Forbes Council Алексей Фролов
19888
0

Дорогие путешественники: как развивается в России туризм в люкс-сегменте

Дорогие путешественники: как развивается в России туризм в люкс-сегменте
Начиная с 2020 года внутренний туризм в России набирает все большую популярность. События последних лет сыграли свою роль, подтолкнув россиян к исследованию собственной страны, возрос интерес к природным достопримечательностям, истории, культурному наследию и традициям регионов.

Число россиян, путешествующих по России хотя бы раз в год, в январе–июне 2024 года выросло на 21% год по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 56,2 млн, подсчитали в «СберАналитике». Согласно Стратегии развития туризма, к 2035 году число поездок может увеличиться почти в три раза, до 144 млн поездок в год.

Лидерами по посещаемости являются курорты Краснодарского края, Крым, Кавказские Минеральные Воды и города Золотого кольца. Также отмечается рост интереса к Байкалу, Камчатке и Алтаю, что подчеркивает возрастающий спрос на природные и экологические маршруты. Но уверен, что и другие регионы страны заслуживают внимания. Например, донская земля, моя родина. Регион отличается живописными пейзажами, здесь есть отличные условия для экотуризма, и есть прекрасная местная кухня. Ростовская область богата историческими достопримечательностями, культура донских казаков привлекает туристов, желающих познакомиться с историей и традициями этого региона. Кроме того, Ростов-на-Дону — крупный транспортный узел с удобным доступом из других регионов России и даже зарубежных стран, отсюда недалеко и до курортов Черноморского побережья.

Cегодня туристы ищут не только отдых на пляже или обзорные экскурсии, но и приключения, спортивные активности, привлекает их и экотуризм: набирают популярности глэмпинги, этнические деревни и эко-отели. Загородные отели, особенно с интересными локациями и особым сервисом, становятся еще более востребованными у тех, кто стремится к уединению и погружению в природу. Лакшери туризм занимает около 10% внутреннего турпотока. Этот рынок оценивался примерно в 200 млрд рублей в 2023 году и, по прогнозам экспертов, будет расти. В среднем россияне проводят 5–7 дней в одном путешествии, но эта цифра выше для сегмента люкс, где туристы склонны оставаться на длительный период для полноценного отдыха и восстановления.

Вложив $100 млн в строительство загородного отеля «Уткино» Country House в Ростовской области около 10 лет назад, я продолжаю считать, что премиальный отдых на природе имеет все основания стать одним из перспективных направлений для инвесторов в России.

В целом по стране улучшение автомобильных и железнодорожных дорог делает отдаленные регионы более доступными, тем самым увеличивая привлекательность этих мест для вложений в гостиничную инфраструктуру. Правительство активно поддерживает внутренний туризм, выделяя субсидии и предоставляя льготы для инвесторов в этой отрасли. Бизнес может выбирать между собственным проектированием и строительством новых объектов или покупкой и реновацией существующих. Так, в 2023 году было выделено более 20 млрд рублей на развитие туристических объектов и инфраструктуры, в том числе люксовых отелей и комплексов.

Однако привлечение состоятельных туристов требует особого подхода, а развитие туристического объекта в сегменте люкс предполагает не только высокий уровень сервиса, но и уникальные локации, разнообразные впечатления и безупречное внимание к деталям. Развитие верхнего ценового сегмента открывает новые перспективы для российского туризма и создает дополнительные возможности для экономического роста.

В премиальном сегменте туристы предпочитают персонализированные туры, специальные программы оздоровления, отдельные виллы и высококлассные wellness-услуги. Многие люксовые отели стали предлагать программы оздоровления, включая детокс, йогу, медитацию и специализированные курсы для восстановления здоровья.

Для отелей класса люкс уже считается обязательным наличие фитнес- и спа-комплексов, гастрономических ресторанов с авторской кухней, и условий для полного уединения, включая частные пляжи и территории. Современные путешественники все чаще ориентированы на экологичность и устойчивость. Это особенно важно для загородных и природных курортов, где важную роль играют «зеленые» стандарты и минимальное воздействие на окружающую среду.

Все это мы учитывали и при строительстве «Уткино» Country House. Например, банный комплекс «Пар степи» вписан в природный ландшафт, что создает у посетителей ощущение полного слияния с природой и релакса.

Оператор, работающий в сегменте люкс должен помнить, что сегодня считается роскошью, завтра становится мейнстримом, и постоянно держать руку на пульсе ожиданий и ценностей своих гостей. Состоятельные туристы хотят получать впечатления, которые невозможно купить или легко воспроизвести, будь то полет на вертолете над вулканами Камчатки, частные экскурсии по культурным и природным достопримечательностям или гастрономические ужины в удаленных локациях, например, под звездным небом в донской степи. Уверен, что те туристические объекты, которые вызывают у потребителей правильный эмоциональный отклик, будут процветать по сравнению с теми, кто предлагает материальную роскошь.

Среди этой группы растет спрос на полный цифровой комфорт, включая умные системы управления номером, бесконтактное обслуживание и персонализированные предложения на основе анализа данных. Инвестиции в такие технологии повышают удовлетворенность гостей.

Я уверен, что, несмотря на высокие первоначальные вложения, люксовый сегмент имеет значительный потенциал для развития. Но надо осознавать, что вложения в этом сегменте — долгосрочные инвестиции.

Многие объекты могут работать круглый год, предлагая туристам разные сезонные программы. В luxury-отелях доход формируется не только за счет размещения, но и за счет дополнительных услуг — спа-процедур, экскурсий, аренды яхт и автомобилей, эксклюзивных мероприятий. Конечно, развитие отелей такого уровня в регионах с суровым климатом требует значительных затрат на создание всесезонной инфраструктуры, которая обеспечит комфортные условия круглый год. Требуются также специалисты высокого уровня. Дефицит квалифицированного персонала, необходимость инвестировать в его развитие может быть вызовом для отельеров, особенно в отдаленных регионах. Высококлассному сервису можно научить, но в настоящее время нет специализированных образовательных заведений для премиального сегмента. И это тоже один из актуальных вызовов для инвесторов в туристическую инфраструктуру класса люкс.

В заключение хотел бы отметить, что те усилия, которые сейчас предпринимаются по созданию нового туристического бренда России и макрорегионов, по развитию качественной туристической инфраструктуры и расширению предложений для разных целевых аудиторий туристов, детальный анализ загрузки объектов размещения в регионах и создание новых точек притяжения, однозначно будут способствовать развитию отрасли и формированию новых перспектив для инвесторов.

 

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза