Мобильная связь должна быть в доме: как обеспечить новостройки устойчивым сигналом
Равиль Хайбуллин, директор макрорегиона «Москва» Т2, о том, почему в условиях конкуренции в строительной отрасли девелоперам важно налаживать сотрудничество с операторами связи.
Ежегодно потребление трафика в России увеличивается на 18–20%. Люди активнее пользуются услугами на базе мобильной связи, операторы, и мы в том числе, не перестают развивать телеком-инфраструктуру, чтобы сеть выдерживала всю нагрузку и обеспечивала стабильный сервис. У жителей Московской агломерации высокие требования к мобильной связи: они привыкли к непрерывности сигнала в метро, в торговых и бизнес-центрах, парках, музеях — везде. Однако с новостройками дело обстоит иначе.
Плотная квартальная застройка и конструкция современных зданий препятствуют проникновению сигнала от базовых станций, и проживающие в крупных жилых комплексах, независимо от их класса, сталкиваются с проблемами: зачастую связь может быть доступна только при открытом окне в конкретном месте квартиры.
Чтобы решить проблему, операторам необходимо размещать оборудование мобильной связи внутри ЖК на специализированных опорах или на кровле зданий. Однако действующее законодательство требует, чтобы телеком-инфраструктура располагалась по периметру жилого комплекса или в отдалении от него. Такой подход требует значительно больше оборудования, но при этом оно используется с меньшей эффективностью, поскольку задействуются не все ресурсы базовой станции.
Есть и еще одна преграда: для получения разрешения на размещение оборудования на кровле зданий необходимо собрать общее собрание собственников и получить согласие 66,6% жителей. Так как квартиры зачастую приобретались с инвестиционными целями, получить положительное решение ОСС затруднительно — больше половины собственников не живут по заявленным адресам.
Мы считаем, что создание телеком-инфраструктуры внутри зданий и сооружений — это новый «гигиенический» минимум наравне с обеспечением водоснабжения и доступа к электричеству. Сегодня большой популярностью пользуются lifestyle-сервисы, и вряд ли владелец смартфона обходится без служб доставки или онлайн-кинотеатра. Невозможность завершить аренду автомобиля в сервисе каршеринга, принять звонок от курьера, сделать перевод или узнать о прибытии таксиста заставляет изрядно понервничать жителя современного мегаполиса. У жителей Москвы и Московской области уже сформирован набор привычек, который зацементирован в фундамент их рутины, и отказаться от него нельзя. Поэтому, если у клиентов есть выбор между ЖК с доступной связью и ЖК без связи, мы можем предполагать, что пользователи остановятся на первом варианте. Кроме того, мы видим заинтересованность самих застройщиков, особенно в сегменте бизнес-класса и выше, в том, чтобы связь в новых домах была качественной.
Застройщики и операторы связи стремятся прийти к общему решению, чтобы удовлетворять запросы пользователей сети. Например, в начале 2024 года Т2 подписала соглашения на установку оборудования внутри зданий с девелоперами MR Group и ФСК, а в течение года также работала над другими проектами, где связь была необходима. Оборудование устанавливается на заключительном этапе строительства жилой и коммерческой недвижимости или уже после сдачи объекта. По условиям подписанных соглашений, это пока касается только жилых комплексов бизнес- и премиум-класса — связь Т2 есть как в квартирах, так и в подземном паркинге и лифте. С начала 2024 года мы с партнерами обеспечили сигнал в более чем 15 крупных ЖК, и, судя по данным мониторинга трафика, проекты оказались успешными. Так, мы видим по росту трафика, что люди дома активно пользуются мобильным интернетом. Начало совместной работы операторов с девелоперами — это большой прогресс, который способен вывести пользовательский опыт на новый уровень.
Когда тот или иной оператор проводит связь в ЖК, пользоваться связью могут не только его клиенты, но и абоненты виртуальных мобильных операторов (MVNO). Например, сейчас на базе Т2 работает более 25 MVNO, в том числе банков. Они активно набирают базу, им нужно высокое качество сервиса. Чтобы обслуживать рост трафика, Т2 расширяет покрытие в макрорегионе «Москва». Так, за первые девять месяцев 2024 года мы модернизировали 20% оборудования в Москве и области, а количество сайтов увеличили на 4,5%. Работа технического департамента не прекращается ни на минуту.
Идеальной для операторов была бы ситуация, если бы застройщики учитывали вопросы обеспечения связью до начала строительства, на проектной стадии, и предусматривали бы определенную площадь земельного участка под расположение телеком-оборудования. В таком случае еще на этапе проектирования жилых комплексов операторы смогли бы верно рассчитать, как лучше обеспечить территорию и ее жителей связью. Возможно, мы бы могли даже предложить к установке смарт-опоры освещения, которые бы действовали в том числе как средство для размещения телеком-оборудования, зарядок электромобилей, погодных станций.
В заключение подчеркну, что мы как оператор выступаем за то, чтобы связь была доступна во всех ЖК. Но думать об этом надо до, а не после стройки.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Ежегодно потребление трафика в России увеличивается на 18–20%. Люди активнее пользуются услугами на базе мобильной связи, операторы, и мы в том числе, не перестают развивать телеком-инфраструктуру, чтобы сеть выдерживала всю нагрузку и обеспечивала стабильный сервис. У жителей Московской агломерации высокие требования к мобильной связи: они привыкли к непрерывности сигнала в метро, в торговых и бизнес-центрах, парках, музеях — везде. Однако с новостройками дело обстоит иначе.
Плотная квартальная застройка и конструкция современных зданий препятствуют проникновению сигнала от базовых станций, и проживающие в крупных жилых комплексах, независимо от их класса, сталкиваются с проблемами: зачастую связь может быть доступна только при открытом окне в конкретном месте квартиры.
Чтобы решить проблему, операторам необходимо размещать оборудование мобильной связи внутри ЖК на специализированных опорах или на кровле зданий. Однако действующее законодательство требует, чтобы телеком-инфраструктура располагалась по периметру жилого комплекса или в отдалении от него. Такой подход требует значительно больше оборудования, но при этом оно используется с меньшей эффективностью, поскольку задействуются не все ресурсы базовой станции.
Есть и еще одна преграда: для получения разрешения на размещение оборудования на кровле зданий необходимо собрать общее собрание собственников и получить согласие 66,6% жителей. Так как квартиры зачастую приобретались с инвестиционными целями, получить положительное решение ОСС затруднительно — больше половины собственников не живут по заявленным адресам.
Мы считаем, что создание телеком-инфраструктуры внутри зданий и сооружений — это новый «гигиенический» минимум наравне с обеспечением водоснабжения и доступа к электричеству. Сегодня большой популярностью пользуются lifestyle-сервисы, и вряд ли владелец смартфона обходится без служб доставки или онлайн-кинотеатра. Невозможность завершить аренду автомобиля в сервисе каршеринга, принять звонок от курьера, сделать перевод или узнать о прибытии таксиста заставляет изрядно понервничать жителя современного мегаполиса. У жителей Москвы и Московской области уже сформирован набор привычек, который зацементирован в фундамент их рутины, и отказаться от него нельзя. Поэтому, если у клиентов есть выбор между ЖК с доступной связью и ЖК без связи, мы можем предполагать, что пользователи остановятся на первом варианте. Кроме того, мы видим заинтересованность самих застройщиков, особенно в сегменте бизнес-класса и выше, в том, чтобы связь в новых домах была качественной.
Застройщики и операторы связи стремятся прийти к общему решению, чтобы удовлетворять запросы пользователей сети. Например, в начале 2024 года Т2 подписала соглашения на установку оборудования внутри зданий с девелоперами MR Group и ФСК, а в течение года также работала над другими проектами, где связь была необходима. Оборудование устанавливается на заключительном этапе строительства жилой и коммерческой недвижимости или уже после сдачи объекта. По условиям подписанных соглашений, это пока касается только жилых комплексов бизнес- и премиум-класса — связь Т2 есть как в квартирах, так и в подземном паркинге и лифте. С начала 2024 года мы с партнерами обеспечили сигнал в более чем 15 крупных ЖК, и, судя по данным мониторинга трафика, проекты оказались успешными. Так, мы видим по росту трафика, что люди дома активно пользуются мобильным интернетом. Начало совместной работы операторов с девелоперами — это большой прогресс, который способен вывести пользовательский опыт на новый уровень.
Когда тот или иной оператор проводит связь в ЖК, пользоваться связью могут не только его клиенты, но и абоненты виртуальных мобильных операторов (MVNO). Например, сейчас на базе Т2 работает более 25 MVNO, в том числе банков. Они активно набирают базу, им нужно высокое качество сервиса. Чтобы обслуживать рост трафика, Т2 расширяет покрытие в макрорегионе «Москва». Так, за первые девять месяцев 2024 года мы модернизировали 20% оборудования в Москве и области, а количество сайтов увеличили на 4,5%. Работа технического департамента не прекращается ни на минуту.
Идеальной для операторов была бы ситуация, если бы застройщики учитывали вопросы обеспечения связью до начала строительства, на проектной стадии, и предусматривали бы определенную площадь земельного участка под расположение телеком-оборудования. В таком случае еще на этапе проектирования жилых комплексов операторы смогли бы верно рассчитать, как лучше обеспечить территорию и ее жителей связью. Возможно, мы бы могли даже предложить к установке смарт-опоры освещения, которые бы действовали в том числе как средство для размещения телеком-оборудования, зарядок электромобилей, погодных станций.
В заключение подчеркну, что мы как оператор выступаем за то, чтобы связь была доступна во всех ЖК. Но думать об этом надо до, а не после стройки.