Forbes Council Алексей Галахов
841
0

Защита культурных ценностей: как устроено современное страхование искусства

Защита культурных ценностей: как устроено современное страхование искусства
Произведение искусства  это и культурная ценность, и дорогостоящий актив, требующий профессиональной защиты и управления. Поэтому его страхование необходимо любому владельцу: музею или частному коллекционеру. По оценкам аналитиков, глобальный рынок страхования искусства к середине 2030-х может вырасти до $7,2 млрд. При этом около 58% всех договоров страхования приобретают частные коллекционеры, для которых искусство все чаще становится важным направлением инвестиций. В России рынок искусства вырос в 2024 году на 16% и достиг $114 млн. Вложения в антиквариат, картины и скульптуры диверсифицируют инвестиционный портфель, так как не зависят от фондового рынка.

Особенности страхования искусства и антиквариата


Мировой стандарт страхования искусства построен по принципу «от гвоздя до гвоздя». Это означает, что полис действует с момента, когда картина снята со стены музея, и до ее возвращения на нее. Страховщики создают договоры, учитывающие все детали уникальных объектов: материал, возраст, авторство, состояние, условия хранения. Полисы охватывают широкий спектр рисков: кражи и вандализм, пожар и стихийные бедствия, повреждения во время транспортировки или реставрации.

Самым безопасным видом транспортировки произведений искусства является самолет, а вот менее надежным — автоперевозки. При этом, как показывает практика, основной риск связан не с транспортом, а с человеческим фактором: картину могут уронить, повредить, нарушить условия хранения или даже отправить не по тому маршруту.

Иногда, конечно, встречаются примеры и арт-вандализма. В 2022 году экоактивисты залили томатным супом картину «Подсолнухи» Ван Гога в Национальной галерее Лондона. К счастью, холст был защищен специальным стеклом, повреждение получила только рама, а сам шедевр нидерландского живописца не пострадал.

Как оценивается коллекция и от чего зависит тариф?


Многие владельцы, особенно частные коллекционеры, испытывают сложности с точной оценкой стоимости произведений. На деле страховая сумма часто зависит от экспертной оценки, а не от того, что могло бы быть выручено на аукционе. Это значит, что без регулярной переоценки и пересмотра условий у коллекций может быть недостаточная защита, особенно если рынок искусства активно растет. Независимые эксперты учитывают рыночную стоимость объекта, его уникальные характеристики, авторство, возраст и текущую сохранность.

Что касается музейных коллекций, страховая сумма определяется фондово-закупочной комиссией музея-владельца. Для картин «первого ряда» речь может идти о миллиардах рублей. Ключевым фактором, влияющим на формирование страховой суммы, является география перевозки и в первую очередь криминогенная обстановка в стране назначения.

Реальные кейсы


У «Ингосстраха» накоплен огромный опыт в страховании музейных ценностей: коллекций Третьяковской галереи, Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Компания работает с музеями на протяжении десятилетий, а совместные проекты с Третьяковской галереей охватывают все ключевые выставки на территории России и за рубежом. Так, в этом году «Ингосстрах» «от гвоздя до гвоздя» обеспечил страховую защиту всем картинам выставки Третьяковской галереи «Илья Репин. Энциклопедия русской жизни», которая прошла в Китае.

Надежность любого страховщика проверяется в критических ситуациях. В 2001 году во время перевозки на выставку в Хьюстон было повреждено полотно Рембрандта «Портрет пожилой женщины». «Ингосстрах» организовал перелет реставратора из Пушкинского музея для устранения повреждений, а также выплатил музею один миллион долларов. Эта сумма покрыла как стоимость восстановления шедевра, так и потерю его оценочной стоимости.

Еще один страховой случай был связан с балетными костюмами, которые вывозил во Францию один российский музей. По окончании выставки платья вернулись с повреждениями — они были проедены молью. «Ингосстрах» возместил ущерб музею, оплатив реставрацию костюмов.

Современные вызовы


В мировой практике с учетом глобальных климатических изменений все больше страховщиков вводят специальные устойчивые к изменению климата (climate-resilient) программы: защита от пожаров, наводнений, изменения условий хранения и транспортировки.

Кроме того, рынок искусства стремительно оцифровывается: онлайн-продажи, NFT, дистанционные сделки и аукционы. Все эти новшества требуют своих страховых продуктов с покрытием цифровых арт-объектов, логистики, онлайн-хранения и доказательства подлинности.

Рынок страхования искусства имеет свои специфические черты, поэтому коллекционерам нужно тщательно подходить к вопросу защиты. Страхование — признанный инструмент сохранения культурной и финансовой ценности искусства. Составленный ненадлежащим образом договор страхования, неверная оценка, отсутствие покрытия важнейших рисков — все это может привести к убыткам и серьезным репутационным последствиям.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза