Forbes Council Михаил Сродных
240
0

Путь сеньоров: почему вместо найма компании начинают воспитывать сотрудников

Путь сеньоров: почему вместо найма компании начинают воспитывать сотрудников
С 1 сентября в России стартуют две программы для подготовки «сеньоров» с условными названиями «Топ-ИТ» и «Топ-ИИ». Это еще одна из инициатив, которая должна снизить дефицит IT-специалистов. Об этом в начале июля рассказал замминистра цифрового развития Сергей Кучушев на заседании общественного совета при Минцифры.

Оборот «еще одна из инициатив» не стоит воспринимать как оценку — негативную или позитивную — предыдущих идей министерства. Это констатация факта, что для государства и для бизнеса подготовка кадров — ключевая задача уже не первый год.

Она трансформируется, как и российская экономика, под влиянием ускоренной цифровизации, усложнения процессов и продуктов. Дефицит IT-сотрудников, ставший следствием бурного внедрения технологий, уже нельзя закрыть простыми курсами подготовки начинающих инженеров или «джунов». Таким решение виделось еще пару-тройку лет назад. Однако данные рынка труда показывают: потребность в новичках снижается, тогда как спрос смещается в сторону специалистов более высокого уровня — не только старших разработчиков или «сеньоров», но хотя бы специалистов среднего звена, так называемых «мидлов».

Как «джуны» стали «богатыми айтишниками»


Стоит признать, что компании уже давно активно и добровольно вкладываются в образовательные инициативы. Дополнительным фактором для таких инвестиций стал рост зарплат и запросов со стороны джунов, что проявилось в меме про мужа айтишника, так что во многих СМИ вышли материалы о том, как и зачем выходить замуж за специалиста из IT-отрасли. Ведь даже начинающие специалисты стали получать зарплату выше среднего уровня в экономике в целом. Гонка зарплат в попытке набрать сотрудников не устраивала большинство IT-компаний, поэтому многие из них предпочли отказаться от массового набора с рынка и перешли на подготовку кадров.

Поэтому теперь каждая крупная IT-компания сотрудничает с университетами и институтами, участвует в разработке учебных программ, проводит стажировки. Это позволяет значительно закрыть спрос на джунов. Даже новое требование к крупным аккредитованным IT-компаниям отчислять не менее 5% от налоговых льгот на образование, которое скоро вступит в силу, существенно не поменяет ситуацию с финансированием учебных учреждений.

Например, по данным ФНС, в 2023 году IT-компании, которые подпадают под заданные критерии и под новое требование, совокупно получили налоговых льгот на сумму около 335 млн рублей. Соответственно, они будут обязаны инвестировать в образование дополнительно в целом около 17 млн рублей. Для сравнения, только благотворительный фонд СКБ Контур в прошлом году направил на различные проекты, в первую очередь образовательные, около 160 млн рублей.

Бесшовный путь от школьника до сеньора


Инвестиции IT-компаний в подготовку кадров уже сейчас значительно выше, чем потенциальный объем дополнительного финансирования по новым требованиям закона. Но дефицит «сеньоров» не исчезает, и в перспективе он будет только нарастать. Значит, вопрос совсем не в объеме средств, которые компании инвестируют в образование. Есть уверенность, что объем финансирования учреждений достаточен, и ресурсы, возможно, стоит направлять на фундаментальные исследования.

Да, запуск программ подготовки «Топ-ИТ» и «Топ-ИИ» поможет снизить накал проблемы. Но кардинально решить ситуацию с «сеньорами» в долгосрочной перспективе поможет выстраивание бесшовной траектории образования — школа, университет, работа. Выращивать специалиста нужно не когда он получил диплом, не на последнем курсе и в идеале даже не на первом, а еще в школе. Конечно, на всех этапах — в сотрудничестве с образовательными учреждениями. А затем продолжать обучение сотрудника в процессе его работы. Задача амбициозная, долгосрочная, но без ее решения кадровый дефицит и разрыв между требованиями рынка и предлагаемыми рынку навыками, уровнем квалификации и подготовки, будут только расти.

ИИ в школах


Первый этап бесшовной траектории выращивания кадров — школа. Крупные компании, в том числе СКБ Контур, уже сейчас запускают и поддерживают школьные классы с углубленным IT-образованием, помогают школьникам участвовать в олимпиадах, проводят тренировки, интенсивы, сборы, создают кружки. Конечно, это не означает, что все ученики обязательно придут в IT-отрасль и, тем более, именно в компанию, которая инвестирует в конкретную школу или школьника. Но такая работа точно станет дополнительным средством профориентации, а главное, создаст ситуацию, когда абитуриентам не придется заново переучиваться на первых курсах профильных университетов. Фраза «забудьте все, чему вас учили в школе» должна уйти в прошлое вместе с бумажным документооборотом.

Высока вероятность, что в будущем, в том числе благодаря работе IT-компаний со школами, навыки в работе с цифровыми инструментами и искусственным интеллектом перейдут в ряд базовых для любого сотрудника в любой сфере. Если и не станут аналогом гибких навыков (soft skills), то приблизятся к ним. Границы внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь сейчас сложно определить только потому, что они могут показаться безграничными. А значит, готовиться нужно уже сейчас, со школьной скамьи.

Конечно, для такой работы требуются преподаватели. По нашему опыту, школьники и сами уже ознакомлены с ИИ-инструментами — по крайней мере, освоили, что с помощью нейросетей можно решать не только каждодневные домашние задания, но даже задания на олимпиадах. Сложно оценить это с точки зрения «что такое хорошо, что такое плохо». С одной стороны, дети работают и пробуют новые технологии. С другой, нейросети призваны облегчать решение задач тем, кто умеет их решать, а не тем, кто перекладывает решение на искусственный интеллект. В последнем в случае со школьниками нельзя быть уверенным до конца, даже когда речь идет об участниках олимпиад, ведь это и есть проверка.

Но факт — молодые люди открыты к технологиям. Часто гораздо сложнее перестроить учителей. Поэтому поддержка лучших из них, в том числе и в первую очередь финансовая, не должна выпадать из виду при погоне за талантливыми будущими специалистами.

Высшее образование с опорой на практику


Второй важный этап образовательной траектории — работа с высшими образовательными учреждениями. IT-компании запускают с вузами партнерские программы, участвуют в разработке учебных планов, сотрудники читают курсы, реализуют проекты. И даже открывают собственные университеты с акцентом на актуальные прикладные знания.

В июле 2025 года СКБ Контур объявил о создании собственного университета. Идея, конечно, «вынашивалась» не один год. Можно даже сказать, что это тренд на рынке в целом. В июне 2023 года о создании собственного университета, например, объявил «Т-Банк». Для IT-компаний открывается возможность внести вклад в развитие профессионального сообщества и появление сильных специалистов в регионе присутствия. Опять же, не все выпускники таких частных университетов обязательно придут в компанию, но часть из них — точно.

Здесь важно понимать, что речь не идет о конкуренции с классическими вузами. Собственные университеты позволяют компаниям давать компетенции и знания, которые, возможно, в полной мере пока не представлены в текущих образовательных программах. Это принципиально иной подход: компании не хотят больше охотиться на выпускников, которых подготовит кто-то другой. IT-игроки инвестируют, потому что хантить с рынка становится сложнее, и такая схема работать перестает — кадры нужно растить.

Работа — тоже учеба


На школе и вузе не заканчивается работа с кадрами для компаний. Их нужно растить и в процессе решения рабочих задач через процесс адаптации или внутренние образовательные платформы. В СКБ Контур, к примеру, создана система входа в профессию. У каждого специалиста есть наставник. С первого месяца новичок получает настоящие рабочие задачи, а не учебные проекты «ради галочки». На собственной образовательной платформе можно изучать языки программирования, архитектуру, DevOps, управление проектами. Курсы создают специалисты компании — они учитывают то, с чем реально сталкиваются команды.

Это и есть третий этап бесшовной образовательной траектории, которая позволит не ждать, когда кто-то — Минцифры, университеты, конкуренты — подготовят высококвалифицированных специалистов для IT-отрасли и каждой конкретной компании.

Эффективная подготовка зрелых разработчиков и само будущее IT-отрасли заключается именно в таком трехуровневом подходе, поскольку спрос на высококвалифицированных специалистов будет только расти. Если его не применять, то через 5–7 лет мы окажемся в еще большем дефиците. Участие в образовании — это не благотворительность и не маркетинг, и уж тем более не простое соблюдение обязательных требований регуляторов. Это — часть устойчивой стратегии, если строить компанию, да и отрасль в целом, всерьез и надолго.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза