Forbes Council Гасан Мустафаев
3131
0

Смена цепочек: можно ли в условиях глобальных вызовов выстроить работающую логистику

Смена цепочек: можно ли в условиях глобальных вызовов выстроить работающую логистику
Международная логистика сегодня переживает период масштабных изменений. В 2023 году доходы российских компаний резко сократились на 50,7% по сравнению с 2022 годом. Это было обусловлено ростом геополитической напряженности, санкциями, увеличением стоимости перевозок и новыми торговыми барьерами, которые вынуждают компании переосмысливать свои подходы к организации поставок. Для Alikson Group этот кризис стал проверкой на прочность, но в то же время открыл новые возможности для стратегического развития, поиска нестандартных решений и выстраивания более эффективных цепочек поставок.

Alikson Group развивает бизнес в шести странах: России, Казахстане, Кыргызстане, ОАЭ, Китае и Турции. Среди ее проектов есть маркетплейс электроники, аренда премиальных автомобилей, оптовая дистрибуция и многое другое. Все они так или иначе зависят от международной логистики. До недавнего времени большинство грузов двигалось через страны Европы и США. Эти направления считались стандартом благодаря их прозрачным правилам, развитой инфраструктуре и большому количеству поставщиков. Но геополитические факторы, санкции и новые торговые барьеры сделали такие маршруты непредсказуемыми. Рост стоимости фрахта из-за скачков цен на топливо и дефицита транспортных мощностей сделал перевозки через западные страны экономически невыгодными. Появились значительные задержки в портах, усиленные проверки на границах и перебои в поставках. Короче говоря, старые маршруты перестали работать.

Как мы выбрали новые направления


Я начал с оценки доступных альтернатив. Для меня важно, чтобы маршрут был не только экономически целесообразным, но и устойчивым в долгосрочной перспективе. Поэтому мы с командой проанализировали географию, инфраструктуру, политическую обстановку и риски, чтобы выбрать самые надежные направления. В результате мы выделили три ключевых направления для развития: страны СНГ, Китай и ОАЭ. СНГ для меня всегда было проверенным направлением, которое обеспечивает стабильность благодаря развитым деловым связям и возможностям для расширения филиальной сети.

Переориентация на эти направления позволила оптимизировать процессы и усилить устойчивость бизнеса в новых условиях. Например, увеличение оборота по внешнеэкономической деятельности в 2024 году на фоне роста общей выручки компании в 2023 году до 40–43 миллиардов рублей говорит о правильности выбранных стратегий. Это подтверждает важность международных партнерств и адаптации к изменившимся реалиям рынка. Мы продолжаем работать над укреплением позиций в этих сегментах и видим потенциал для дальнейшего роста.

Китай: ключевой партнер в производстве и логистике


Китай стал естественным выбором благодаря статусу мирового производственного центра. Страна предлагает развитую логистическую инфраструктуру: порты с высокой пропускной способностью, разветвленная сеть железных дорог и автомагистралей, которые обеспечивают скорость и надежность доставки.

Скорость доставки из Китая в зависимости от объемов и категории товаров занимает 1–2 недели. Мы перевозим грузы разными видами транспорта: поездами, самолетами, кораблями — это позволяет оперативно реагировать на запросы клиентов. Китайские поставщики умеют подстраиваться под запросы клиентов. Они готовы обсуждать объемы, менять сроки или адаптироваться к нестандартным запросам. Для меня это особенно важно — рынок постоянно меняется, и способность быстро реагировать на новые задачи становится конкурентным преимуществом.

В любом случае, я считаю необходимым перед началом сотрудничества, тщательно проверить компании: мы изучаем репутацию, условия работы, их подход к выполнению заказов. Это позволяет выстраивать надежные связи, которые работают без сбоев.

ОАЭ как логистический хаб


ОАЭ стал частью нашей логистической стратегии благодаря своему географическому положению и развитой инфраструктуре. Этот регион соединяет ключевые торговые пути между Востоком, Западом, Азией и Африкой — а значит, это надежный вариант для мультимодальных перевозок. Дубай, в частности, стал для нас основным центром распределения грузов, позволяя оперативно управлять потоками и минимизировать затраты.

Одним из главных преимуществ работы с ОАЭ стали свободные экономические зоны с максимально упрощенными процедурами оформления грузов. Это сокращает сроки прохождения таможенных операций и снижает налоговые издержки. Это особенно важно, когда объемы постоянно растут и требуется высокая надежность. Например, каждую неделю через ОАЭ мы получаем 4 партии грузов разного объема — от небольших посылок в 50 кг до нескольких тонн. В основном это электроника, компьютеры, мобильные телефоны и другая техника. Такой формат работы позволяет нам одинаково эффективно справляться как с небольшими заказами, так и с крупными поставками для бизнеса.

ОАЭ можно рассматривать не только как транзитную точку — для нас регион стал полноценной складской базой. Благодаря этому мы можем оперативно перенаправлять грузы в зависимости от потребностей рынка. Например, если возникает срочная потребность в определенном товаре в Европе или Азии, груз может быть быстро доставлен из наших складов в Дубае, избегая задержек, которые характерны для более длинных маршрутов.

Оптимизация с помощью технологий


Усложнение международной логистики из-за задержек и увеличения рисков существенно влияет на бизнес: вложения дольше остаются в обороте, а расходы на посредников увеличиваются. Поэтому компаниям нужно точнее планировать процессы и использовать технологии для повышения эффективности. Согласно рекомендациям McKinsey & Company, использование цифровых инструментов может сократить операционные издержки на 15–25% и повысить устойчивость цепочек поставок.

Alikson Group уделяет большое внимание оптимизации логистических процессов. Например, мы внедрили кастомизированную CRM-систему, которая помогает анализировать спрос и точнее планировать поставки. Так можно минимизировать избыточные запасы, снизить финансовые риски и оптимизировать транспортные расходы. Кроме того, долгосрочное сотрудничество с надежными транспортными компаниями и работа с большими объемами помогают сократить издержки и обеспечить стабильность поставок.

Кризис в логистике стал для многих компаний проверкой на прочность. Я убежден, что гибкость, готовность к переменам и правильный выбор направлений дают возможность не только выживать, но и развиваться даже в самых сложных условиях.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза