Forbes Council Оксана Исакова
4334
0

Вывозит все: как производственная система ГАЗ работает на благо промышленности

Вывозит все: как производственная система ГАЗ работает на благо промышленности
Период турбулентности — хороший индикатор сильных игроков в экономике. У каждого региона такие «рабочие лошадки» свои. В Нижегородской области это автопром: по итогам 11 месяцев 2024 года объемы производства в отрасли выросли почти на 19%, при том, что крупнейший региональный производитель — Горьковский автозавод — еще с 2018 года находится под санкциями. Как предприятию удается удерживать больше половины российского рынка в своем сегменте?

Долю Горьковского автозавода в сегменте легких коммерческих автомобилей российского рынка профильное агентство «Автостат» оценивает в 53,8% по итогам 2024 года. Всего в 2024 году, по данным аналитиков агентства, в стране было продано чуть больше 112 000 LCV, почти на четверть больше, чем в предыдущем году, из них свыше 60 200 — это автомобили «Газель» и «Соболь».

Наши позиции на рынке стабильны, хотя контекст этому, казалось бы, не способствует. Предприятие не просто сохраняет устойчивость, но и ежегодно совершенствует продуктовую линейку под актуальные запросы рынка, выпуская новые модели автомобилей, что очень показательно, по собственным конструкторским разработкам. Так, в 2024 году стартовало производство среднетоннажного грузовика «Валдай 12», который позволит обеспечить эффективную логистику для транспортных и торговых компаний. Также завод начал выпуск полноприводного автомобиля «Соболь NN» для разных категорий пользователей: от коммунальных служб и малого бизнеса до семей, увлекающихся путешествиями и активным отдыхом. В прошлом году в «серию» пошло новое поколение автомобиля скорой помощи «Газель NN», разработанного, в том числе, с учетом рекомендаций врачей скорой.

Есть и перспективные разработки: на выставке Urbantrans в Москве мы представили, например, минивэн «Газель NN 4Х4» с полноприводной трансмиссией и трансформируемым салоном, школьный автобус «Газель NN» c широким набором электронных помощников водителя, туристический VIP-автобус «Газель City». Мы слушаем и слышим своих покупателей, а они голосуют за новые модели рублем, что и подтверждают экспертные оценки.

«База, мощная основа, обеспечивающая эту стабильность, была заложена еще в начале 2000-х годов, когда к нам на автозавод по приглашению Олега Дерипаски прибыли японские специалисты, с помощью которых мы начали одними из первых в стране внедрять собственную производственную систему».

Творческий подход как основа бизнеса


Готовых решений никто не предлагал: нам просто задавали вопросы, искать ответы на которые приходилось самим, в реальных условиях производства, шаг за шагом оптимизируя все бизнес-процессы — от работы с поставщиками до логистики готовой продукции. С тех пор прошло уже больше 20 лет, и сейчас мы с уверенностью говорим, что производственная система стала для предприятия не просто неким заученным набором практик, а особой философией, пронизывающей бережливым подходом и непрерывными улучшениями все этапы.

«Главное, что дает производственная система, — это способность быть гибкими при любых внешних обстоятельствах за счет опоры на собственные ресурсы».

Могут меняться требования рынка, появляются новые вызовы, но завод всегда знает, что делать, чтобы быстро измениться. Так, во время мирового финансового кризиса 2008–2009 годов перед нами стояла задача «сжатия» производств на всех площадках, в 2010–2011 годах, когда запускали контрактные сборки с иностранными партнерами, требовалось перераспределение рабочей силы и новая оптимизация потоков. В 2014 году, когда на фоне двукратного падения курса рубля в одночасье подорожали импортные комплектующие, нам нужно было при этом модернизировать собственные штамповочные и сварочные линии и наладить выпуск новых моделей.

Каждый раз задачу надо было решать быстро и эффективно, чтобы не подвести главный конвейер — производство никогда не останавливалось. Более того, мы развивались: непрерывные инженерные разработки обеспечивали завод новыми поколениями машин даже в кризисы. В 2010 году это была выносливая «Газель Бизнес», в 2013 — комфортная «Газель Next», в 2021 — цифровая «Газель NN». Так часто не обновлял модельный ряд ни один из отечественных производителей.

«Параллельно мы внедряли абсолютно новые конструкторские решения в духе времени: первый беспилотник, который успешно прошел длительную эксплуатацию в реальных условиях у конкретного заказчика, серийные электромобили «Газель e-NN», первые пассажирские водоробусы — автобусы на водородных топливных элементах».

Каждый раз творческий подход, который лежит в основе нашей производственной системы, помогал не только экономить и снижать себестоимость производства, но и выходить на новый уровень качества и технологий. Например, в том же 2014 году в цехе сварки цельнометаллических кузовов мы внедрили новый робототехнический комплекс, который позволил впредь не создавать отдельных линий для каждого нового продукта, а в одном потоке варить кузова для разных модификаций машин.

Автоматизация продолжается и сегодня, когда в условиях дефицита кадров как никогда важно повышать производительность труда. Компоненты к конвейерам в цехах теперь доставляют роботы-транспортировщики — беспилотные транспортные платформы собственного производства. При поддержке Российского фонда развития информационных технологий мы последовательно внедряем цифровой проект комплексного управления жизненным циклом продукта и производственными процессами и разворачиваем масштабную систему мониторинга промышленного оборудования, в которую объединяются обрабатывающие центры, робототехнические комплексы, лазеры, токарные станки и так далее. На основе данных об их работе в режиме реального времени мы сможем более эффективно перераспределять загрузку оборудования и персонала.

Люди — главный актив


Производственная система — это не только про станки и технологии. В ее центре — человек. Никакое передовое оборудование не даст требуемого эффекта без людей. Отсюда — кадровая политика, ориентированная на поддержку, обучение, карьерный рост и социальное благополучие сотрудников. У нас ежегодно увеличивается доля молодых специалистов: с 2021 года при общем сокращении численности молодых людей от 18 до 35 лет в стране на 8% на наших предприятиях количество молодых сотрудников выросло на 3% — и это, на мой взгляд, один из главных показателей эффективности корпоративной стратегии.

«Несколько лет назад системный подход к организации производственных процессов вышел за пределы проходных: по инициативе снизу, от рабочих советов появился проект «Новый социальный вектор» и его поддержал Олег Дерипаска».

Опираясь на обратную связь от сотрудников, предприятие совместно с муниципалитетом вкладывается в восстановление и создание новой социальной инфраструктуры в городе — в этом и заключается суть проекта. Благодаря этой программе, например, в Автозаводском районе Нижнего Новгорода были модернизированы муниципальный стадион «Чайка», Дом ветеранов, Дом физкультуры с бассейном, Центр медицинской профилактики, появился новый Центр спортивных единоборств, готовятся проекты реконструкции лыжной базы и одного из крупнейших в городе парков. Только в прошлом году в социальные и благотворительные проекты завод инвестировал более 1,5 млрд рублей. Поэтому динамика развития российского рынка легких коммерческих автомобилей и наша доля на нем — это, конечно, показательно и важно, но не менее важно для нас, внутри компании — чем мы полезны здесь, на нижегородской земле, как чувствуют себя наши сотрудники на работе и дома.

По итогам 11 месяцев 2024 года заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков отметил устойчивость промышленности области к «внешним шокам» (индекс промпроизводства региона составил 103,9%), а автопром назвал «основным драйвером роста» — объемы производства в секторе выросли на 18,8%. И это, наверное, правильно: в Нижнем Новгороде, где когда-то зарождался отечественный автопром, он должен быть и драйвером, и примером.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза