Forbes Council Анна Евневич
1269
0

Свое на чужом: как учитывать особенности контрактного производства

Свое на чужом: как учитывать особенности контрактного производства
Малому бизнесу на старте не приходится выбирать между контрактным производством и собственным — его запуск требует слишком больших инвестиций. Однако сотрудничество со сторонней площадкой связано с массой ограничений в том, какой продукт вы можете выпускать. Найти золотую середину здесь непросто, но реально.

Завод-подрядчик может порой создавать трудности там, где их нет. Однажды, когда нам нужно было упаковать комплекс в саше по три капсулы, технологи площадки засомневались в том, что капсулы не помнутся, и это притом, что на том же заводе для нас фасовали аналогичные капсулы в банки, на дне которых давление выше, чем при упаковке капсул в саше. Только доскональная экспертиза с выверенными формулами смогла убедить завод взять заказ в нужном нам виде. Появление таких непредвиденных нюансов возможно на любом этапе контрактного производства. Не говоря о цене: стоимость контракта сейчас четко не фиксируется. Реально договориться о параметрах только на год (и/или конкретную поставку) при условии очень больших объемов производства, что на рынке БАД редкость — заказы формируются под текущий спрос. При этом никуда не исчезает зависимость от импортного сырья, стоимость которого привязана к курсу валюты — одномоментно она может вырасти на 20%.

Другая особенность контрактного производства в том, что ты не можешь выпускать уникальный продукт из конкретного сырья, свободно выбирая его на рынке. Нужно подстраиваться под тот перечень поставщиков, с которыми у завода есть контракты. Необходимо также учитывать и технические особенности, специфику оборудования. Ограничения могут возникать и в части юридического оформления, получения документации, свидетельств о государственной регистрации. Завод может снять с производства какой-то тип продукта, который входит в вашу линейку, а у вас растет в это время спрос на данный продукт.

Если считать все это оборотной стороной медали, то как выглядит лицевая? Плюс контрактного производства в том, что площадка-подрядчик берет на себя оформление документов на продукцию, заказ и отбор сырья, его поставки в Россию. Если где-то за границей какой-то продукт застрял или пропал, производитель сам находит решение, чем это «перекрыть». Мы имеем возможность проверить качество сырья в лаборатории, и мы защищены подписанными документами. Размещая заказы на разных предприятиях в зависимости от их оборудования, мы формируем линейку нужных нам продуктов. Мы предпочитаем договариваться с крупными производствами, поскольку на маленьких предприятиях риск ошибок вследствие человеческого фактора выше, чем на средних и тем более больших.

Самый простой путь организации контрактного производства — это выбрать какой-то продукт, который уже выпускается на заводе, на него есть необходимые сертификаты и продумана упаковка. Остается только поменять этикетку. По пути создания White label идет большинство начинающих российских игроков. Но тогда на рынке вы будете выделяться только маркетингом и, если сумеете, более комфортной для покупателей ценой. Срединный путь — реализовать нестандартные идеи на контрактном производстве — возможен только при глубоком погружении во все его этапы и выстраивании соответствующих договоренностей. Это требует высокого личного участия собственника бренда. В нашем случае я как CEO, идеолог и создатель продукта досконально вникаю и учитываю факторы всех процессов, так как отдельные сотрудники отвечают каждый за свой конкретный участок.

При подготовке собственной площадки есть два базовых минуса: высокие инвестиции по отношению к объемам производства на старте, даже если завод маленький, и простой уже установленного оборудования до получения всей разрешительной документации (когда приходится платить зарплаты всему штату предприятия, коммунальные расходы и т.д. — и все это в течение неопределенного срока до получения документов). Третий аспект — сложно загрузить завод на 100%, если ты производишь нишевый продукт. Поэтому тут однозначно нужно рассматривать вариант «брать на борт» производство для кого-то еще. Также надо учитывать, что все заводы в нашей стране строятся в очень тесном взаимодействии с администрацией тех регионов, где они находятся. Это не про коррумпированность или какую-то серую схему, а про необходимость выстраивать качественные отношения с государственными органами — как полноценное направление в производственном бизнесе.

Инвестировать в собственную площадку есть смысл, когда объем продаж позволяет рассчитывать на окупаемость вложенных средств — как правило, заемных. А до тех пор нужно постоянно искать баланс нескольких переменных: это идеи по развитию бренда, потребности покупателей, цены и качество сырья, экономическая целесообразность продуктов для подрядчиков и получение юридических документов на них. Собственно, в поиске оптимальных решений и заключается искусство управления любым бизнесом.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза