Forbes Council Ксения Маевская
33586
0

Следить за собой: чем опасна «обналичка» и как не допустить обвинений в преступлении

Следить за собой: чем опасна «обналичка» и как не допустить обвинений в преступлении
Нелегальное обналичивание денежных средств, как ни странно это звучит, не теряет своей актуальности. Предприниматели и руководители компаний нередко прибегают к «обнальным» схемам для того, чтобы так или иначе уйти от налогообложения и по другим причинам. К чему может привести такая деятельность и как не допустить обвинений в использовании «темных» схем?

По данным Судебного Департамента при ВС РФ, в 2023 году за преступления, предусмотренные ст. 171–173.2 УК РФ, было осуждено 7277 граждан, на 13% больше по сравнению с 2022 годом, а по ст. 186, 187 УК РФ — 2114, на 37%. Обналичка может образовать целый ряд экономических составов — от небольшой тяжести (ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица») до особо тяжких (ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»). При этом, на мой взгляд, самый распространенный состав преступления, который выявляет орган следствия — это незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ). Обыватель, прочитав диспозицию указанной статьи, может подумать, что она ничего общего с незаконным обналичиванием не имеет. Однако это не так. Как раз в ходе расследования данного состава преступления уголовное дело может быстро «обрастать» новыми. Такими, как, например, неправомерный оборот средств платежей (ст. 187 УК РФ). Граждан, предоставивших свои документы для создания «однодневного» юридического лица, могут привлечь по ст. 173.2 УК РФ («Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица). «Обнальщиков» привлекают за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), а заказчиков и непосредственных исполнителей — за уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 198, 199 УК РФ). На практике, с учетом совокупности всех вышеперечисленных составов преступлений в уголовном деле и наличия внушительного количества участвующих лиц, уголовные дела могут быть соединены в одно производство с переквалификацией в ст. 210 УК РФ. А это — от семи до 20 лет лишения свободы.

Однодневки и дропы


Классическая схема работает следующим образом. У «обнальщиков» существуют заранее созданные фирмы-однодневки с руководителями-номиналами. С клиентом заключается договор на оказание каких-либо услуг. Как правило, их характер подбирается таким образом, чтобы реальность исполнения невозможно было проверить. Далее подписывается фиктивный акт о выполнении, заказчик перечисляет денежные средства на расчетный счет однодневки, с которого их обналичивают путем снятия в платежном терминале, «свойском» банке и т.д. за минусом своего процента передают клиенту.

Появляются и новые вариации. Так, одной из наиболее популярных является схема с участием дропа — гражданина, подобранного для зачисления денег и последующего снятия со своей банковской карты. Одни дропы могут ничего не подозревать о своем участии в преступной схеме (как правило, пенсионеры), другие осведомлены и умышлено действуют за определенный процент. Последние бывают трех типов: «заливщики» получают наличные деньги от других дропов, вносят на свой счет и отправляют по цепочке; «транзитники» принимают деньги на карту и переводят по цепочке сторонним лицам; «обнальщики» лично снимают денежные средства. У одного дроппера могут быть сотни банковских карт. Подобная схема является довольно масштабной, своеобразное «дерево», на вершине которого расположен организатор сервиса по обналичиванию.

Механизм раскрытия


Подозрения падают, как правило, на налогоплательщика, который имеет отношения с фирмами-однодневками. К примеру, в ходе выездной налоговой проверки стандартно запрашивают информацию о движении денежных средств по банковским счетам, и особое внимание обращают на переводы денег частным лицам. Полученная информация в дальнейшем тщательно отрабатывается уполномоченными на то государственными структурами.

Фирмы, с которыми заключены договоры на выполнение услуг, проверяются на предмет подозрительных признаков: отсутствие дохода, штата сотрудников, помещения, наличие множества открытых счетов, порой даже в банках не по месту регистрации. Подлежат отысканию лица, которые являются номинальными учредителями и (или) генеральными директорами, для производства опросов, а в последующем при возбужденном уголовном деле и производства допросов.

При наличии постановления о возбуждении уголовного дела, силовиками незамедлительно проводятся обыски по местам нахождения физических лиц — как подозреваемых, так и свидетелей, а также юридических лиц, в ходе чего изымается вся документация, техника, цифровые носители информации, а по местам проживания — банковские карты (на практике их оказывается десятки, а порой и сотни). По техническим устройствам проводятся судебные технические экспертизы, по банковским картам запрашивается вся информация о владельцах и движении денег. В дальнейшем по всей бухгалтерской документации проводится судебная бухгалтерская экспертиза с целью установления размера ущерба. Личные мобильные устройства — это особый пласт ценной информации, такой как переписка по SMS, в телефонных мессенджерах и многое другое. Перед судом могут ходатайствовать о получении информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами всех фигурантов уголовного дела.

Основные следственные действия предполагают проведение допросов свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и очных ставок между ними в случае наличия противоречий. Это и многое другое тщательно анализируется правоохранителями, после чего приобщается к материалам уголовного дела в качестве доказательств, которые представили интерес для органа следствия и изобличают в преступных действиях.

Контроль и самоконтроль


Опасность спроса на незаконное обналичивание заключается в том, что ошибочные действия и недочеты бизнеса могут вызвать подозрения и претензии правоохранителей.

Во всех случаях особо тщательно подходите к проверке контрагента через такие платформы, к примеру, как «Контур.Фокус», сайт ФНС России. С 1 октября 2024 года работает платформа ЦБ РФ «Знай своего клиента». На базе платформы можно проверить информацию о нахождении в так называемой «красной зоне» как контрагента, так и себя. В случае, если вы выяснили, что на базе сервиса находитесь в неблагоприятных зонах и в числе неблагонадежных компаний, вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в Банк России о пересмотре указанного решения, но лишь в том случае, если к вам не применялись ограничительные меры по «антиотмывочному» законодательству.

Изучите историю контрагента с сайтов ФССП РФ и Арбитражных судов. Проверьте насколько много по адресу контрагента зарегистрировано компаний. Если множество, то это уже должно насторожить. Максимально подробно описывайте назначение платежа в соответствующей графе платежного поручения. Аналогичного отношения к платежным документам требуйте и от контрагентов. Описание же должно совпадать с выбранным при регистрации вами видом экономической деятельности. Если описание в назначении платежа довольно поверхностное и не совпадает с фактической деятельностью фирмы, либо переводы осуществляются на счет физических лиц, с большой долей вероятности вами заинтересуется департамент финансового мониторинга банка.

В любом случае, обратился ли банк в ваш адрес с запросом на предоставление информации, или налоговый орган прислал повестку с целью получения от вас объяснений, эти запросы нельзя игнорировать. Необходимо быть всегда в диалоге как с государственными структурными подразделениями, так и с подразделениями банков. Систематически проверяйте актуальность размещенной в отношении вас информации на сайте ФНС России в разделе ЕГРЮЛ. В случае смены адреса регистрации или изменения иных данных, незамедлительно информируйте об этом государственный орган.

Рекомендаций может быть довольно много, исходя из конкретной, отдельно взятой ситуации. Помните, что ваше понимание добросовестности еще не означает безупречности в действиях. Юридические риски ведения бизнеса нельзя недооценивать и относиться к ним халатно. А попытки как-то схитрить — это всегда путь «по лезвию бритвы».

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза