Forbes Council Алексей Фролов
352
0

Быстро действовать, отличаться от других: как стартовать с новым брендом косметики

Быстро действовать, отличаться от других: как стартовать с новым брендом косметики
Российский рынок косметики можно назвать одним из самых динамично развивающихся в мире. В 2024 году его объем оценивался примерно в 850–950 млрд рублей. Отметим, что до 2022 года практически весь косметический рынок был поделен между транснациональными косметическими гигантами, которые на протяжении многих лет вкладывали многомиллионные бюджеты в продвижение и формирование лояльности конечного потребителя. С 2022 года доля российских брендов составляет около 40–45%, и мы хотим поделиться опытом, как новый продукт может заявить о себе на высококонкурентном рынке. 

В современном бизнесе рассчитывать на прибыль уже спустя полгода после старта проекта считается невероятно амбициозным прогнозом. Но наши с супругой путешествия по миру сформировали у нас определенный уровень насмотренности и глобального видения трендов, а благодаря Виктории и ее утонченному вкусу мы понимаем запросы современной женщины.  К этому проекту мы также привлекли партнера, у которого уже имеется за плечами многолетний опыт работы с крупным косметическим брендом. Все это было подкреплено маркетинговыми исследованиями и скрупулезной работой над качеством продукта. Несмотря на то, что решение инвестировать в этот бизнес было принято достаточно быстро, его нельзя назвать спонтанным. И уже в марте 2025 года наша компания получила первую прибыль, доказав, что быстрый рост в косметическом бизнесе — это не миф, а реальность. 
Однако стоит помнить, что за каждым успешным проектом в бизнесе стоят не только креатив и удача, но и грамотное планирование, финансовая дисциплина и готовность к инвестициям.

Не затеряться среди конкурентов бренду Yea.Yeah.Yes помогло детальное изучение аудитории. Можно сказать, что мы разложили бренд на пиксели. Именно этот этап позволяет задать правильный курс развития и избежать дорогостоящих ошибок. 

Первые шаги


Запуск собственного косметического бренда — это всегда сочетание амбиций, рисков и глубокого стратегического подхода. Цена ошибки на старте может быть крайне высокой, поэтому первым шагом стала разработка бренд-стратегии, что является фундаментальным этапом для любого успешного стартапа. 

Затем мы провели масштабные маркетинговые исследования и глубинные опросы целевой аудитории. Это позволило не только точно определить запросы потребителей, но и четко сформулировать позиционирование и ключевые ценности бренда, отвечающие запросам рынка.

Следующим этапом стал тщательный анализ конкурентов. Мы выявили их сильные и слабые стороны, на основе которых смогли сформировать собственное уникальное торговое предложение (УТП), выделяющее наш продукт среди других брендов. Ставка была сделана на четкую маркетинговую стратегию и использование всех доступных каналов продвижения. Важно было максимально быстро донести информацию о нашем бренде до целевой аудитории.

Мы постоянно анализировали показатели юнит-экономики*, отслеживали эффективность каждого канала продвижения и оперативно корректировали стратегию. Это позволило оптимизировать расходы и максимизировать прибыль. 

Дебют


В мире, где косметические бренды исчисляются тысячами, выделиться и заявить о себе — задача не из легких. Наша команда решила бросить вызов гигантам индустрии, выбрав достаточно амбициозную стратегию: дебютировать на крупнейшей международной выставке косметической индустрии. Этот смелый шаг, как оказалось, стал отправной точкой для стремительного взлета.

Задача осложнялась еще и тем, что стенд Yea.Yeah.Yes располагался в самом углу выставочного зала. Площадь стенда составляла скромные 18 кв. м. Казалось, что внимание аудитории, избалованной многочисленными предложениями, привлечь будет практически невозможно.

Мы сделали ставку на креатив и нестандартный подход. Яркая презентация, стильный и запоминающийся дизайн стенда — все, чтобы создать wow-эффект. Мы хотели, чтобы наш стенд выделялся не размером, а атмосферой. Поэтому сделали акцент на визуальную составляющую, на эмоции, которые вызывает наш продукт.

Результат участия в выставке превзошел ожидания. Несмотря на удаленное расположение, наш стенд привлек огромное количество посетителей. Команда стартапа получила шквал положительных отзывов и входящих запросов о сотрудничестве. Интерес к никому не известному на тот момент бренду проявили как крупнейшие сетевые ретейлеры, такие как «Золотое яблоко», «Лэтуаль» и Lamoda, так и представители мелкого опта. Это были предприниматели из стран СНГ и Ближнего Востока, от которых мы получили запросы о сотрудничестве. 

Формулы


Особенно важным был этап разработки формул и оригинальных ароматов. Мы убеждены, что, независимо от ниши, у конечного покупателя должно быть сформировано четкое представление о ценности и уникальности данного продукта именно для него. Это один из самых значительных вызовов: уйти от шаблонов и предложить потребителям нечто особенное. Десятки тестов и глубокое изучение мировых ароматических трендов позволяют создать линейку, раскрывающуюся постепенно и индивидуально на коже. 

Отдельное внимание стоит уделить формированию профессиональной команды, способной оперативно принимать решения и справляться с вызовами стартапа. Мы привлекли технологов, чья экспертиза позволила добиться высочайшего качества и эффективности продукции, что сегодня является нашей гордостью. Собрали единомышленников с разными компетенциями, которые вместе стали движущей силой развития компании. Если искать не просто специалистов, а людей, готовых расти вместе с брендом, то получается сильная, вовлеченная команда, а это один из важнейших факторов успешного старта бренда.
«Среди ключевых трендов ближайших лет для косметической индустрии мы бы отметили осознанность, технологичность и натуральность.»

Упаковка


Завершающим и не менее важным этапом является разработка упаковки. Важно создать дизайн, который заметно выделяется на фоне конкурентов и привлекает внимание потребителей как на полках магазинов, так и в цифровом пространстве.

Каналы сбыта разнообразны. Так, сегодня около 50% общего товарооборота косметики приходится на маркетплейсы, остальные продажи равномерно распределяются между ретейлом и мелким оптом. Приятным открытием для нас стала позитивная динамика продаж в сети магазинов «Золотое яблоко».  

Введение обязательной маркировки «Честный знак» и усиление контроля качества с 2025 года значительно изменили ландшафт косметической индустрии. Это повысило прозрачность рынка и доверие потребителей к российским брендам, однако потребовало значительных организационных, финансовых усилий и адаптации процессов внутри компании.

Пять «да» для вывода продукта на косметический рынок для новичков

  1. Инвестируйте на старте в исследования своей целевой аудитории и создавайте бренд, формируя базовые маркетинговые документы. Это позволит избежать дорогостоящих ошибок и сэкономить ресурсы в будущем.

  2. Четко определите позиционирование бренда и сформулируйте УТП, которое выделит вас среди конкурентов.

  3. Уделяйте особое внимание качеству и безопасности продукции, так как современные потребители крайне внимательно относятся к составам и ингредиентам косметики. Компромиссы с качеством не допустимы.

  4. Постоянно изучайте рынок и будьте гибкими — это поможет вам быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

  5. Вовлекайте и мотивируйте команду — успех стартапа во многом зависит от сплоченной и эффективной работы коллектива.


* Расчет прибыльности базовой единицы бизнеса, будь то клиент, товар или сделка.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза