Forbes Council Анна Серебряникова
15848
0

Данные как актив: от сбора информации к партнерству с клиентом

Данные как актив: от сбора информации к партнерству с клиентом
В России регулирование персональных данных основано на защите интересов граждан как слабой стороны в отношениях. Этот совершенно правильный подход закреплен в законе «О персональных данных» №152-ФЗ и был актуален на этапе разработки концепции данного закона. Первоначально документ был создан для регулирования традиционных офлайн-услуг, таких как банковские и нотариальные, и не учитывал сложность современной цифровой среды. Социальные сети, маркетплейсы, цифровые коммерческие и государственные услуги приводят общемировой объем данных к значениям свыше 175 зетабайтов. Для наглядности одного зетабайта достаточно для записи 10 млрд фильмов в 4K качестве. Под влиянием сплошной цифровизации изменилось и общественное восприятие границ открытости: люди стремятся быть видимыми и заметными, а для молодого поколения яркий цифровой след — это и вовсе признак реальности происходящего.

Предоставление человеком данных о себе в обмен на более выгодные или персонализированные предложения товаров и услуг стало новой реальностью современного рынка цифровых сервисов. Удовлетворенность и удержание клиентов в цифровой среде стали основными параметрами качества цифровой платформы как для бизнеса, так и для государства. Динамичные процессы цифровой трансформации привели к активному увеличению объема и повышению ценности данных. Это становится ключевым фактором для развития рынка больших данных в России, совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) которого составил 17% с 2021 по 2024 год.

Тем не менее правовая база, регулирующая оборот данных, остается статичной, не успевая за динамикой рынка, и требует адаптации. Такое запаздывание вполне объяснимо: право должно следовать за сформировавшимися моделями поведения, а не предвосхищать их. Для развития экономики данных в России важно закрепить подход, где данные — личный актив клиента, а бизнес предоставляет выгоды в обмен на их использование.

Анализ сложившихся практик взаимодействия между человеком и цифровым миром привел к формированию «нового общественного договора в сфере данных», как подтверждение равноправия участников цифрового взаимодействия. Подход основан на стандартах этичного обращения с данными, прозрачности и технологиях, обеспечивающих взаимную пользу каждой из сторон, данный подход используется добросовестными участниками рынка данных и поддерживается Ассоциацией больших данных (АБД). Компании-участницы АБД выстраивают новый тип взаимоотношений с клиентами и предлагают пользователям разнообразные преференции в обмен на данные. Лучшие кейсы собраны в Белой книге — своде лучших практик в сфере добросовестного использования данных.

Партнерство через персонализированные предложения и программы лояльности


Среди предлагаемых компаниями преференций в обмен на данные — рекомендательные сервисы, оптимизация клиентского пути, улучшение пользовательского опыта (UX), программы лояльности, персонализированная реклама и предложения. Бизнес предлагает создание целостных экосистем, где клиенты могут воспользоваться едиными подписками, семейными доступами и голосовым помощником. И чем больше данных пользователь разрешает анализировать, тем больше пользы приносят сервисы, подстраиваясь конкретно под его запросы. Благодаря технологиям наилучшего предложения для клиента (Next best offer или next best action) компании создают целостные решения, способные полностью удовлетворить потребности клиентов «под ключ» и в какой-то степени даже предугадывать их желания. Например, при оформлении ипотеки банки предлагают дополнительные услуги, такие как страхование жилья или бонусы на ремонт.

Данный подход приносит взаимную и эквивалентную выгоду: пользователи получают персонализированный сервис, а компании — лояльных клиентов, а также укрепление рыночных позиций. Так пользовательские данные — не только основа персонализации, но и важный актив как для пользователя, так и для владельца цифровой платформы.

Защита данных как условие доверительных отношений


Бизнес понимает, что данные клиентов требуют надежной защиты, и соблюдение законодательства — это всего лишь необходимый гигиенический уровень. Зрелые компании стремятся создать еще более защищенную и доверительную среду, где пользователи уверены, что их данные в безопасности. Так, крупнейшие компании России применяют передовые методы защиты данных и регулярно совершенствуют алгоритмы кибербезопасности.

На площадке АБД был разработан Отраслевой стандарт защиты данных — саморегулируемый отраслевой стандарт, который содержит комплекс мер, позволяющих операторам персональных данных самостоятельно оценить зрелость выстроенных процессов защиты информации, подтвердить правильность сделанных выводов с привлечением внешних организаций и эффективно совершенствовать управленческие и организационные процессы.

Партнерство предполагает прозрачность, поэтому большинство цифровых платформ предоставляют возможность пользователю управлять своими данными, контролируя, какую информацию о нем собирается и как она используются. Например, в Белой книге описана практика, в которой социальная сеть поддерживает это через панель настроек конфиденциальности, где каждый пользователь может управлять своими данными, определяя, какая информация будет доступна для анализа и публичного отображения, что дает возможность пользователю гибко управлять и уровнем приватности и предпочтениям.

Преимущества для бизнеса, государства и общества


Предлагаемый АБД общественный договор в сфере данных создает взаимовыгодную основу для развития бизнеса, государства и общества. Для бизнеса — это возможность развивать экосистему продуктов, повышать операционную эффективность за счет удержания клиентов, совершенствовать системы защиты данных и сохранять доверие клиентов, принимая на себя больше ответственности за защиту и сохранность данных пользователей. Технологические лидеры выступают локомотивом изменений, предоставляя Trust-as-a-Service другим участникам рынка и задавая высокие стандарты работы с данными.

Для государства принцип партнерства решает ключевую задачу — укрепляет доверие граждан к цифровой среде и ускоряет становление и развитие экономики данных. Общественный договор в сфере данных также приведет к усилению контроля за действиями более уязвимых участников рынка — малом и среднем бизнесе, так как клиент сможет требовать адекватной защиты своих данных, а небольшие компании смогут воспользоваться услугами технологических лидеров и снизить риски безопасности данных, возникающие из-за недостаточной зрелости инфраструктуры.

Для общества подобное партнерство с бизнесом поможет сделать процессы обработки данных более прозрачными и понятными пользователям, убережет от мошенничества. Пользователи, понимая, что защитой их данных занимаются не формально, а через действенную систему защиты и охраны, охотнее будут пользоваться цифровыми продуктами и услугами, получая релевантные предложения, которые улучшат их пользовательский опыт и сэкономят деньги. В результате, новый общественный договор в сфере данных поможет развитию цифровых привычек и активному использованию онлайн-платформ, что выгодно всем участникам цифровой экономики.

Будущее в рамках нового консенсуса


Поддержка выработанного подхода и соблюдение компаниями высоких стандартов защиты данных позволит сформировать позитивное отношение граждан к цифровым услугам, что, в свою очередь, приведет к повышению конкурентоспособности российских компаний и поможет предотвратить технологическое отставание, позволяя бизнесу и государству идти в ногу с передовыми практиками.

Современные технологии дают возможность перейти к новому уровню сотрудничества, где данные становятся инструментом для взаимной выгоды. Такая модель уже продемонстрировала свою эффективность у лидеров рынка, и очевидно, что скоро и другие компании будут стремиться к ее внедрению, чтобы соответствовать ожиданиям пользователей.

Признание сложившегося общественного консенсуса в правовом поле — путь к безопасному, взаимовыгодному и прозрачному взаимодействию, в котором государство, бизнес и пользователи развивают экономику данных нашей страны, а правовая база быстрее адаптируется к динамике рынка, поддерживая этот прогрессивный подход.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза