Альтсторы: как не упустить ни единой возможности в мобильном маркетинге

Альтернативные магазины приложений, или альтсторы, становятся важной частью экосистемы и маркетинга мобильных приложений в России. Бренды и компании могут размещать там свои приложения на выгодных условиях, охватывая еще больше аудитории. Рассмотрим, кому и зачем нужны альтсторы, а также разберем их ключевые «плюсы» и «минусы».
Альтернативные магазины приложений — это платформы, позволяющие скачивать, устанавливать и обновлять мобильные приложения. Для iOS-устройств на российском рынке нет достойных вариантов, поэтому, когда мы говорим об альтсторах, то сосредотачиваемся исключительно на Android-аудитории. Более того, если посмотреть на долю рынка мобильных устройств в России, легко заметить, что основную ее часть занимают смартфоны на операционной системе Android (более 70% за 2024 год согласно данным StatCounter).
Помимо низких комиссий размещение приложений в альтсторах дает дополнительную маркетинговую поддержку.
Как было сказано выше, на данный момент большинство альтсторов предназначены для Android-устройств. Качественных решений для iOS пока нет, однако статистика показывает, что в России популярнее всего как раз таки смартфоны на Android. Согласно исследованию МТС, Xiaomi занимает 21% рынка, следом идут Tecno (16%), Samsung (12%), Realme (11%), Infinix и Apple (по 9%).
Рассмотрим самые популярные магазины, которые помогут еще эффективней продвигать мобильные приложения в России.
Российский магазин приложений, разработанный VK при поддержке Министерства цифрового развития РФ. К концу 2024 года количество установок превысило 100 млн.
Предустановленный магазин для устройств Xiaomi. Годовой объем скачиваний превышает 200 млн приложений.
Официальный магазин Huawei, используемый на устройствах с Android и HarmonyOS.
Альтернативные магазины приложений играют все более значимую роль в мобильной экосистеме России. Они помогают пользователям получать доступ к необходимым программам, разработчикам — распространять свои приложения без жестких ограничений, а бизнесу — оставаться на связи с клиентами и расширять маркетинговый инструментарий. Несмотря на некоторые недостатки (ограниченный ассортимент, проблемы с безопасностью у некоторых платформ), альтсторы развиваются и становятся все более востребованными. В условиях высокой конкуренции за пользователя они являются важным инструментом цифровой независимости.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Что такое альтсторы
Альтернативные магазины приложений — это платформы, позволяющие скачивать, устанавливать и обновлять мобильные приложения. Для iOS-устройств на российском рынке нет достойных вариантов, поэтому, когда мы говорим об альтсторах, то сосредотачиваемся исключительно на Android-аудитории. Более того, если посмотреть на долю рынка мобильных устройств в России, легко заметить, что основную ее часть занимают смартфоны на операционной системе Android (более 70% за 2024 год согласно данным StatCounter).
Кому нужны альтсторы
- Компаниям, чьи приложения были ориентированы в первую очередь на iOS-аудиторию. Чтобы не упускать огромный пласт Android-аудитории, стоит присмотреться к альтернативным площадкам. Во-первых, там легче разместиться, а во-вторых, альтсторы позволяют сокращать комиссии, а также интегрировать приложения с российскими платежными системами.
- Брендам, которые хотят расширить маркетинговый арсенал и увеличить аудиторию. Альтсторы часто дают дополнительные, а иногда и уникальные инструменты для продвижения и доступ к эксклюзивной аудитории. Более того, они предоставляют возможности для выхода и на зарубежные рынки, например китайский.
Почему продвижение приложений в альтсторе — хорошая идея
Помимо низких комиссий размещение приложений в альтсторах дает дополнительную маркетинговую поддержку.
- Широкий охват аудитории. Несмотря на доминирование традиционных сторов, российские пользователи активно используют альтернативные магазины. Например, RuStore к концу 2024 года преодолел отметку в 100 млн установок.
- Более низкая конкуренция, что облегчает попадание в топ выдачи и рекомендаций.
- Дополнительные инструменты для продвижения. Например, рекламная платформа Mi Ads предлагает для GetApps много инструментов для контекстной рекламы, разнообразные интерактивные объявления и другие специально разработанные форматы для устройств Xiaomi. Рекламные объявления зачастую выглядят как рекомендации и появляются в разных приложениях экосистемы, что является важным преимуществом OEM. В свою очередь, VK Реклама также предлагает эффективные решения для продвижения в RuStore, например, бесшовную установку.
- Индивидуальные условия. Рекламные агентства напрямую общаются с менеджерами платформ, что позволяет получить эксклюзивные предложения и использовать для каждого клиента те инструменты, которые работают на его цели.
- Выход на новые рынки. Например, огромная аудитория Китая останется недоступной без присутствия в альтсторах.
Популярные альтернативные магазины приложений в России
Как было сказано выше, на данный момент большинство альтсторов предназначены для Android-устройств. Качественных решений для iOS пока нет, однако статистика показывает, что в России популярнее всего как раз таки смартфоны на Android. Согласно исследованию МТС, Xiaomi занимает 21% рынка, следом идут Tecno (16%), Samsung (12%), Realme (11%), Infinix и Apple (по 9%).
Рассмотрим самые популярные магазины, которые помогут еще эффективней продвигать мобильные приложения в России.
RuStore
Российский магазин приложений, разработанный VK при поддержке Министерства цифрового развития РФ. К концу 2024 года количество установок превысило 100 млн.
Плюсы:
- Официальная поддержка государства.
- Удобная авторизация (через VK ID, Сбер ID, Яндекс ID и другие).
- С 2024 года стал обязательным для предустановки на всех продаваемых в России устройствах.
- Лояльная модерация самого приложения, менее формализована и быстрее проходит.
- Низкая комиссия. У RuStore она составляет всего 15%.
- Большие возможности для продвижения через VK Рекламу, включая бесшовную установку приложения прямо по клику на рекламный баннер.
- Удобные внутриигровые покупки. Поддержка российских платежных систем (СБП, VK Pay, SberPay и др.).
Минусы:
- Каталогу все ещё необходим сильный рост — сейчас доступны 65 000 приложений и игр.
- Ограниченные возможности для неавторизованных пользователей. Например, без авторизации нельзя оплатить внутриигровые покупки и платные приложения.
GetApps (Xiaomi App Store)
Предустановленный магазин для устройств Xiaomi. Годовой объем скачиваний превышает 200 млн приложений.
Плюсы:
- Официальная поддержка Xiaomi, постоянные обновления.
- Есть интересные форматы: push-уведомления и реклама на экране блокировки (Glance) – приложение может показываться прямо на экране заблокированного телефона.
- Можно установить на любые Android-устройства.
- Интеграция с MIUI (дополнительная прошивка для смартфонов и планшетов на Android, разработанная компанией Xiaomi).
- Инструменты рекламной платформы Mi Ads для продвижения в экосистеме Xiaomi. Владельцы устройств будут видеть рекламу в приложениях, которыми ежедневно пользуются. Это обеспечивает широкий охват целевой аудитории.
Минусы:
- Некоторые приложения доступны только в экосистеме Xiaomi.
- Интерфейс и настройки менее интуитивны, чем у конкурентов.
- Отсутствует социально-демографический таргетинг.
- Иногда сложно масштабировать рекламные кампании и увеличивать охват из-за ограниченности устройств только среди пользователей Xiaomi.
- Модерация рекламных кампаний пока не очень быстрая, необходимо индивидуально просить площадку ускорять процесс.
Huawei AppGallery
Официальный магазин Huawei, используемый на устройствах с Android и HarmonyOS.
Плюсы:
- 580+ млн активных пользователей в 170+ странах.
- Высокая лояльность пользователей Huawei — владельцы устройств Huawei привыкли к AppGallery, так как это основной магазин для их смартфонов.
- Поддержка Huawei Mobile Services (HMS), помогающая разработчикам привлекать аудиторию.
- Меньшая конкуренция, чем в традиционном сторе, что облегчает продвижение новых приложений.
- Разнообразные инструменты для продвижения c помощью платформы Petal Ads в экосистеме Huawei.
Минусы:
- Сложности с ретаргетингом в Petal Ads — таких функций нет.
- Ограниченная работа некоторых приложений.
Альтсторы — путь к цифровой независимости
Альтернативные магазины приложений играют все более значимую роль в мобильной экосистеме России. Они помогают пользователям получать доступ к необходимым программам, разработчикам — распространять свои приложения без жестких ограничений, а бизнесу — оставаться на связи с клиентами и расширять маркетинговый инструментарий. Несмотря на некоторые недостатки (ограниченный ассортимент, проблемы с безопасностью у некоторых платформ), альтсторы развиваются и становятся все более востребованными. В условиях высокой конкуренции за пользователя они являются важным инструментом цифровой независимости.