Технологии, меняющие найм: как автоматизация помогает быстрее нанимать сотрудников

В экосистеме МТС работает более 60 000 человек. Существенная часть из них — массовый персонал. Это сотрудники кол-центров, отделов продаж, розничной сети, технического блока. Таких специалистов становится все сложнее нанимать из-за дефицита кадров на рынке и высокой конкуренции. Оптимизировать процесс рекрутмента и повысить его эффективность можно при помощи автоматизации.
Как компании удалось расширить географию трудоустройства и увеличить количество обработанных откликов в день на 42%? Рассказывает Борис Гончаров, директор центра по развитию HR Tech МТС.
Вместе с ростом экономики на рынке труда появилось намного больше разнообразных предложений для работы, благодаря чему людям стало гораздо проще менять отрасль и сферу деятельности. Повышаются требования к условиям труда, растет популярность вакансий с частичной занятостью, гибким графиком, сдельной оплатой. Соискателю есть из чего выбирать — с этим отчасти и связан факт многолетнего роста конкуренции за персонал на рынке труда.
В то же время очевидны последствия демографической ямы — это уменьшение трудоспособного населения. Количество вакансий увеличивается быстрее, чем количество специалистов на рынке.
Все эти факторы приводят к тому, что спрос на массовый персонал повышается, и начинается «борьба» за кандидатов.
Особенно остро конкуренция стала ощущаться в 2023 году. По данным МТС, тогда стоимость привлечения персонала увеличилась на 168% по сравнению с 2022 годом — это средние показатели по индустрии. Выросла не только зарплата сотрудников, но и смежные затраты на привлечение людей, например, рекрутеров.
При сложностях найма сотрудников компании, как правило, вкладывают большие бюджеты на продвижение вакансий или стараются нанять больше рекрутеров на холодные звонки.
В МТС пошли другим путем — организовали дистанционное трудоустройство по всей России.
Мы решили проанализировать воронку глубже, чтобы разобраться, что именно мешает нанимать больше людей. Оказалось, что с одной стороны, потребность в массовом персонале распределена по стране неравномерно, с другой — на этапе оформления кадровиками в штат нового сотрудника мы теряли часть кандидатов из числа тех, кто был не готов долго ждать трудоустройства или приезжать на подписание документов лично в офис.
У компании есть регионы, где располагаются самые большие подразделения бизнеса, которым требуется массовый персонал — например, контактные центры или отделы продаж: от Краснодара и Нижнего Новгорода до Барнаула и Новосибирска. Это крупные города, где кроме МТС представлены и другие федеральные компании с той же потребностью в массовых специалистах. Учитывая конкуренцию на рынке труда в регионе и исчерпанные ресурсы по подбору, необходимо было расширять географию найма и упрощать процесс оформления документов для трудоустройства.
Мы решили попробовать новый формат дистанционного найма и заключать трудовые договоры по всей России без визита в офис. Такой подход решили проверить с помощью МТС Hello.
В МТС Hello и рекрутер, и кандидат могут полностью управлять процессом трудоустройства в экосистему МТС. А с помощью включенного в систему этапа пребординга (подготовки нового сотрудника к работе в компании) контакт с сотрудником налаживается еще до первого рабочего дня.
1. Регистрация по номеру телефона и вход в систему.
2. Подписание соглашения на обработку персональных данных и с условиями пользования с системой.
3. Принятие оффера.
4. Настройка учетной записи и выбор оборудования. Можно выбрать желаемый логин в корпоративной сети, запросить рабочий ноутбук.
5. Заполнение анкеты и отправка скан-копий документов.
6. Подписание трудового договора: с помощью ЭЦП или очно в офисе.
6.1. В случае дистанционного подписания документов производится авторизация через портал Госуслуги.
6.2. Подписание договора-оферты и подтверждение выпуска УНЭП.
6.3. Ознакомление с внутренними регламентами компании, подпись ознакомленного с ними сотрудника.
Поскольку взаимодействие рекрутера с кандидатом происходит внутри одной системы, руководители могут отслеживать весь путь, который проходят соискатели.
Если прием на работу замедлился, например, из-за долгой подготовки документов, команда поможет разобраться, в чем дело. Это позволяет оперативно решать проблемы на стороне компании.
Мы понимали, что соискатели могут с недоверием относиться к удаленному трудоустройству, однако на дистанционный формат соглашаются почти все кандидаты, заходящие в контур МТС Hello — более 95% пользователей подписывают документы с помощью цифровой подписи. Люди выбирают комфорт и не хотят тратить время на поездки в офис.
Также мы предполагали, что часть кандидатов может не сразу разобраться как работать в МТС Hello — например, пользователи кнопочных телефонов. Но и эти опасения себя не оправдали: более 87% пользователей удовлетворены продуктом. Интуитивно понятный интерфейс и различные подсказки при заполнении информации делают наш продукт доступным и удобным для людей с любым цифровым опытом.
Чаще всего с помощью МТС Hello мы трудоустраиваем операторов кол-центра, инженеров-монтажников, а также специалистов по B2B-продажам. Благодаря МТС Hello за первое полугодие 2024 года компания сэкономила 18 млн рублей на затратах онбординга.
МТС Hello — это не единственный HR Tech продукт, который помогает экосистеме повышать эффективность трудоустройства. В МТС есть также решение для рекрутеров — CRM-система, которая обеспечивает работу с воронкой кандидатов, интегрирована с job-сайтами и подключена к телефонии.
Еще одна собственная разработка МТС — система Xavier, специальный программный продукт, оптимизирующий массовый найм сотрудников.
Изначально Xavier выполнял роль ассистента для рекрутера и помогал проводить собеседования. Когда HR-специалист связывался с кандидатом, система давала подсказки: описание вакансии, резюме, рекомендации по вопросам.
Сейчас продукт не просто помогает проводить отбор и скрининг кандидатов, но частично или полностью берет этот процесс на себя. Это стало возможным благодаря чат-ботам.
• Бот мгновенно отвечает кандидату в мессенджере в любое время суток, что может влиять на успешность найма. Как правило, у соискателей на массовые вакансии очень небольшое окно принятия решений – чем быстрее они получают ответ на свой отклик, тем выше вероятность трудоустройства в компанию.
• Чат-бот самостоятельно проводит первичный скрининг, задавая вопросы кандидату в зависимости от вакансии. Это помогает понять, подойдет ли человек на позицию. Например, у водителей он уточняет, есть ли права нужной категории и личный автомобиль.
• Если кандидат подходит по всем первичным критериям, он переходит к рекрутеру или на этап собеседования. В некоторых случаях бот сразу предлагает записаться на собеседование к нанимающему менеджеру в команде, где открыта вакансия.
С Xavier эффективность рекрутеров по обработке кандидатов выросла на 42%. А за семь месяцев без привлечения HR-специалистов было трудоустроено 600 человек.
В Xavier также есть обширный функционал по аналитике для работы с откликами, автоматическая загрузка кандидатов с job-сайтов по ранее установленным фильтрам и настройкам. Также мы обратились к ИИ-алгоритмам: рассчитываем, что с их помощью можно будет ранжировать резюме кандидатов на самые востребованные позиции, что позволит снизить время отклика и повысить конверсии в воронке найма. Стоит отметить, что опытом использования Xavier уже начали интересоваться другие игроки рынка.
Как показывает опыт МТС, автоматизация действительно помогает быстрее и эффективнее нанимать массовый персонал.
Чтобы ее внедрить, важно исходить из задач конкретной компании: смотреть, на каких именно этапах пути кандидата уходят соискатели, и анализировать, с чем это связано. Например, если компания предлагает зарплату ниже рынка, вопрос не в уровне автоматизации.
Цифровизация найма выгодна не только рекрутерам и компании: в частности, потенциальные сотрудники могут быть уверены, что их резюме точно просмотрят и быстро дадут обратную связь. А в офис потребуется приехать не для трудоустройства — оно проходит удаленно, а для начала первого рабочего дня.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Как компании удалось расширить географию трудоустройства и увеличить количество обработанных откликов в день на 42%? Рассказывает Борис Гончаров, директор центра по развитию HR Tech МТС.
10 лет роста: конкуренция за массовый персонал увеличивается с каждым годом
Вместе с ростом экономики на рынке труда появилось намного больше разнообразных предложений для работы, благодаря чему людям стало гораздо проще менять отрасль и сферу деятельности. Повышаются требования к условиям труда, растет популярность вакансий с частичной занятостью, гибким графиком, сдельной оплатой. Соискателю есть из чего выбирать — с этим отчасти и связан факт многолетнего роста конкуренции за персонал на рынке труда.
В то же время очевидны последствия демографической ямы — это уменьшение трудоспособного населения. Количество вакансий увеличивается быстрее, чем количество специалистов на рынке.
Все эти факторы приводят к тому, что спрос на массовый персонал повышается, и начинается «борьба» за кандидатов.
Особенно остро конкуренция стала ощущаться в 2023 году. По данным МТС, тогда стоимость привлечения персонала увеличилась на 168% по сравнению с 2022 годом — это средние показатели по индустрии. Выросла не только зарплата сотрудников, но и смежные затраты на привлечение людей, например, рекрутеров.
При сложностях найма сотрудников компании, как правило, вкладывают большие бюджеты на продвижение вакансий или стараются нанять больше рекрутеров на холодные звонки.
В МТС пошли другим путем — организовали дистанционное трудоустройство по всей России.
Как нанимать людей в таких условиях: опыт МТС
Мы решили проанализировать воронку глубже, чтобы разобраться, что именно мешает нанимать больше людей. Оказалось, что с одной стороны, потребность в массовом персонале распределена по стране неравномерно, с другой — на этапе оформления кадровиками в штат нового сотрудника мы теряли часть кандидатов из числа тех, кто был не готов долго ждать трудоустройства или приезжать на подписание документов лично в офис.
У компании есть регионы, где располагаются самые большие подразделения бизнеса, которым требуется массовый персонал — например, контактные центры или отделы продаж: от Краснодара и Нижнего Новгорода до Барнаула и Новосибирска. Это крупные города, где кроме МТС представлены и другие федеральные компании с той же потребностью в массовых специалистах. Учитывая конкуренцию на рынке труда в регионе и исчерпанные ресурсы по подбору, необходимо было расширять географию найма и упрощать процесс оформления документов для трудоустройства.
Мы решили попробовать новый формат дистанционного найма и заключать трудовые договоры по всей России без визита в офис. Такой подход решили проверить с помощью МТС Hello.
В МТС Hello и рекрутер, и кандидат могут полностью управлять процессом трудоустройства в экосистему МТС. А с помощью включенного в систему этапа пребординга (подготовки нового сотрудника к работе в компании) контакт с сотрудником налаживается еще до первого рабочего дня.
По шагам: как выглядит путь кандидата в МТС Hello
1. Регистрация по номеру телефона и вход в систему.
2. Подписание соглашения на обработку персональных данных и с условиями пользования с системой.
3. Принятие оффера.
4. Настройка учетной записи и выбор оборудования. Можно выбрать желаемый логин в корпоративной сети, запросить рабочий ноутбук.
5. Заполнение анкеты и отправка скан-копий документов.
6. Подписание трудового договора: с помощью ЭЦП или очно в офисе.
6.1. В случае дистанционного подписания документов производится авторизация через портал Госуслуги.
6.2. Подписание договора-оферты и подтверждение выпуска УНЭП.
6.3. Ознакомление с внутренними регламентами компании, подпись ознакомленного с ними сотрудника.
Поскольку взаимодействие рекрутера с кандидатом происходит внутри одной системы, руководители могут отслеживать весь путь, который проходят соискатели.
Если прием на работу замедлился, например, из-за долгой подготовки документов, команда поможет разобраться, в чем дело. Это позволяет оперативно решать проблемы на стороне компании.
Мы понимали, что соискатели могут с недоверием относиться к удаленному трудоустройству, однако на дистанционный формат соглашаются почти все кандидаты, заходящие в контур МТС Hello — более 95% пользователей подписывают документы с помощью цифровой подписи. Люди выбирают комфорт и не хотят тратить время на поездки в офис.
Также мы предполагали, что часть кандидатов может не сразу разобраться как работать в МТС Hello — например, пользователи кнопочных телефонов. Но и эти опасения себя не оправдали: более 87% пользователей удовлетворены продуктом. Интуитивно понятный интерфейс и различные подсказки при заполнении информации делают наш продукт доступным и удобным для людей с любым цифровым опытом.
Чаще всего с помощью МТС Hello мы трудоустраиваем операторов кол-центра, инженеров-монтажников, а также специалистов по B2B-продажам. Благодаря МТС Hello за первое полугодие 2024 года компания сэкономила 18 млн рублей на затратах онбординга.
МТС Hello — это не единственный HR Tech продукт, который помогает экосистеме повышать эффективность трудоустройства. В МТС есть также решение для рекрутеров — CRM-система, которая обеспечивает работу с воронкой кандидатов, интегрирована с job-сайтами и подключена к телефонии.
Разгрузили рекрутеров с помощью бота
Еще одна собственная разработка МТС — система Xavier, специальный программный продукт, оптимизирующий массовый найм сотрудников.
Изначально Xavier выполнял роль ассистента для рекрутера и помогал проводить собеседования. Когда HR-специалист связывался с кандидатом, система давала подсказки: описание вакансии, резюме, рекомендации по вопросам.
Сейчас продукт не просто помогает проводить отбор и скрининг кандидатов, но частично или полностью берет этот процесс на себя. Это стало возможным благодаря чат-ботам.
Чат-бот в найме: как это работает
• Бот мгновенно отвечает кандидату в мессенджере в любое время суток, что может влиять на успешность найма. Как правило, у соискателей на массовые вакансии очень небольшое окно принятия решений – чем быстрее они получают ответ на свой отклик, тем выше вероятность трудоустройства в компанию.
• Чат-бот самостоятельно проводит первичный скрининг, задавая вопросы кандидату в зависимости от вакансии. Это помогает понять, подойдет ли человек на позицию. Например, у водителей он уточняет, есть ли права нужной категории и личный автомобиль.
• Если кандидат подходит по всем первичным критериям, он переходит к рекрутеру или на этап собеседования. В некоторых случаях бот сразу предлагает записаться на собеседование к нанимающему менеджеру в команде, где открыта вакансия.
С Xavier эффективность рекрутеров по обработке кандидатов выросла на 42%. А за семь месяцев без привлечения HR-специалистов было трудоустроено 600 человек.
В Xavier также есть обширный функционал по аналитике для работы с откликами, автоматическая загрузка кандидатов с job-сайтов по ранее установленным фильтрам и настройкам. Также мы обратились к ИИ-алгоритмам: рассчитываем, что с их помощью можно будет ранжировать резюме кандидатов на самые востребованные позиции, что позволит снизить время отклика и повысить конверсии в воронке найма. Стоит отметить, что опытом использования Xavier уже начали интересоваться другие игроки рынка.
Итоги
Как показывает опыт МТС, автоматизация действительно помогает быстрее и эффективнее нанимать массовый персонал.
Чтобы ее внедрить, важно исходить из задач конкретной компании: смотреть, на каких именно этапах пути кандидата уходят соискатели, и анализировать, с чем это связано. Например, если компания предлагает зарплату ниже рынка, вопрос не в уровне автоматизации.
Цифровизация найма выгодна не только рекрутерам и компании: в частности, потенциальные сотрудники могут быть уверены, что их резюме точно просмотрят и быстро дадут обратную связь. А в офис потребуется приехать не для трудоустройства — оно проходит удаленно, а для начала первого рабочего дня.