Forbes Council Михаил Горбачев
1033
0

Бонды как искусство: что сейчас стоит учитывать при подготовке облигационного займа

Бонды как искусство: что сейчас стоит учитывать при подготовке облигационного займа
Выпуск облигаций — это одновременно расчет и творческий процесс. И в этом искусстве есть свои правила. При подготовке к размещению нашего третьего облигационного выпуска у меня не раз интересовались, чем мы руководствовались, выбирая срок обращения в 1,5 года. Казалось бы, о чем тут думать, если уверен в скором снижении ставки Банка России, выпускай короткую бумагу на год — сэкономишь на процентах. Вот только в облигациях такая прямолинейная логика не всегда работает.

Долговые бумаги стали для нас значимым источником ликвидности не так давно — лишь на излете 2022 года, до этого почти четверть века существования компания обходилась без облигаций, развиваясь на собственные средства и банковские кредитные линии. Первое размещение, конечно, не было спонтанным. К моменту выхода на Мосбиржу с первым выпуском мы уже несколько лет двигались по пути к публичному статусу.

С 2016 года, когда было принято принципиальное решение, что IEK становится публичной компанией, мы перестроили корпоративное управление, сформировали практику регулярного раскрытия отчетности по МСФО, получили кредитный рейтинг А– со стабильным прогнозом, зарегистрировали программу биржевых облигаций на 10 млрд рублей и выбрали организатора размещения.

Подготовка к первому выпуску заняла немало времени, зато наш дебют на облигационном рынке прошел вполне успешно.
По итогам 2022 года объем корпоративных облигаций в обращении вырос на 15,7%. Ровно через год взяли с рынка еще столько же под 16,25% и, наконец, в марте 2025 года получили очередные 2 млрд рублей, правда уже под 23,75%, но такой уж сейчас рынок.

В итоге облигации стали для нас заметным источником заемного капитала — сейчас примерно 25% кредитных средств в компании получены за счет размещения долговых бумаг. При этом ставки, под которые мы привлекали средства на облигационном рынке, зачастую были ниже, чем действовавшие для нас условия в рамках банковских кредитных линий.

Не купоном единым


Подбор параметров размещения — это настоящее искусство, на рынке нет двух одинаковых выпусков облигаций. Понятно, что для большинства инвесторов ставка купона по-прежнему является одним из основных параметров для принятия решения о покупке. При этом слишком высокая ставка может стать для эмитента такой же «черной меткой», как и слишком низкий, по мнению инвесторов, купон. Но для успешного размещения правильного выбора ставки купона мало. Свою роль играет срок обращения бумаги, периодичность выплаты купона, выбор организатора, дата и даже день недели выхода на рынок с выпуском.

Полтора года по нашему третьему выпуску мы взяли не с потолка — за короткий выпуск на год или с пут-офертами каждые полгода пришлось бы заплатить объемом или размером купона, кроме того, погашение выпуска в начале года пришлось бы на низкий сезон в нашей отрасли.

Если вы хотите привлечь розницу — будьте готовы предложить ей ежемесячный купон. На квартальные выплаты инвесторы сегодня смотрят криво, а полугодовой купон, обычную практику в корпоративных размещениях еще 3–4 года назад, и вовсе воспримут с недоумением. Ошибка с выбором периодичности выплат может стоить вам доли розничной аудитории, давно уяснившей, что при одинаковой ставке купона доходность до погашения у «месячника» и «квартальника» может заметно отличаться.

Дату размещения также придется выбирать тщательно, чтобы не зависнуть в «простыне» (на биржевом жаргоне так называют список облигаций, которым не удалось собрать весь объем выпуска одним днем). Смотрим на даты заседаний ЦБ по ставке, размещений конкурентов и крупных эмитентов, способных «высушить» рынок. Наконец, сбор заявок начинаем, по возможности избегая понедельников и пятниц, когда на рынок выходят разве что самые отчаянные эмитенты.

Розница помнит


Кредитный рейтинг от «Эксперт РА» инвестиционного уровня позволяет заходить в наши выпуски даже консервативным пенсионным фондам. Но в каждом нашем выпуске около 30% объема забирали инвесторы из числа физических лиц. Розница стала значимой силой на российском долговом рынке в последние годы, и не считаться с этим нельзя. Чем привлекательнее для розницы удается сделать выпуск, тем выше у эмитента шансы на более привлекательные условия по купону. Именно поэтому в тактике размещений эмитентов все большую роль играет эффективная коммуникация с розничными инвесторами, открытость к диалогу, доступность первых лиц компании для общения с инвестсообществом и лидерами мнений.

По нашему опыту могу сказать, что публичные выступления, мероприятия для инвесторов, прямые эфиры и разговоры начистоту в облигационных чатах накануне выпуска стали обычным делом, и я бы даже сказал, обязанностью эмитента, если он хочет успешно разместить выпуск одним днем и без переплаты по купону. Конечно, из инвестиционной практики не исчезла коммуникация с институционалами, но с каждым годом разговор с розницей играет все возрастающую роль в успешности размещения.

Растущая доля инвесторов-физлиц, участвующих в размещениях, влияет на выбор эмитентом организатора выпуска. Еще недавно главное, на что обращали внимание эмитенты при выборе партнера, — размер комиссии, гарантии выкупа объема и наличие известного бренда. Сегодня же на успех привлечения влияет репутация команды организатора и соорганизаторов, трек последних размещений и поведение биржевого стакана (совокупности заявок на покупку и продажу ценных бумаг) в предыдущих выпусках. Рынок первичных размещений облигаций с приходом в него массовой розницы стал очень злопамятным и прекрасно помнит, кто из организаторов «не обеспечил апсайд», «выходил из выпуска плитами», «забирал комисс из стакана по 98,5%» или заливал его «взятым на грудь объемом». И все чаще эмитентам приходится платить за неважную репутацию организатора в инвесторских чатах снижением объема спроса, ставкой купона и зависанием в «простыне».

Выходя на рынок облигаций, будьте готовы, что вашу компанию, квартальные отчеты и даже аудитора, их подписавшего, будут под микроскопом изучать не только аналитики инвестдомов и рейтинговых агентств, но и финансовые блогеры, авторитет которых у розничных инвесторов зачастую намного выше. В периоды между выпусками облигаций сохранять доверие у этой аудитории, постоянно подсвечивать деятельность компании в медиаполе не менее важно, чем следить за достаточностью капитала, уровнем долговой нагрузки и маржинальностью бизнеса.

 


 

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза