ИИ и человекоцентричность: гармония для развития цифровых сервисов

«Каждый специалист сегодня — не просто пользователь, а воспитатель ИИ-среды»
На рынке труда в IT-секторе искусственный интеллект уже превратился в полноценного игрока. Его не нанимали, он пришел сам. Тихо, без резюме, но с внушительным портфолио. Сегодня в HR-стратегиях, продуктовых подходах, в архитектуре офисов все подчинено принципу человекоцентричности. Но как меняется этот сценарий, когда в команду входит ИИ? Можно ли сохранить фокус на человеке, когда алгоритмы быстрее и «не просят отпуска»?
Как человеку оставаться ключевой фигурой в развитии цифровых сервисов и сделать ИИ своим помощником, а не конкурентом, рассказывает Вера Кузнецова, HR-директор «Яндекс Вертикалей» (включает сервисы «Яндекс Путешествия», «Яндекс Недвижимость», «Яндекс Аренду» и «Авто.ру»).
Научиться применять «машинный труд» в работе
Искусственный интеллект не просто вошел в нашу жизнь, но и оказывает на нее определенное влияние. К этому можно относиться по-разному, но изменить этот процесс уже нельзя. Поэтому основной вопрос, который нужно задать как можно скорее: что я знаю об этом инструменте и понимаю ли, как им пользоваться в своей работе?
Для ответов на эти вопросы разработано множество курсов и написано много статей. В том, чтобы сотрудники понимали возможности ИИ и умели их применять, заинтересованы и сами компании. Поэтому стоит воспользоваться ресурсами, которые предоставляет работодатель. Например, в «Яндекс Вертикалях» мы создаем пространство для обмена опытом работы с ИИ: клубы, обучение, возможности применения, шеринг знаний. Такая среда помогает эффективно перенимать лучшие практики и быстро учиться применять ИИ в работе.
«Уже в ближайшее время при собеседованиях с кандидатами вопрос о том, как человек применяет искусственный интеллект, будет обязательным. Это позволит понять, сможет ли претендент составить конкуренцию коллегам, которые уже активно используют ИИ и экономят время и ресурсы для других, более сложных и творческих задач»
В «Яндекс Недвижимости» и «Аренде» для маркетинговых задач для лендингов и SMM сотрудники генерируют нейробиблиотеки вместо высокобюджетных фотосессий, разрабатывают 3D-стиль и тестируют его с помощью ИИ. В «Путешествиях» на базе готовых концептов расширяют библиотеку иллюстраций, создают ключевой визуал для рекламных кампаний, делают видеоролики, оживляют фотографии для лендингов и SMM. Для полноценного участия в таких процессах нужно понимать, как это работает.
В целом процесс обучения работе с искусственным интеллектом можно сравнить с промышленной революцией — это переход от ручного труда к машинному, который кардинально меняет концепцию трудозатрат. Для сохранения и повышения конкурентоспособности важно знать, как применять «машинный труд» ИИ в своей работе.
«Яндекс Вертикали» создают сервисы для людей. И мы убеждены, что только человек способен понять, как именно они должны работать для конкретной аудитории или как помочь пользователям, если что-то пошло не по плану.
Невозможно и оцифровать атмосферу внутри команды, ее ламповость, взаимную поддержку. Именно это и формирует среду, в которую хочется возвращаться. ИИ не сможет стать «теплым» для объятий: тактильность, эмоциональность, контакт глаза в глаза несут люди.
Например, в «Яндексе» за каждым сотрудником закреплен HR Business Partner. Это не чат-бот, а живой человек, который может прочитать между строк, заметить тревогу еще до того, как она превращается в конфликт руководителя и сотрудника, дать опору, поддержать в любой сложной рабочей ситуации. Этого не заменит ни одна LLM-модель.
Или ИИ не догадается проявить заботу о сотрудниках и, например, не организует доставку на дом комфортного рабочего кресла, как это было у нас во время пандемии. Он не подумает о доставке еды, не придумает групповой челлендж, чтобы команда не выгорела на удаленке, не предложит поддержку психологов в кризисные моменты. Такой чисто человеческий подход недоступен алгоритмам.
Поэтому важность эмоционального интеллекта и эмпатии будет возрастать. Эта область еще долго останется неподвластной искусственному интеллекту, и это то, в чем человек, безусловно, должен быть сильнее.
С развитием ИИ уже недостаточно просто хорошо выполнять поставленные задачи. Возрастает роль умения формулировать их самостоятельно, отсеивать лишнее и находить среди множества вариантов то, на чем стоит сосредоточить усилия. Потому что теперь у каждого сотрудника в подчинении имеется виртуальный ассистент. И сотрудник, по сути, становится менеджером этого взаимодействия.
И точно так же, как менеджер в классическом понимании несет ответственность за работу своей команды, специалист, который пользуется ИИ, отвечает за результат его работы.
Недавний пример: мы в «Вертикалях» обсуждали применение ИИ в маркетинге, и коллеги делились разными типами LLM-моделей. Наш перформанс-маркетинг собрал 45 страниц с примерами промтов для LLM под разные задачи, а SEO-специалист автоматизировал разметку семантики с помощью ИИ.
«Кроме того, искусственный интеллект активно у нас учится. Мы все в какой-то степени его родители, формирующие его «взгляд на мир», и потому от нас зависит, каким он будет. Сегодня каждый специалист — не просто пользователь, а воспитатель ИИ-среды»
Например, в «Авто.ру» наши менеджеры по продукту используют ИИ для поиска неочевидных метрик и генерации описания машин. Для этого они создали универсальный промт, который смещает акцент c промо на практическое применение и важные характеристики автомобиля для покупателя, запрещает оценочные прилагательные и превосходные степени, группирует и делает стиль нейтральным. Таким образом, они дообучают и корректируют ИИ.
Навык управления процессами, стратегическое и продуктовое мышление, способность принимать ответственность — все, что раньше не относилось к первоочередным навыкам для сотрудников не на руководящих позициях, теперь станет важным. Стоит развивать эти навыки как можно раньше.
ИИ может быть быстрее, точнее, доступнее. Но при этом он работает в рамках заданного, вычисляет лучшее из уже существующего. ИИ не скажет «давай попробуем вот это». Новое создает человек. И не просто создает, а понимает, зачем это нужно.
ИИ в HR «Вертикалей» уже помогает писать тексты, редактировать вакансии, генерировать картинки по нашим промтам, строить аналитику, собирать презентации, писать код и HTML-страницы. Все это не вместо человека, а ради него. Чтобы мы не заботились о форматировании и «переписке по шаблону», а думали, искали, воплощали идеи.
В командах «Вертикалей» инициативность становится точкой роста. Мы не запрещаем «копать в сторону» только потому, что это не в KPI. Видим интерес — даем среду для роста. Например, один из разработчиков сейчас основную часть своего рабочего времени изучает возможности генеративного ИИ и принципы функционирования систем или программ (агентов), способных автономно действовать в определенной среде. И мы этому не мешаем, потому что понимаем: классные продукты и идеи всегда начинаются с любопытства.
«Интерес, умение мыслить нестандартно, желание бросить вызов устоявшимся процессам без страха ошибиться — такие сотрудники нужны были всегда, а с развитием искусственного интеллекта их ценность будет только расти»
Таким образом, человек, безусловно, остается в центре процессов, внимания и заботы и не конкурирует с ИИ, если только сам не ограничивается возможностями алгоритмов. Эмпатия, творческое начало, лидерство и работа со смыслами совокупно с возможностями искусственного интеллекта — идеальный рецепт для создания лучших цифровых сервисов.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
На рынке труда в IT-секторе искусственный интеллект уже превратился в полноценного игрока. Его не нанимали, он пришел сам. Тихо, без резюме, но с внушительным портфолио. Сегодня в HR-стратегиях, продуктовых подходах, в архитектуре офисов все подчинено принципу человекоцентричности. Но как меняется этот сценарий, когда в команду входит ИИ? Можно ли сохранить фокус на человеке, когда алгоритмы быстрее и «не просят отпуска»?
Как человеку оставаться ключевой фигурой в развитии цифровых сервисов и сделать ИИ своим помощником, а не конкурентом, рассказывает Вера Кузнецова, HR-директор «Яндекс Вертикалей» (включает сервисы «Яндекс Путешествия», «Яндекс Недвижимость», «Яндекс Аренду» и «Авто.ру»).
Научиться применять «машинный труд» в работе
Искусственный интеллект не просто вошел в нашу жизнь, но и оказывает на нее определенное влияние. К этому можно относиться по-разному, но изменить этот процесс уже нельзя. Поэтому основной вопрос, который нужно задать как можно скорее: что я знаю об этом инструменте и понимаю ли, как им пользоваться в своей работе?
Для ответов на эти вопросы разработано множество курсов и написано много статей. В том, чтобы сотрудники понимали возможности ИИ и умели их применять, заинтересованы и сами компании. Поэтому стоит воспользоваться ресурсами, которые предоставляет работодатель. Например, в «Яндекс Вертикалях» мы создаем пространство для обмена опытом работы с ИИ: клубы, обучение, возможности применения, шеринг знаний. Такая среда помогает эффективно перенимать лучшие практики и быстро учиться применять ИИ в работе.
«Уже в ближайшее время при собеседованиях с кандидатами вопрос о том, как человек применяет искусственный интеллект, будет обязательным. Это позволит понять, сможет ли претендент составить конкуренцию коллегам, которые уже активно используют ИИ и экономят время и ресурсы для других, более сложных и творческих задач»
В «Яндекс Недвижимости» и «Аренде» для маркетинговых задач для лендингов и SMM сотрудники генерируют нейробиблиотеки вместо высокобюджетных фотосессий, разрабатывают 3D-стиль и тестируют его с помощью ИИ. В «Путешествиях» на базе готовых концептов расширяют библиотеку иллюстраций, создают ключевой визуал для рекламных кампаний, делают видеоролики, оживляют фотографии для лендингов и SMM. Для полноценного участия в таких процессах нужно понимать, как это работает.
В целом процесс обучения работе с искусственным интеллектом можно сравнить с промышленной революцией — это переход от ручного труда к машинному, который кардинально меняет концепцию трудозатрат. Для сохранения и повышения конкурентоспособности важно знать, как применять «машинный труд» ИИ в своей работе.
«Эмоциональный интеллект» и «эмпатия» станут звучать чаще
«Яндекс Вертикали» создают сервисы для людей. И мы убеждены, что только человек способен понять, как именно они должны работать для конкретной аудитории или как помочь пользователям, если что-то пошло не по плану.
Невозможно и оцифровать атмосферу внутри команды, ее ламповость, взаимную поддержку. Именно это и формирует среду, в которую хочется возвращаться. ИИ не сможет стать «теплым» для объятий: тактильность, эмоциональность, контакт глаза в глаза несут люди.
Например, в «Яндексе» за каждым сотрудником закреплен HR Business Partner. Это не чат-бот, а живой человек, который может прочитать между строк, заметить тревогу еще до того, как она превращается в конфликт руководителя и сотрудника, дать опору, поддержать в любой сложной рабочей ситуации. Этого не заменит ни одна LLM-модель.
Или ИИ не догадается проявить заботу о сотрудниках и, например, не организует доставку на дом комфортного рабочего кресла, как это было у нас во время пандемии. Он не подумает о доставке еды, не придумает групповой челлендж, чтобы команда не выгорела на удаленке, не предложит поддержку психологов в кризисные моменты. Такой чисто человеческий подход недоступен алгоритмам.
Поэтому важность эмоционального интеллекта и эмпатии будет возрастать. Эта область еще долго останется неподвластной искусственному интеллекту, и это то, в чем человек, безусловно, должен быть сильнее.
От исполнителя к менеджеру
С развитием ИИ уже недостаточно просто хорошо выполнять поставленные задачи. Возрастает роль умения формулировать их самостоятельно, отсеивать лишнее и находить среди множества вариантов то, на чем стоит сосредоточить усилия. Потому что теперь у каждого сотрудника в подчинении имеется виртуальный ассистент. И сотрудник, по сути, становится менеджером этого взаимодействия.
И точно так же, как менеджер в классическом понимании несет ответственность за работу своей команды, специалист, который пользуется ИИ, отвечает за результат его работы.
Недавний пример: мы в «Вертикалях» обсуждали применение ИИ в маркетинге, и коллеги делились разными типами LLM-моделей. Наш перформанс-маркетинг собрал 45 страниц с примерами промтов для LLM под разные задачи, а SEO-специалист автоматизировал разметку семантики с помощью ИИ.
«Кроме того, искусственный интеллект активно у нас учится. Мы все в какой-то степени его родители, формирующие его «взгляд на мир», и потому от нас зависит, каким он будет. Сегодня каждый специалист — не просто пользователь, а воспитатель ИИ-среды»
Например, в «Авто.ру» наши менеджеры по продукту используют ИИ для поиска неочевидных метрик и генерации описания машин. Для этого они создали универсальный промт, который смещает акцент c промо на практическое применение и важные характеристики автомобиля для покупателя, запрещает оценочные прилагательные и превосходные степени, группирует и делает стиль нейтральным. Таким образом, они дообучают и корректируют ИИ.
Навык управления процессами, стратегическое и продуктовое мышление, способность принимать ответственность — все, что раньше не относилось к первоочередным навыкам для сотрудников не на руководящих позициях, теперь станет важным. Стоит развивать эти навыки как можно раньше.
Человеческая сила в смысле, а не в скорости
ИИ может быть быстрее, точнее, доступнее. Но при этом он работает в рамках заданного, вычисляет лучшее из уже существующего. ИИ не скажет «давай попробуем вот это». Новое создает человек. И не просто создает, а понимает, зачем это нужно.
ИИ в HR «Вертикалей» уже помогает писать тексты, редактировать вакансии, генерировать картинки по нашим промтам, строить аналитику, собирать презентации, писать код и HTML-страницы. Все это не вместо человека, а ради него. Чтобы мы не заботились о форматировании и «переписке по шаблону», а думали, искали, воплощали идеи.
В командах «Вертикалей» инициативность становится точкой роста. Мы не запрещаем «копать в сторону» только потому, что это не в KPI. Видим интерес — даем среду для роста. Например, один из разработчиков сейчас основную часть своего рабочего времени изучает возможности генеративного ИИ и принципы функционирования систем или программ (агентов), способных автономно действовать в определенной среде. И мы этому не мешаем, потому что понимаем: классные продукты и идеи всегда начинаются с любопытства.
«Интерес, умение мыслить нестандартно, желание бросить вызов устоявшимся процессам без страха ошибиться — такие сотрудники нужны были всегда, а с развитием искусственного интеллекта их ценность будет только расти»
Таким образом, человек, безусловно, остается в центре процессов, внимания и заботы и не конкурирует с ИИ, если только сам не ограничивается возможностями алгоритмов. Эмпатия, творческое начало, лидерство и работа со смыслами совокупно с возможностями искусственного интеллекта — идеальный рецепт для создания лучших цифровых сервисов.