 2023–2024 годов. За первые девять месяцев 2024 года сумма ставок выросла на 50% относительно девяти месяцев 2023 года, а в 2025 году относительно 2024 года — только на 11%. В исследовании Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ) и Единого центра учета переводов ставок букмекерских контор и тотализаторов (ЕЦУПИС) говорится, что в 2023–2024 годах в отрасли наблюдался устойчивый рост (это выражалось в ежеквартальном увеличении суммы принятых ставок и увеличении валового игрового дохода букмекеров), а в 2025 году динамика изменилась — квартальные суммы принятых ставок в 2025 году ни разу не превысили показатель 4-го квартала 2024 года.

  2. Снижение индекса потребительских расходов. По данным «СберИндекса» видно, что их динамика продолжала ухудшаться в течение 2025 года. Причем в части расходов на развлечения снижение очень существенное — двукратное по состоянию на октябрь в сравнении с мартом.

  3. Жесткие денежно-кредитные условия. Высокая ключевая ставка на уровне 17–21% в первой половине года снизила выдачу кредитов населению, что привело к уменьшению прироста денежных средств в экономике страны. Снижение реальных доходов населения повлияло на потребительское поведение людей, для которых ставки на спорт являются развлечением, а не услугой первой или второй необходимости.


Все это усугубляется отсутствием российских спортсменов на международной арене, снижением просмотров, рейтингов, вовлеченности и других медийных показателей, трендом на короткий контент, который вытесняет привычные форматы матчевых трансляций.

При этом в целом по миру наблюдается тренд на рост потребления спортивного контента. В России же он осложняется отсутствием международной арены и возможности болеть за своих. Болельщик все реже смотрит трансляции спортивных событий, которые ему симпатичны, просматривая только матчи своей любимой команды. Такое поведение напрямую влияет на рейтинги, потребление спортивного контента аудиторией и другие медийные показатели.

Ландшафт рынка сегодня


Несмотря на стагнацию, структура рынка практически не изменилась по сравнению с прошлым годом. Спортивный маркетинг остается медийной территорией для всех брендов, кроме букмекерских компаний, для которых такой инструмент — это сочетание медийных и перформанс-каналов.

Компании банковского сектора, ретейла или e-commerce не подписывают контракты ради CRM-опций и прямой коммуникации с болельщиками — подобные инструменты существуют, но используются ограниченно. Для них основной фокус — это медийные возможности.

Для букмекерских компаний такие медийные каналы, как спонсорство, телевидение, блогеры и новые медиа, формируют знание и органику, а перформанс-каналы дают прямой трафик на продукт (например, конверсионная диджитал-реклама). И главная задача здесь — сохранять баланс между узнаваемостью и эффективностью.

С момента легализации букмекерского рынка компании этой отрасли были и остаются основными игроками спортивного маркетинга. Они тратят десятки миллиардов рублей на спонсорские проекты, покупают значительный объем медийной рекламы на спортивных сайтах и телеканалах. Подтверждением этому является и масштаб интеграций — сегодня почти не осталось футбольных клубов РПЛ или хоккейных команд КХЛ, которые не имели бы контрактов с букмекерскими компаниями. По данным РБ, только клубы РПЛ в сезоне-2025/2026 получат от букмекеров более 7,3 млрд рублей.

Это демонстрирует, что рынок спортивного маркетинга в России во многом зависит от состояния букмекерского сектора. Поэтому в периоды законодательных ограничений или усиления налоговой нагрузки букмекеры неизбежно корректируют расходы на медийные и спонсорские активности, что, в свою очередь, напрямую влияет на весь рынок спортивного маркетинга.

Развитие, но не рост


Клубы и лиги повышают качество работы с болельщиками. Уже сейчас количество ярких и успешных проектов увеличивается, и не всегда они реализуются только командами из РПЛ или КХЛ. Одним из таких примеров является ребрендинг ФК «Челябинск» из Первой лиги (с июля 2025 года — Лига PARI) — акцент на минимализм, небесно-голубые цвета и общее позиционирование бренда меняют стереотипное восприятие города, показывая его многообразие и культурные стороны. Вероятнее всего, этот тренд получит развитие в 2026 году.

Из желаемого для спонсоров — формирование тренда на персонализацию и работу с уникальным опытом болельщика. Если рынок ощущает, что внимание болельщиков уходит, взаимодействие с целевой аудиторией должно стать более адресным и формирующим вовлеченность.

Конечно, полностью оптимистичный взгляд в будущее невозможен. Стоит ожидать, что многие бренды будут пересматривать расходы на спортивный маркетинг в 2026 году. И пока индустрия спорта не создала сильный и конкурентный продукт, сложно представить значительный рост в условиях экономической неопределенности.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза