Автоматизируй это: как роботы определяют будущее логистики
Смогут ли машины заменить людей на объектах, зачем роботизировать склады и что об этом думает бизнес — объясняет Андрей Тян, генеральный директор «Аметист Кэпитал».
Обычное утро на складе Amazon под Нэшвиллом штата Теннеси: роботизированная рука под названием Cardinal ловко складывает посылки в форме тетриса. Затем автономная платформа Proteus бережно развозит по местам грузовые тележки, подмигивая зелеными глазами-фонариками. Amazon стала одной из первой компаний, оценивших пользу роботов для внутриобъектовой логистики, — и сейчас в ее парке 15 видов «умных» машин, которые закрывают практически все складские задачи. В Amazon «работают» 750 000 роботов — это половина от числа сотрудников-людей. Не отстают и другие всемирно известные корпорации: так, в каждом их флагманских отделений DHL трудятся 5000–7000 роботов. Как сказала в интервью The New York Times Сэлли Миллер, глава пресс-офиса DHL: «Роботы не берут больничный и могут функционировать много часов без перерыва».
Конечно, дело совсем не в том, что машины хотят лишить людей заработка. Цель в том, чтобы свести к минимуму энергозатратный, низкооплачиваемый и довольно опасный труд — а на объектах он именно такой. Автоматизированные технологии, особенно в синергии с технологиями искусственного интеллекта, повышают качество услуг, уменьшают человеческий фактор, снижают расходы компаний на оплату труда. Все складские операции становятся более точными: роботы оптимизируют хранение и отбор товаров, сокращают время выполнения онлайн-заказов.
Развитие сегмента e-com — главный драйвер роста рынка роботизированных решений для логистики. В 2023 году продажи e-com во всем мире составляли $5,8 млрд, а к 2027 году они должны вырасти на 39%. Такие скорости требуют максимальной точности и быстроты процессов на объектах.
Вот, что могут (и уже делают) роботы в логистике:
— Организуют доставку сырья и материалов.
— Предотвращают опасные ситуации, например, падение коробок.
— Быстро перевозят и расфасовывают грузы внутри объекта.
— Следят за безопасностью и соблюдением правил на объектах.
— Осуществляют входной контроль и формируют сопроводительную документацию.
— Организуют доставку заказов клиентам, упаковывают заказы.
— Быстро сортируют грузы по категориям.
На практике эти решения могут быть очень разными: от той самой роботизированной руки до дронов, облетающих объекты, от роботов-мойщиков (на складах важно соблюдение строгих гигиенических норм) до антропоморфных устройств, работающих над более кропотливыми задачами вместе с людьми. Возможности для появления новых технологий практически безграничны, учитывая бурное развитие нейросетей, машинного зрения и IoT (интернета вещей). По подсчетам Международной федерации робототехники IFR, продажи профессиональных сервисных роботов в мире выросли на 44% в 2022 году.
«К 2031 году мировой рынок автоматизированных решений для логистики должен достичь $27,8 млрд с ежегодным ростом 16,2%. А число заказов e-com, собранных с помощью роботов, по прогнозам Interact Analysis, увеличится с $236 млн в 2022 году до впечатляющих $6,8 млрд к 2030 году».
И это не просто тренд, а необходимость. По данным той же IFR, к 2028 году может наступить острый кризис складских кадров: молодые специалисты не хотят работать в этой сфере, а более взрослые уже не смогут выполнять задачи с той же эффективностью. Очевидно, что роботы действительно нужны.
Новых складов в стране становится все больше, рынок e-com тоже кратно растет: почти на 30% в год. При этом проблемы те же, что во всем мире: острая нехватка персонала для закрытия растущих потребностей производства. Ведь внутриобъектовая логистика касается не только маркетплейсов. 27% компаний в сфере ретейла, производства и логистики вкладываются в цифровые технологии и роботизацию.
Конечно, в России есть свои национальные особенности. Демографическая яма, высокий порог входа в «складские» профессии (когда можно почти за те же деньги пойти работать курьером или таксистом), и при этом фиксируется острая нехватка производственных помещений. Большинство решений для внутриобъектовой логистики сегодня импортные, но роботизация в стране тем не менее стремительно развивается. И в этой нише можно либо запустить полное российское производство, либо производить роботов из комплектующих.
Шесть драйверов роста рынка отечественных автоматизированных логистических решений:
Несмотря на то, что степень зрелости рынка логистической робототехники в России еще низкая, у него есть все перспективы для роста. На это работают государственные программы, поддержка фондов и индустриальных парков. Правда, действовать все равно нужно последовательно, «с головы» — сначала налаживать бизнес-процессы, затем внедрять WMS (систему управления складом) — и только потом заниматься интеграцией в рабочие процессы роботов. Хорошая новость заключается в том, что эта отрасль увлекает молодых профессионалов из поколения Z: не исключено, что российский бизнес ждут новые интересные разработки — не хуже, а то и лучше, чем в Amazon.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Обычное утро на складе Amazon под Нэшвиллом штата Теннеси: роботизированная рука под названием Cardinal ловко складывает посылки в форме тетриса. Затем автономная платформа Proteus бережно развозит по местам грузовые тележки, подмигивая зелеными глазами-фонариками. Amazon стала одной из первой компаний, оценивших пользу роботов для внутриобъектовой логистики, — и сейчас в ее парке 15 видов «умных» машин, которые закрывают практически все складские задачи. В Amazon «работают» 750 000 роботов — это половина от числа сотрудников-людей. Не отстают и другие всемирно известные корпорации: так, в каждом их флагманских отделений DHL трудятся 5000–7000 роботов. Как сказала в интервью The New York Times Сэлли Миллер, глава пресс-офиса DHL: «Роботы не берут больничный и могут функционировать много часов без перерыва».
Конечно, дело совсем не в том, что машины хотят лишить людей заработка. Цель в том, чтобы свести к минимуму энергозатратный, низкооплачиваемый и довольно опасный труд — а на объектах он именно такой. Автоматизированные технологии, особенно в синергии с технологиями искусственного интеллекта, повышают качество услуг, уменьшают человеческий фактор, снижают расходы компаний на оплату труда. Все складские операции становятся более точными: роботы оптимизируют хранение и отбор товаров, сокращают время выполнения онлайн-заказов.
Развитие сегмента e-com — главный драйвер роста рынка роботизированных решений для логистики. В 2023 году продажи e-com во всем мире составляли $5,8 млрд, а к 2027 году они должны вырасти на 39%. Такие скорости требуют максимальной точности и быстроты процессов на объектах.
Вот, что могут (и уже делают) роботы в логистике:
— Организуют доставку сырья и материалов.
— Предотвращают опасные ситуации, например, падение коробок.
— Быстро перевозят и расфасовывают грузы внутри объекта.
— Следят за безопасностью и соблюдением правил на объектах.
— Осуществляют входной контроль и формируют сопроводительную документацию.
— Организуют доставку заказов клиентам, упаковывают заказы.
— Быстро сортируют грузы по категориям.
На практике эти решения могут быть очень разными: от той самой роботизированной руки до дронов, облетающих объекты, от роботов-мойщиков (на складах важно соблюдение строгих гигиенических норм) до антропоморфных устройств, работающих над более кропотливыми задачами вместе с людьми. Возможности для появления новых технологий практически безграничны, учитывая бурное развитие нейросетей, машинного зрения и IoT (интернета вещей). По подсчетам Международной федерации робототехники IFR, продажи профессиональных сервисных роботов в мире выросли на 44% в 2022 году.
«К 2031 году мировой рынок автоматизированных решений для логистики должен достичь $27,8 млрд с ежегодным ростом 16,2%. А число заказов e-com, собранных с помощью роботов, по прогнозам Interact Analysis, увеличится с $236 млн в 2022 году до впечатляющих $6,8 млрд к 2030 году».
И это не просто тренд, а необходимость. По данным той же IFR, к 2028 году может наступить острый кризис складских кадров: молодые специалисты не хотят работать в этой сфере, а более взрослые уже не смогут выполнять задачи с той же эффективностью. Очевидно, что роботы действительно нужны.
Роботизация складов: перспективы в России
Новых складов в стране становится все больше, рынок e-com тоже кратно растет: почти на 30% в год. При этом проблемы те же, что во всем мире: острая нехватка персонала для закрытия растущих потребностей производства. Ведь внутриобъектовая логистика касается не только маркетплейсов. 27% компаний в сфере ретейла, производства и логистики вкладываются в цифровые технологии и роботизацию.
Конечно, в России есть свои национальные особенности. Демографическая яма, высокий порог входа в «складские» профессии (когда можно почти за те же деньги пойти работать курьером или таксистом), и при этом фиксируется острая нехватка производственных помещений. Большинство решений для внутриобъектовой логистики сегодня импортные, но роботизация в стране тем не менее стремительно развивается. И в этой нише можно либо запустить полное российское производство, либо производить роботов из комплектующих.
Шесть драйверов роста рынка отечественных автоматизированных логистических решений:
- Производства становятся более локальными, ближе к клиенту.
- Шеринг производственных мощностей.
- Рост спроса на гражданские беспилотники.
- Развитие человеко-машинного взаимодействия.
- Низкий уровень модернизации производств, устаревшее оборудование активно меняется на современное.
- Появление российского ПО по разным направлениям.
Несмотря на то, что степень зрелости рынка логистической робототехники в России еще низкая, у него есть все перспективы для роста. На это работают государственные программы, поддержка фондов и индустриальных парков. Правда, действовать все равно нужно последовательно, «с головы» — сначала налаживать бизнес-процессы, затем внедрять WMS (систему управления складом) — и только потом заниматься интеграцией в рабочие процессы роботов. Хорошая новость заключается в том, что эта отрасль увлекает молодых профессионалов из поколения Z: не исключено, что российский бизнес ждут новые интересные разработки — не хуже, а то и лучше, чем в Amazon.